Рождество Христово: история праздника

Автор склоняется к мысли, что выбор даты Рождества — будь то на Востоке или на Западе — не основывался на откровенном усвоении языческих традиций или экзотических расчетах, и достаточным объяснением ему может служить тот самый народный инстинкт, который поместил в день зимнего солнцестояния праздник Natalis Invicti, хотя изобилие аналогичных праздников, отмечавшихся посреди зимы, могла оказать определенно влияние не выбор даты в декабре.

B староанглийском языке Рождество называлось Cristes Maesse (Месса Христа), это название впервые встречается в 1038 г., или Cristes-messe, начиная с 1131 г. В голландском языке это Kerstmis, на латыни — Dies Natalis, откуда происходит французское Noel, а в итальянском — Il natale; в немецком — Weihnachtsfest, от предшествовавшего Рождеству всенощного бдения. Происхождение слова Yule спорно, однако оно никак не связано ни с одним словом, означающим «колесо». В англо-саксонской традиции существовало слово geol («праздник»): отсюда geola, название месяца (в исландском языке праздник в декабре называется iol).

Древность традиции

Pождество не входило в число самых первых праздников Церкви. Ириней и Тетуллиан не включают его в свои списки праздников. Ориген — вероятно, с мыслью о поcтыдных имперских Natalitia — утверждает, что в Писаниях дни рождения празднуют только грешники, а не святые (см. Проповеди на Книгу Левит VIII). Арнобий в начале IV века все еще высмеивает «дни рождения» богов (Семь книг против язычников VII:32).

Александрия

Первые сведения о праздновании Рождества дошли до нас из Египта. Около 200 г. н. э. Климент Александрийский пишет (Строматы I:XXI:145:6), что некоторые историки называют не только год, но и день рождения Христа, назначая его на 25-е пахона (20-е мая) 28-го года правления императора Августа. [Х. Л. Иделер полагал, что эти богословы отождествляли девятый месяц, в который родился Христос, с девятым месяцем собственного календаря (Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie II:397).] Другие назначали эту дату на 24-е или 25-е фармути (19-е или 20-е апреля). Наряду с сочинением Климента можно упомянуть трактат «О вычислении Пасхи», написанный в 243 г. и ошибочно приписываемый Киприану Карфагенскому, в котором рождение Христа назначается на 28 марта, поскольку в этот день было сотворено материальное солнце. Тем не менее, А. М. Лупи продемонстрировал (Zaccaria, Faenza, 1785, c. 219), что нет ни единого месяца в году, на который уважаемые и авторитетные авторы не назначали бы дату рождения Христа. Однако Климент также сообщает нам, что гностики-василидиане праздновали Богоявление, а вместе с ним, вероятно, и Рождество, 15-го или 11-го тиби (10-го или 6-го января). Как бы то ни было, это двойное празднование широко распространилось — отчасти потому, что явление ангелов пастухам считалось одним из свидетельств славы Христа и было присовокуплено к более значимым свидетельствам, о которых вспоминали 6-го января; а отчасти потому, что в описании явления Бога при Крещении Христа многие рукописи Евангелия от Луки (напр., Codex Bezae) неверно воспроизводят глас Божий в стихе 3:22 как sou ei ho houios mou ho agapetos, ego semeron gegenneka se(«Ты Сын Мой Возлюбленный, Я ныне родил Тебя») вместо en soi eudokesa («в Тебе Мое благоволение»). Авраам Эккелийский (P. Labbe. Sacrosancta concilia ad regiam editionem exacta II, 402) ссылается на Правила александрийской церкви, в которых во времена Никейского собора упоминается dies Nativitatis et Epiphaniae («день Рождества и Богоявления»). Епифаний Кипрский (Панарий LI) ссылается на необычную полугностическую церемонию, существовавшую в Александрии, когда в ночь с 5-го на 6-е января Kore (статую девушки) с крестообразной печатью в ходе торжественной процессии обносили вокруг крипты с пением: «Сегодня в этот час Kore родила Вечного». Иоанн Кассиан Римлянин в своих «Собеседованиях» (X:2), написанных в 418-427 гг., отмечает, что в египетских монастырях все еще соблюдается «древняя традиция». Однако 29-го хойяка (25-го декабря) и 1-го января 433-го года Павел Эмесский проповедовал в присутствии Кирилла Александрийского, и его проповеди (см. G. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio IV:293; приложение к Деяниям Ефесского Собора) показывают, что празднование Рождества в декабре уже стало там устоявшейся традицией, и календари свидетельствуют о ее неизменности. Таким образом, празднование Рождества в декабре распространилось в Египте в период 427-433 гг.

