Трактовка понятия «оккультизм» в христианской литературе

Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов.
Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес.
Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют и материалиста, и любителя черной магии.

— К. С. Льюис. «Письма Баламута»

Многие мормоны согласятся с тем, что их церковь верит в существование многочисленных богов, но им категорически не нравится, когда их обвиняют в многобожии. Они говорят, что слово «многобожие» вызывает в сознании образ язычников, поклоняющихся идолам и алтарям странных богов. Как ни странно, многие из тех, кто с отвращением относится к слову «многобожие», не смущаясь, признаются, что верят в многочисленных богов. Однако проблему не решить простой заменой слов.

Христианские авторы, пишущие на данную тему, соглашаются между собой только в одном: оккультизм — это плохо, и любая оккультная практика для христианина запрещена. Далее всякое согласие практически отсутствует. Главная проблема заключается в отсутствии четкого общепринятого определения оккультизма — все существующие определения настолько расплывчаты, что их можно применить практически к чему угодно.

Размытостью понятий пользуются идеологи так называемого «служения освобождения» (Нил Андерсон, Кен и Ненси Кертис, Ревекка Браун, Чарльз и Фрэнсис Хантеры, Чарльз Х. Крафт и многие другие). От некоторых из них можно услышать о существовании «духа СПИДа» [1] или о том, что от «оккультного обременения» страдает едва ли не любой человек, предки которого — пусть даже в четвертом поколении — занимались «оккультной деятельностью» (например, гаданием). Такой подход заставляет читателя жить в постоянном страхе, подозревать всё и всех вокруг, и самым негативным образом отражается на качестве нашей христианской жизни. Более того, подобная тактика запугивания дает авторитарным лидерам возможность манипулировать окружающими и эффективно подчинять их своей воле.

Однако в настоящей статье я не хочу углубляться в полемику с теми или иными авторами, пишущими об оккультизме. Моя задача более проста и практична: я хочу дать вам представление о том, какой спектр мнений относительно сути оккультизма существует в современной христианской литературе, и предостеречь вас от опасности поверхностного изучения проблемы.

Наиболее популярные и серьезные христианские публикации об оккультизме на русском языке можно разделить на три группы в зависимости от того, какой подход к проблеме избрали их авторы. Это даст вам некоторое представление о тенденциях в современной критике оккультизма и поможет сделать более обоснованный выбор в пользу той или иной точки зрения. Однако приведенная классификация достаточно условна, поскольку границы между категориями не вполне очевидны, а некоторые публикации в принципе трудно отнести к той или иной категории.

Подход с точки зрения формы

Сторонники этого подхода называют оккультизмом всё, что имеет внешние признаки, традиционно связываемые с понятием «оккультного» (ритуалы, символы, одежда, заклинания и т. п.) или попадает в традиционно сложившийся список оккультных практик (магия, гадания, шаманизм и т. п.). Наиболее важным критерием становится внешняя форма: если человек одет в темную одежду, носит украшения с непонятными символами и увлекается «тяжелой» рок-музыкой, — это оккультист. Таким образом, оккультным считается довольно широкий, но все же ограниченный круг явлений и практик. Данный подход имеет много сторонников из числа людей, которые считают, что по форме всегда можно судить о содержании.

У. Боймер. Нам нужна только твоя душа. Рок-сцена и оккультизм: даты факты, подоплека. CLV.

Автор пытается дать духовную оценку рок-культуре 70-х и 80-х годов. Вот характерная цитата из книги: «Когда рок-музыкант открывает себя демоническим силам и в результате получает одного или несколько сопутствующих духов, то они постоянно пребывают вблизи него и делают его носителем „оккультной“ энергии. Посредством этой демонической энергии музыкант способен на медиальном уровне обращаться к своим слушателям и создавать условия для проникновения этих сил в подсознание своих жертв» (с. 67). На основании такого анализа автор приходит к выводу, что в современном обществе происходит «оккультный взрыв». «Современное поклонение идолам и волшебство — это оккультная катастрофа, обрушившаяся в апокалиптических размерах на отпадшее от Бога человечество, и рок-сцена [2], находясь под влиянием оккультного, есть только верхушка айсберга» (с. 79).

