Как поступать с трудными библейскими отрывками?

Когда имеешь дело с библейскими отрывками, в которых присутствуют видимые фактические или богословские противоречия, полезно разработать для себя некую приемлемую методику выхода из подобных затруднений. Справиться с этой задачей проще всего тем, кто многие годы усердно и с молитвой изучал Библию, целеустремленно и точно заучивая наизусть стихи Писания. Вот некоторые советы:

Первое

Будьте совершенно уверены, что удовлетворительное объяснение существует, даже если вы его еще не нашли. Специалист по аэродинамике может не понимать, как летает шмель, однако он уверен, что тому есть прекрасное объяснение — ведь шмель, в конце концов, все-таки летает! Даже при этих условиях мы можем быть абсолютно уверены, что в процессе создания оригинальной рукописи священного текста каждой из книг Библии божественный Автор оберегал земного автора от ошибок.

Второе

Не меняйте свои первоначальные убеждения всякий раз, когда сталкиваетесь с явным затруднением. Библия представляет собой что-то одно: либо безошибочное Слово Божье, либо несовершенное сочинение людей, которым свойственно ошибаться. Если мы однажды согласились с Иисусом, что достоверность и авторитетность Писания не подлежат сомнению, не следует хвататься за противоположную идею, что Библия — всего лишь ненадежное сочинение несовершенных людей, писавших о Боге. Если Библия действительно Слово Божье, как утверждал Иисус, к ней следует относиться с уважением, доверием и полной покорностью. В отличие от всех прочих книг, известных человечеству, Писания даны нам свыше; в них мы встречаемся с вечно живущим, вездесущим Богом (2 Тим. 3:16-17). Когда мы не в силах понять замысел Бога или Его слова, мы должны в смирении склониться перед Ним и терпеливо ждать, пока Он не устранит затруднение и не избавит нас от искушения угодным Ему образом. Бог мало что станет долго удерживать в тайне от покорного сердца и ума истинно верующего человека.

Третье

Тщательно изучите контекст и структуру стиха, в котором вы столкнулись с проблемой, и создайте себе некоторое представление об изначально вложенном в него смысле. Возможно, вам придется изучить всю библейскую книгу, в которой находится данный стих, тщательно проследив, каким образом каждое ключевое слово используется в других отрывках. Сопоставляйте Писание с Писанием — особенно с теми отрывками из других библейских книг, в которых рассматривается эта же тема или это же учение.

Четвертое

Помните, толкование Писания нельзя считать правомерным, если в его основе не лежит тщательная экзегеза, то есть искреннее стремление понять, что именно хотел сказать древний автор посредством дошедших до нас слов. Эта задача осуществляется путем скрупулезного изучения ключевых слов в словарях (греческих и еврейских) и параллельных отрывках. Кроме того, изучите частные значения, которые эти слова приобретают в составе идиоматических конструкций.

Подумайте, как будет озадачен иностранец, читающий книгу на русском языке: «глухой человек», «глухой к просьбам», «глухой звук», «глухой полустанок», «глухая защита». Предполагается, что все эти омонимы восходят к одному и тому же слову и имеют одинаковую этимологию. Но если не понять смысл, в котором говорящий употребил то или иное слово, можно совершенно запутаться. Помните, что учение о непогрешимости Писания подразумевает безоговорочное признание и принятие всего, что хотел сказать автор при помощи выбранных им слов. Если он выражался буквально, мы не должны понимать его слова в переносном смысле; но если он использовал образное значение слова, мы не должны понимать его буквально. Таким образом, чтобы правильно понять смысл текста в сегодняшних условиях, мы должны прибегнуть к тщательной экзегезе. Это нелегкий труд. Полагаясь на интуицию или скоропалительные выводы, легко впасть в заблуждение. Так и возникают еретические учения, разрушающие дело Божье.

Пятое

Единственный оправданный метод изучения параллельных отрывков — согласование. Иными словами, свидетельства всех очевидцев следует считать достоверным описанием того, что было сказано и сделано в их присутствии, даже если эти люди видели одно и то же событие с разных точек зрения. Разложив разные свидетельства на мелкие детали, выстроив все факты в цепочку и сведя их в одно целое, мы получим более полное представление о произошедшем, чем могло бы нам дать каждое из этих свидетельств в отдельности. Даже в судебной практике судья и присяжные обязаны считать, что показания каждого свидетеля истинны с его точки зрения, — если, конечно, не будет доказано, что свидетель лжет, и его словам нельзя доверять. Любой другой подход стал бы причиной несправедливости — к примеру, если бы показания каждого свидетеля считались ложью до тех пор, пока их не подтвердят сведения из других источников. (Кстати сказать, именно так поступают противники учения о непогрешимости Писания, и этот подход приводит их к совершенно неверным выводам.)

Шестое

Обратитесь к самым лучшим из доступных комментариев — в особенности к тем из них, что написаны евангелическими богословами, верящими в цельность Писания. Хорошие комментарии объясняют до 90 процентов проблемных отрывков. Многие затруднения можно разрешить при помощи хороших библейских словарей и энциклопедий. Аналитическая симфония (напр., Стронга) поможет вам проследить, как употребляется то или иное слово.

Седьмое

Многие затруднения, связанные с библейским текстом, объясняются незначительной ошибкой древнего переписчика. В Ветхом Завете подобные погрешности зачастую появлялись оттого, что переписчик неверно читал гласные; первоначально еврейская письменность состояла из одних согласных, а знаки огласовки были введены лишь через тысячу лет после окончательного формирования ветхозаветного канона. Однако некоторые согласные тоже легко можно было спутать друг с другом, поскольку они очень похожи (напр. далет и реш; йод и вав). Кроме того, некоторые слова дошли до нас в очень древнем написании, и более поздние переписчики могли неверно их понять. Иными словами, разобраться в подобных затруднениях можно лишь при помощи текстологии и анализа наиболее распространенных ошибок и описок. Именно путаницей в числах объясняются статистические ошибки, которые иногда встречаются в современном тексте Писания (напр., 3 Цар. 18:13).

Восьмое

Когда библейскую историю ставят под сомнение из-за мнимых разногласий с данными археологии или свидетельством древних нееврейских документов, помните, что и сама Библия — это археологический документ огромного значения. Утверждения критиков, что всякий раз, когда языческие сведения расходятся с библейской историей, вина лежит на еврейском авторе, — чистой воды предвзятость. Языческие правители, как и их современные коллеги, сплошь и рядом поощряли пропаганду выгодных для себя идей; было бы невероятно наивно полагать, что какое-то утверждение, написанное ассирийской клинописью или египетскими иероглифами, уже по одной этой причине заслуживает большего доверия, чем Слово Божье на еврейском языке. Ни один другой древний документ, составленный в дохристианскую эпоху, не может похвастаться такими многочисленными и ясными свидетельствами своей достоверности и цельности, как Ветхий Завет; следовательно, предположение, что Библия ошибается всякий раз, когда противоречит каким-либо светским надписям или манускриптам, идет вразрез с принципами доказательственного права. Из всех известных человечеству документов только еврейско-греческие Писания доказали свою достоверность и богодухновенность многочисленными исполнившимися пророчествами, что совершенно выходит за пределы человеческих возможностей и под силу только Богу.