Кипр, Месопотамия, Армения, Малая Азия

На Кипре в конце IV века Епифаний утверждает, полемизируя с алогами (Панарий LI:16,24), что Христос родился 6-го января и крестился 8-го ноября. Ефрем Сирин (чьи гимны относятся к Богоявлению, а не к Рождеству) доказывает, что в Месопотамии праздник Рождения Христа все еще празднуется спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, т. е. 6 января. Армения также игнорировала (и по-прежнему игнорирует) празднование в декабре (см. Евфимий Зигабен. Паноплия догматика 23; Никифор Каллист. Церковная история XVIII:53; Исаак [католикос Армении в XI или XII столетии]. Adv. Armenos, I:XII, 5; J. M. Neale. A History of The Holy Eastern Church, Introd., p. 796). В Каппадокии проповедь Григория Нисского о Василии Великом (который скончался до 1 января 379 г.) и две последующие его проповеди, произнесенные на день св. Стефана (J. P. Migne. Patrologia Graeca XLVI: 788; см. также сс. 701, 721), доказывают, что в 380 году 25-е декабря там уже отмечали, разве что мы последуем чересчур изощренным доводам Узенера (Religionsgeschichtliche Untersuchungen, Bonn, 1889, 247-250), который датирует эти проповеди 383 годом. Кроме того, Астерий Амасийский (V век) и Амфилохий Иконийский (современник Василия Великого и Григория Нисского) свидетельствуют, что в их епархиях Богоявление и Рождество были отдельными праздниками (Migne. P. G. XL: 337; XXXIX: 36).

Иерусалим

В 385 г. Сильвия Бордосская (или Этерия, как ее, судя по всему, следует правильно называть) впечатлилась роскошными празднествами Детства в Иерусалиме. Они определенно были окрашены «Рождественскими» темами; епископ еженощно отправлялся в Вифлеем, возвращаясь в Иерусалим для проведения дневных торжеств. Сорок дней спустя праздновали Принесение во Храм. Однако отправной точкой в вычислениях было 6 января, и праздники продолжались восемь дней после этой даты. Она тоже называет великими праздниками только Пасху и Богоявление. Таким образом, в 385 г. 25-е декабря в Иерусалиме не отмечалось. Это соответствует т. н. переписке между Кириллом Александрийским (348-386) и папой Юлием I (337-352), которую цитирует Иоанн Никиусский (ок. 900 г.) с целью обратить Армению к празднованию 25 декабря (J. P. Migne. Patrologia LatinaVIII:964). Кирилл пишет, что его клирики не могут за время объединенного празднования Рождения и Крещения совершить двойную процессию — в Вифлеем и к Иордану (эта позднейшая практика является здесь анахронизмом), — и просит Юлия установить подлинную дату Рождества «на основании документов переписи, привезенных в Рим Титом». Юлиан назначает 25-е декабря. Согласно другому документу (J.-B. Cotelier. Patres Apostolici I:316, Amsterdam, 1724), Юлий написал об этом Ювеналу Иерусалимскому (ок. 425-458), прибавив, что Григорий Назианзин подвергся критике в Константинополе за то, что «располовинил» праздник. Однако Юлий скончался в 352 г., а к 385 г. Кирилл все еще не ввел никаких изменений; более того, Иероним Стридонский в своем «Толковании на пророка Иезекииля» примерно в 411 г. осуждает палестинцев за то, что они отмечают день рождения Христа в праздник Явления. Козьма Индикоплевст полагает (Migne. P. G. LXXXVIII:197), что даже в середине VI столетия иерусалимский обычай объединять два памятных дня, утверждая на основании Луки 3:23, что день Крещения Христа совпадал с днем Его рождения, был единственным в своем роде. Однако существовавший в Иерусалиме обычай поминать 25-го декабря Давида и апостола Иакова объясняет перенос праздника. Узенер, опираясь на «Похвальное слово в честь св. Стефана» Василия Селевкийского (ок. 430), полагает, что Ювенал, по крайней мере, пытался ввести этот праздник, но, благодаря большей известности имени Кирилла, это событие стало ассоциироваться со временем его жизни.