Джеффри Стеффон. Сатанизм и новое язычество. Москва: Издательство Францисканцев – Братьев Меньших Конвентуальных, 1997.

Под оккультизмом автор понимает, главным образом, сатанизм, но также включает в это понятие каббалу, спиритизм, контактерство, теософию, лечение кристаллами, Трансцендентальную Медитацию, колдовство, астрологию и т. д. Кроме того, Стеффон распространяет понятие «оккультизм» на все, что имеет отношение к нехристианским религиям: «Произведения искусства, изображающие языческих богов, могут служить приглашением для злых сил. Вполне естественно, что если распятие несет в себе благословение Христово, то изображения африканских или восточных богов (например, Будды), также обладают определенной силой» (с. 57).

Подход с точки зрения содержания

Сторонники этого подхода считают, что оккультизм может не иметь очевидных внешних проявлений, и что скрытое оккультное содержание может присутствовать практически во всем, причем выявить последние можно лишь посредством особого духовного различения. Авторы, избирающие этот подход, часто говорят об оккультной революции или глобальном «заговоре» против христианства. Именно этому подходу, как правило, следуют идеологи «духовной войны» и «служения освобождения».

Борис Зудерманн. Оккультизм – взгляд под маску. Библейская миссия /CEO.

С точки зрения автора, оккультизм — это духовный мир бесов, «оковы сатаны», к числу которых относятся вера в паранормальные и экстрасенсорные способности человека, эзотреческие учения, спиритизм, НЛО, колдовство, различного рода энергии и биополя. Автор следует так называемой «умеренной» теории о демонизации (с. 35) окружающего нас мира. Он утверждает, что даже незначительная связь с оккультизмом может остановить духовный рост целых церквей (с. 161-162).

Сборник статей. От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. Москва: Даниловский благовестник, 2001.

Авторы сборника вводят понятие «оккультной революции», под которой понимается не только любое нехристианское духовное воздействие, целительство, экстрасенсорика или интеллектуальный соблазн (эзотерика, масонство, НЛО), но и весь «нынешний образ жизни, навязываемый молодежи». В мире существует глобальный оккультный заговор против христианства, то есть всевозможные формы оккультизма выступают единым фронтом с целью низвержения христианства.

Сульженко Г. А. Улыбка Веельзевула. СПб.: Шандал, 2001.

В главе «Список оккультизма» автор приводит довольно длинный перечень того, что могло бы «огорчить Христа и Бога». Наряду с традиционными оккультными практиками в него включены такие пункты: «...приверженец марксизма-ленинизма, коммунизма, советского социализма; считал ли секулярную науку и ее достижения истиной в последней инстанции; считал ли языческое прошлое нашей страны культурной и духовной ценностью и пропагандировал ли его, полагая, что традиции, обычаи и предания предков — самое главное в нашем развитии; увлекался ли буддизмом, исламом, даосизмом, тибетской и другой восточной философией и медициной, теориями, основанными на фэн-шуй и т. п.; увлекался ли научной фантастикой, романами в стиле „фэнтази“, рок-музыкой, фильмами ужасов, „мыльными“ операми-телесериалами; клеветал ли на себя и ближних, занимаясь самооговором, проклиная себя и других, лгал ли, воровал». Список, занимающий примерно две страницы текста, заканчивается следующими словами: «Это далеко не полный список оккультизма, где перечислены те грехи идолопоклонства, в которых обязательно следует признаться Богу и покаяться, если только мы когда-либо совершали их» (Том 2. С. 366-369).

Подход с точки зрения Писания

Сторонники этого подхода стремятся удерживаться в рамках библейских понятий. Они стараются вообще не использовать слово «оккультизм», но попросту перечисляют конкретные действия, которые Библия называет «мерзостью» перед Богом: магию, волхвование, предсказания и т. п. Лично меня такой подход привлекает больше всего. Кто-то может возразить, что он слишком узок и не способен охватить все многообразие современных нам реалий. Но именно такая «узость», возможно, и избавляет нас от искушения видеть оккультизм в любом сомнительном явлении. Отличительной особенностью данного подхода является то, что он отвергает понятие «пассивного» оккультизма (невольное или случайное вовлечение в оккультные действия).