Антиохия

В Антиохии, на день памяти свт. Флогония Антиохийского, Иоанн Златоуст произнес важную проповедь. Это почти наверняка было в 386 году, хотя Клинтон называет 387 год, а Узенер, путем долгой перестановки проповедей святых, приходит к 388 году (Religionsgeschichtliche Untersuchungen, pp. 227-240). Однако период с февраля 386 года, когда Флавиан Антиохийский рукоположил Златоуста в священники, по декабрь того же года достаточно длинен, чтобы за это время произнести все интересующие нас проповеди (см. Kellner. Heortologie, Freiburg, 1906, p. 97, n. 3). Столкнувшись с реакцией на некоторые еврейские обычаи и праздники, Златоуст пытается объединить Антиохию для празднования Рождества Христова 25-го декабря, поскольку часть общины к тому моменту уже не менее 10 лет отмечала праздник в этот день. На Западе, говорит он, этот праздник отмечался таким образом anothen («с самого начала»); он всегда стремился ввести эту традицию в Антиохии, но традиционалисты всегда противились. На этот раз он добился успеха и в переполненной церкви выступил в защиту нового обычая. В новом обычае не было ничего неслыханного — этот праздник отмечали от Фракии до Кадиса — и совершенно справедливо, ибо чудесно быстрое распространение доказывает его подлинность. Кроме того, Захария, будучи первосвященником, вошел в храм в День искупления, следовательно, весть о зачатии Иоанна Крестителя он получил в сентябре; Христос был зачат шестью месяцами ранее, т. е. в марте, и родился, соответственно, в декабре. Наконец, хотя Златоуст никогда не бывал в Риме, из верных источников ему известно, что документы переписи Святого Семейства все еще хранятся там. [Обычай апеллировать к римским архивам восходит еще к временам Иустина Мученика (Первая Апология 34-35) и Тертуллиана (Против Маркиона IV:7, 19). Юлий, как утверждается в поддельных посланиях Кирилла, высчитал эту дату на основании сочинений Иосифа Флавия, следуя тем же ни на чем не основанных предположениях относительно Захарии, что и Златоуст.] Таким образом, в Риме 25 декабря отмечалось достаточно долго, чтобы Златоуст мог сказать приведенные выше слова не позднее 388 г.

Константинополь

В 379 или 380 г. Григорий Назианзин стал exarchos, т. е. инициатором нового праздника в Константинополе, где после смерти императора Валента Флавия шло возрождение ортодоксии. В течение трех дней подряд Григорий прочел три проповеди (Usener, p. 253) в частной часовне, именуемой Анастасия. После того, как в 381 г. Григорий был отправлен в ссылку, празднование прекратилось. Но, по словам Иоанна Никиусского, император Гонорий, посетив Константинополь, попросил своего брата и соправителя Аркадия устроить празднество в день, принятый в Риме. Келлнер датирует это посещение 395 годом, а Баумстарк (Oriens Christianus, 1902, 441-446) относит его к 398-402 годам. Последний опирается на послание Иакова Эдесского и утверждает, что Рождество было принесено в Константинополь Аркадием и Златоустом из Италии, где, «согласно хроникам», его праздновали с апостольских времен. Златоуст занимал епископскую кафедру с 398 по 402 г., следовательно, он ввел этот праздник в указанный период, действуя в качестве епископа, — точно так же, как он ввел его в Антиохии, будучи священником. Однако Любек (Hist. Jahrbuch. XXVIII, I, 1907, pp. 109-118) доказывает, что данные Баумстарка ошибочны. Гораздо более важно, хотя и редко удостаивается упоминания, мнение Эрбеса (Zeitschrift fur Kirchengeschichte XXVI, 1905, 20-31), что праздник был учрежден императором Константином еще в 300-335 годах.

Рим

Самым ранним свидетельством празднования Рождества в Риме является Хронограф 354 года, также известный как «Календарь Филокала», в котором есть три важных записи. В гражданском календаре 25 декабря обозначено как Natalis Invicti («рождение непобедимого»). В разделе Depositio Martyrum, который представляет собой список римских или древних и повсеместно почитаемых мучеников, на 25-е декабря имеется запись: VIII kal. ian. natus Christus in Betleem Iudeae («Восемь дней до январских календ рождение Христа в Вифлееме Иудейском»). 22-го февраля (VIII kal. mart.) также упоминается праздник Кафедры св. Петра. В списке консулов есть четыре необычных церковных записи: даты рождения и смерти Христа, вхождения в Рим и мученической кончины свв. Петра и Павла. Еще одна важная запись выглядит так: Chr. Caesare et Paulo sat. XIII. hoc. cons. Dns. ihs. XPC natus est VIII Kal. ian. d. ven. luna XV, — т. е. во время консульства Цезаря (Августа) и Павла наш Господь Иисус Христос родился на восьмой день перед январскими календами (25-е декабря), в пятницу, четырнадцатый день лунного месяца. Детали этой записи противоречат как преданию, так и логике. Эпакт, здесь обозначенный как XIII, обычно указывается как XI; получается, что речь идет о 754 годе от основания Рима, хотя эта дата впервые была предложена двумя столетиями позже; ни в один год между 751 и 754 от основания Рима 25-е декабря не выпадает на пятницу; предание неизменно гласит, что Христос родился в среду. Более того, предлагаемый год смерти Христа (duobus Geminis coss., т. е. 29 г. н. э.) означает, что Он должен был умереть в возрасте двадцати восьми с четвертью лет. Помимо всего вышеизложенного, эти записи в списке консулов — явные позднейшие вставки. Но разве не являются позднейшими вставками и две записи в Depositio Martyrum? Будь в тексте один только день рождения Христа по плоти, он мог бы возглавлять список духовных natales мучеников; но 22-е февраля там совершенно не к месту. Как и в случае с консульскими fasti, популярные праздники были вставлены позднее, для удобства. Никаких добавлений не было сделано только в гражданском календаре, так как после упразднения языческих празднеств он стал бесполезен. Итак, даже если оригинал Depositio Martyrum действительно датируется 336 годом (это вполне вероятно), нет причин полагать, что информация в Хронографе имеет более раннее происхождение, нежели сам Хронограф, т. е. что она древнее 354 года, — разве только мы примем допущение, что в 336 году уже существовала некая народная традиция, позволяющее оправдать официальную датировку.

Если бы Халкийский манускрипт толкований Ипполита Римского на Книгу пророка Даниила оказался подлинным, мы располагали бы доказательством того, что Рождество праздновали в декабре уже около 205 года. Интересующий нас отрывок [в рукописи Чиги он приведен с купюрами, обозначенными ниже с помощью квадратных скобок, и цитировался а таком виде всегда вплоть до Григория Синкеллоса (ок. 1000)] звучит так:

He gar prote parousia tou kyriou hemon he ensarkos [en he gegennetai] en Bethleem, egeneto [pro okto kalandon ianouarion hemera tetradi] Basileuontos Augoustou [tessarakoston kai deuteron etos, apo de Adam] pentakischiliosto kai pentakosiosto etei epathen de triakosto trito [pro okto kalandon aprilion, hemera paraskeun, oktokaidekato etei Tiberiou Kaisaros, hypateuontos Hrouphou kai Hroubellionos (IV:23).
Ибо первое пришествие Господа во плоти, [в которой Он родился] в Вифлееме, произошло [25 декабря, в четвертый день недели] в правление Августа, [в сорок второй год,] в 5500 году [от Адама]. И Он пострадал на тридцать третьем Своем году, [25 марта, в параскеву, в восемнадцатый год императора Тиверия, при консулах Руфе и Рубеллии].