Эмиль Кремер. Открытые глаза. М., 1992.

Автор называет мерзостью любые действия, связанные с идолопоклонством: обращение к помощи ложных богов и тайных сил в поисках здоровья, счастья, благословений, защиты, совета в принятии решений или ответов на вопросы. В список «мерзостей» автор включает веру в приметы, заклинания, гадания, лечение заговорами, медицину Новой Эры, колдовство, магию, спиритизм, веру в НЛО, астрологию, эзотерические учения. «Эти современные движения, которые проникают во все общество под маской христианства и науки, имеют все свое демоническое прошлое частью в старом язычестве Востока и частью в современном спиритизме и оккультизме Западной Европы и Америки» (с. 137).

Дэвид Хувер. Ответ оккультизму. Санкт-Петербург: Фонд «Лютеранское наследие», 2000.

Автор разделяет все «оккультные» феномены на три основные категории: 1) гадание; 2) магия; и 3) спиритизм. Он говорит об «оккультном взрыве» (с. 7), происходящем в современном обществе. Хувер описывает ветхозаветный оккультизм как идолопоклонство, «дела безбожного языческого общества, противящегося Всевышнему и Его избранному народу», а новозаветный оккультизм — как «открытое противостояние Иисусу Христу и Его искупительному служению» (c. 43).

Джош Макдауэл. Мир оккультного.

Автор рассматривает оккультизм как бесовское воздействие или общение с бесами в форме магических ритуалов. Он согласен с другими христианскими авторами, говорящими о современном «взрыве оккультизма». С точки зрения Макдауэла, оккультизм проявляется, в первую очередь, очевидным образом: в форме колдовства, гадания, астрологии, а также современных форм парапсихологии и экстрасенсорного воздействия.

Предлагаемое определение оккультизма

Приведенный выше обзор дает лишь общее представление о подходах к проблеме оккультизма, которые можно встретить в современной христианской литературе. В завершение статьи я хотел бы предложить вам свое определение оккультизма. В его основу лег подход с точки зрения Писания, а также ценные наблюдения светских ученых: Дж. Фрезера, Б. Малиновского и К. Зелигманна.

С моей точки зрения, оккультизм можно определить как сознательное религиозное духовное и физическое поклонение скрытым/тайным силам или обращение к ним ради получения знаний, силы или практической выгоды.

Сознательное религиозное духовное и физическое... — за оккультизмом стоят духовные силы, обращение к которым носит религиозный или ритуальный характер. Человек сознательно подчиняет себя или входит в контакт с потусторонними силами с помощью медитативных практик, молитв, заклинаний, транса или химических препаратов.

...Обращение или поклонение... — участие человека должно быть активным, обвинить в оккультизме можно не любого человека, случайно зашедшего в языческое капище, а только сознательного участника оккультного действа.

...Скрытым/тайным силам... — слово «оккультный» само по себе означает «сокрытый, тайный». Смысл оккультизма как такового заключен в обращении к тайным силам природы или духам, якобы управляющим Вселенной. Оккультисты стремятся уйти от общепринятых религиозных концепций и найти новый, ранее неизвестный источник силы.

...Ради получения знаний, силы или практической выгоды. — Оккультные действия преследуют практические, прагматические цели. Вся философия оккультизма нацелена на сиюминутные выгоды: предсказание будущего, обретение власти над людьми, управление природой и т. п.

Это определение не следует считать окончательным или абсолютным, однако оно позволяет существенно ограничить спектр того, что мы называем оккультными проявлениями. Например, гомеопатию как альтернативную медицину нельзя назвать оккультной, кроме случая, если будет доказано, что целители прибегают к помощи тайных духовных сил и используют заговоры, магические действия или заклинания.

 

ССЫЛКИ

1. Кен и Ненси Кертис. Мучимый? 1990. — с. 107. [Назад]

2. Очень интересную точку зрения о влиянии религиозных идей на рок-музыку можной найти в книге Стива Тёрнера, Лестница в небо / Пер. с англ.. М.: Триада, 2001, 288 с. [Назад]