Это несомненная интерполяция, что признают Функ, Бонвеч и другие авторы. Имена консулов написаны с ошибкой (на самом деле, Фуфий и Рубеллий); возраст Христа указывается как тридцать три года, хотя в подлиннике Ипполита это тридцать один год; эти мелкие подробности не важны для спора, который Ипполит вел с милленаристами; невозможно поверить, что Ипполиту были известны эти детали, в то время как его современники (Тертуллиан, Климент и др.), рассуждая о том же предмете, либо умолчали, либо не знали об этих подробностях, или же их высказывания на этот счет никто не процитировал.

Амвросий Медиоланский (О девстве III:1) сохранил текст проповеди, произнесенной папой Ливерием Исповедником в церкви св. Петра в день Natalis Christi по случаю пострижения сестры Амвросия, Марцеллины, в монахини. Ливерий занимал папский престол с мая 352 по 366 год за исключением периода с 355 по 357 год, который он провел в ссылке. Если Марцеллина постриглась в монахини только по достижении канонического двадцатипятилетнего возраста, и если Амвросий родился только в 340 году, более вероятно, что событие, о котором идет речь, произошло после 357 года. Хотя проповедь изобилует нюансами, характерными для Богоявления (брак в Кане, умножение хлебов и т. п.), они, судя по всему, связаны с естественным ходом мысли (Kellner, p. 109) и не позволяют датировать проповедь 6-м января — этот праздник стал известен в Риме намного позднее. Кстати, Узенер (p. 272) настаивает, что Ливерий произнес свою проповедь в 353 году, учредив тем самым празднование Рождества в декабре того же года, однако Календарь Филокала позволяет нам предположить, что празднование Рождества началось раньше, чем Ливерий взошел на папский престол. Однако и 243 год — датировка, предложенная Луи Дюшеном, многим покажется неприемлемой.

На Западе Сарагосский Собор (380) по-прежнему игнорирует дату 25-е декабря (см. Правило XXI:2). В 385 году папа Сириций в своем письме Химерию в Испанию (Migne. P. L., XII:1134) разделяет праздники Рождества и Явления; но какие обычаи — римские или испанские — он имеет в виду, непонятно. Аммиан Марцеллин (Деяния XXI:II) и Иоанн Зонара (Хроника XIII:11), упоминая о визите императора Юлиана Отступника в галликанскую Виенну, датируют его, соответственно, Богоявлением и Рождеством. Если только император не побывал там дважды, это означает, что в 361 г. в Виенне два праздника объединялись в один, но мы до сих пор точно не знаем, в какой день это происходило. К временам Иеронима Стридонского и Блаженного Августина праздник в декабре уже вошел в традицию, хотя Августин (Послание LIV) и не включал его в список главнейших праздников. Начиная с четвертого столетия во всех западных календарях датой Рождества называется 25-го декабря.

Таким образом, в Риме Рождество праздновали 25-го декабря еще до 354 года; на Востоке, в Константинополе, — не ранее 379 г., если только мы не отвергнем свидетельство Григория Великого в пользу предположения Эрбеса, что 25-е декабря в Константинополе праздновали уже в 330 г. Таким образом, историки почти единодушно признают, что новый праздник пришел на Восток из Рима по Босфору во время великого антиарианского пробуждения и стараниями поборников ортодоксии. Де Санти (Civiltae Cattolica, 1907) вслед за Эрбесом утверждает, что Рим усвоил восточный праздник Богоявления, теперь уже окрашенный в явно рождественские тона, и вместе со все возраставшим числом восточных церквей назначил датой праздника 25-е декабря, а впоследствии на Востоке и Западе два праздника разделились, и Рождество стали праздновать 25-го декабря, а Богоявление — 6-го января. Однако первая гипотеза звучит более убедительно.

Происхождение даты

Евангелия

Евангелия ничем не могут нам помочь в установлении даты рождения Христа. Опираясь на них, исследователи выдвигают противоречивые аргументы. Перепись невозможно было провести зимой — нельзя было бы сорвать с насиженных мест население целой страны. Но, с другой стороны, это можно было сделать только зимой, потому что только в это время года прекращались работы в поле. Однако Риму не была свойственна такая забота о людях. Более того, авторитетные исследователи расходятся во мнениях по поводу того, могли бы и стали бы пастухи держать скот на пастбище по ночам в сезон дождей.

Храмовая чреда Захарии

Доводы, основанные на служении Захарии в храме, ненадежны, хотя древние расчеты (см. выше) в еще более сложной форме возобновили позднейшие исследователи — например, Фридлиб (Leben J. Christi des Erlosers, Munster, 1887, p. 312). Согласно этой теории, храмовое служение совершали 24 чреды иудейских священников, каждая из которых служила одну неделю, от субботы до субботы. Захария принадлежал к восьмой, Авиевой череде. Храм был разрушен 9-го ава 70 г. Поздняя раввинистическая традиция утверждает, что в тот момент служение несла первая, Иегоаривова чреда. Опираясь на эти недостоверные данные и исходя из предположения, что Христос родился в 749 г. от основания Рима, и что за прошедшие семьдесят бурных лет ротация священников ни разу не была нарушена, исследователи высчитывают, что Авиева чреда служила в храме со 2 по 9 октября 749 г. от основания Рима, и в таком случае зачатие Христа приходится на март, а Рождество, соответственно, — на декабрь. Келлнер (pp. 106, 107) показывает, что время служения Захарии невозможно вычислить на основании каких-либо более ранних или более поздних событий.

Аналогия с ветхозаветными праздниками

Представляется невозможным, опираясь на аналогию взаимосвязи Пасхи и Пятидесятницы в Ветхом и Новом Заветах, связать празднование Рождества с праздником Кущей, как это сделал, например, Лайтфут (Horae Hebraicae et Talmudicae impensae in Acta Apostolorum et in Ep. S. Pauli ad Romanos, II;32), ссылавшийся на ветхозаветные пророчества — в частности, Захария 14:16. На этом основании и увязывая тот факт, что Христос был распят в месяце нисане, с пророчеством Даниила о служении длиной в три с половиной года (9:27), Лайтфут полагал, что Христос родился в месяце тишри, т. е. в сентябре. Столь же нежелательно связывать 25-е декабря с восточным (он отмечается в декабре) праздником Ханукки (Иосиф Флавий. Иудейские древности, XII:VII:6).

Natalis Invicti

Напротив, доводы в пользу того, что происхождение нашей декабрьской даты связано с известным солярным праздником, Natalis Invicti, который праздновали 25-го декабря, довольно серьезны. Моммсен (Corpus Inscriptionum Latinarum, 12, p. 338) собрал исторические свидетельства об этом празднестве, которое достигло пика своей популярности в правление императора Аврелиана в 274 году. Филиппо дель Торре в 1700 г. первым увидел его важность; как мы уже говорили, этот день отмечен без добавления в «Календаре Филокала». В рамках настоящей статьи не представляется возможным даже схематично проследить историю солярной символики и солярных эпитетов, употреблявшихся по отношению к Богу, Мессии и Христу в иудейских или христианских канонических, святоотеческих или богослужебных сочинениях. Множество подобных примеров встречается в гимнах и рождественских молитвах, тексты которых тщательно собрал Кюмон (там же, доп. ссылка С, p. 355).

Впервые сближение рождения Христа и рождения Солнца происходит в 9-й главе трактата «О вычислении Пасхи», ошибочно приписываемого Киприану Карфагенскому: O quam praeclare providentia ut illo die quo natus est Sol... nasceretur Christus («О, как прекрасно распорядилось Провидение, что в день, когда родилось Солнце... родился Христос»»).

В IV веке Златоуст говорит: Sed et dominus noster nascitur mense decembris... VIII Kal. Ian. . . . Sed et Invicti Natalem appelant. Quis utique tam invictus nisi dominus noster? ...Vel quod dicant Solis esse natalem, ipse est Sol iustitiae («Но наш Господь тоже родился в декабре месяце... восьмой до январских календ [25 декабря]... Но они называют его „Рождением Непобедимого“. Кто же, поистине, так непобедим, как наш Господь? ...Или, если они говорят, что это день рождения Солнца, Он и есть Солнце Правды»).

Уже Тертуллиану (Апология, гл. 16; см. также К язычникам I:13; Ориген. Против Цельса VIII:67) приходилось настаивать на том, что Солнце не было Богом христиан. Блаж. Августин в своем толковании на Евангелие от Иоанна отвергает еретическое отождествление Христа с Солнцем.

Папа Лев I (Проповеди XXXVII:vii:4; XXII:ii:6) с горечью пишет о пережитках солнечного поклонения — на самом пороге базилики Апостолов христиане оборачиваются, чтобы воздать почести поднимающемуся солнцу. Поклонение Солнцу оставило отпечаток и на простонародной религиозности в Армении, где христиане некогда на какое-то время внешне усвоили культ материального Солнца (там же, p. 356).

Но даже если кто-то усмотрит здесь сознательное и вполне оправданное «охристианивание» языческого праздника, незачем искать в этом что-либо большее, нежели простой перенос даты. Между рождением Митры «из скалы» и Рождеством Христа «в пещере» нет ничего общего; а история о пастухах, поклонявшихся Митре (там же, p. 304), скорее, заимствована из христианства, нежели наоборот.

Другие гипотезы о языческих истоках

Истоки Рождества не следует искать ни в Сатурналиях (1-23 декабря), ни даже в Элевсинских мистериях (см. J. E. Harrison, Prolegomena to the Study of Greek Religion, p. 549), которые, вероятно, через Фригию имели какую-то связь связь с ересью гностиков-наасенов или даже с вышеупомянутым Александрийским ритуалом, ни в обрядах подобных происходившему посреди зимы в Дельфах оргиастическому поклонению Дионису в колыбели (Harrison, p. 402).

Астрономическая гипотеза

Дюшен (Les origines du culte chretien, Paris, 1902, p. 262) выдвигает «астрономическую» гипотезу, согласно которой, принимая во внимание датировку смерти Христа 25-м марта [это исторически невозможно, но предание восходит еще к Тертуллиану (Против иудеев, 8)], сознание народа могло датировать Его зачатие также 25-м марта, а Его рождение, таким образом, — 25-м декабря. Лучшим подтверждением этой гипотезы является тот факт, что некоторые монтанисты (Созомен. Церковная история, VII:18) праздновали Пасху 6 апреля. Это одновременно объясняет и 25 декабря, и 6 января. Более того, эта теория основывается на нумерологических и астрологических доводах и на соображениях «удобства», столь распространенных в те времена. К сожалению, нет никаких исторических свидетельств о праздновании зачатия Христа 25 марта в IV веке.

Вывод

Автор склоняется к мысли, что выбор даты Рождества — будь то на Востоке или на Западе — не основывался на откровенном усвоении языческих традиций или экзотических расчетах, и достаточным объяснением ему может служить тот самый народный инстинкт, который поместил в день зимнего солнцестояния праздник Natalis Invicti, хотя изобилие аналогичных праздников, отмечавшихся посреди зимы, могла оказать определенно влияние не выбор даты в декабре.

— Сирил Мартиндейл

Цит. по Martindale, Cyril Charles. «Christmas». The Catholic Encyclopedia. Vol. 3. New York: Robert Appleton Company, 1908.