Возвращение в Джоунстаун

Для большинства людей 18-е ноября ­— обычный день, ничем не отличающийся от прочих. Но не для меня. Двадцать лет назад вместе со всем человечеством я, не веря своим ушам, внимал известиям о неслыханном преступлении, совершенном в джунглях Гайаны. Двор в Джоунстауне, усеянный мерт­выми телами 912 мужчин, женщин и детей — такова была кульминация параноидального стремления к власти, овладевшего одним протестантским пастором.

Хотя Народный Храм и открыл современному миру глаза на разрушительную силу культизма, он был далеко не самым разрушительным культом в истории. Эта сомнительная слава принадлежит Небесному Царству Тайпинов лжемессии Хонг Цикуаня, провозгласившего себя младшим братом Иисуса. Его религиозные «эксперименты» в период с 1845 по 1864 год стоили жизни двадцати миллионам китайцев.

Но если печально известная секта «Аум Синрикё» Сёко Асахары не сумела сравняться с тайпинами по числу погубленных людей, то вовсе не потому, что ей недоставало желания. Вслед за газовой атакой в токийском метро 20 марта 1995 года, жертвами которой стали 12 убитых и более 5000 пострадавших, ученики Асахары совершили ряд других убийств. Тем временем, этот культ активно накапливал или производил химическое, бактериологическое, ядерное, сейсмическое и обыкновенное оружие. Газета «Нью-Йорк Таймс» от 11 октября сообщает, что, пока лидер Аум готовится предстать перед судом за совершенные убийства, его последователи «реорганизуются, вербуя новых членов на родине и за рубежом и собирая огромные суммы денег» (по некоторым оценкам, в 1997 г. они получили 32 млн. долларов только от шести принадлежащих им компьютерных магазинов).

По утверждению «Таймс», некоторые японские социологи «объясняют расцвет религиозных культов — 185 000 которых зарегистрировано правительством — реакцией на язвы современного японского общества. Они также указывают на то, что общественные условия, ставшие причиной подверженности молодых японцев влиянию сект, подобных Аум, продолжают существовать и сегодня».

Что же готовит нам завтрашний день? Благодаря все более и более дешевым технологиям, слабой государственной власти и ажиотажу, порожденному приближением нового тысячелетия, мы можем ожидать худшего. Эпидемиолог и специалист по биотерроризму Майкл Остерхольм недавно заявил в американской телепередаче «Фронт­лайн»: «Цель культов, ориентирующихся на конец тысячелетия, — увидеть конец нашей цивилизации в 2000-м году и вывести нас на следующий уровень. Если вы хотите разделаться с большим количеством людей очень эффективным с точки зрения затрат способом, очевидным выбором будет биологическое оружие. Информация, которой мы располагам, показывает, что именно это оружие является первоочередным объектом поисков целого ряда различных миллениалистских культов».

Страшный конец Ветви Давидовой. Самоубийства и убийства последователей Солнечного Храма. Небесные Врата. Какими бы ужасными ни были эти и им подобные трагедии, они заслоняют от наших взоров тот факт, что подлинный урон, нанесенный культами, выходит далеко за пределы физического кровопролития.

Действительно, наибольшую опасность для нас представляет духовная угроза. В прошлом году, рассматривая проблемы, ожидающие христиан в новом тысячелетии, Билли Грэм написал в журнале Christianity Today: «Двадцать первый век также может стать временем, когда в некоторых уголках мира закроются двери и усилится религиозная рознь. Он может стать временем, когда страны, которые исторически были христианскими, не только отрекутся от своих христианских корней (как это уже случилось в некоторых странах Европы), но и станут мишенью для все более агрессивной деятельности нехристианских культов и религий». Действительно, если бы избранные не могли прельститься лжепророками и ложными евангелиями (как некоторые все еще наивно полагают), большая часть Нового Завета была бы лишена всякого смысла.

Как же происходят эти трагедии?

В изданной Фондом американской семьи (AFF) книге Cults: What Parents Should Know, говорится, что люди приходят в культы под влиянием двух взаимодействующих условий:

  1. методы, используемые культом для вербовки, обращения, ассимиляции и удержания людей;
  2. индивидуальная подверженность потенциального новообращенного воздействию культов.

Прочтите 2-е Послание апостола Павла коринфянам. К его огорчению, эти верующие попали под влияние духовных шарлатанов и мошенников. Почему? Попросту говоря, потому, что они не желали (а может быть просто не научились) критически мыслить (11:3-4). Они легко поддавались на внешнее обаяние (11:13-15). А придав «лукавым делателям» смелости своей пассивностью, коринфяне обрекли себя на откровенные издевательства: «Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бъет вас в лице» (11:20).

Как писал Павел в своем 2-м Послании Тимофею (4:1-5), христиане должны быть бдительны и не позволять себе руководствоваться своими изменчивыми желаниями и настроениями в выборе духовных руководителей и изучении Библии. Отступив от своих позиций, мы дадим другим возможность поработить нас и лишимся всякой уверенности в будущем.

Мы не имеем права забыть один из самых важных уроков Джоунстауна: культы лишают жизни одного человека за другим, сочетая убеждение с компромиссом. Как недавно писала журналистка Стефани Солтер:

«В течение большей части прошедших 20 лет внимание общественности было сосредоточено на Джоунсе. Все прочие, кто погиб в Гайане, превратились в безымянную массу, посмертно представленную гротескными фотографиями отравленных, раздувшихся тел».

Такое обезличивание... не только унижает святость жизни каждого члена Народного Храма, но и вводит всех нас в опасное заблуждение. Если мы поверим, что Джоунс был психом, и все его последователи — тоже, мы потеряем все, чему нас мог бы научить Джоунс­таун, лишимся шанса овладеть инструментом, который помог бы нам отличить лжепророка от подлинного Божьего слуги.

«Дело не в том, что с Народным Храмом вдруг случилось что-то нехорошее, — сказал родственник одной из жертв. — Зерна разрушения всегда присутствовали среди всех положительных моментов. Это было больше похоже на постепенное нарастание компромисса. Они продолжали срезать углы до тех пор, пока не стали совсем другими. К тому времени, как они попали в Гайану, они уже считали, что цель оправдывает даже самые крайние меры».

Известная американская деноминация, к которой принадлежал Джоунс, закрывала глаза на его амбиции и излишества — отчасти из-за того, что он привлекал многих людей и большие пожертвования. Его последователи были сосредоточены на том, что соответствовало их идеалам, и при этом находили оправдания все более греховным и небиблейским сторонам жизни в движении. Они ставили свое критическое мышление «в нейтральную позицию», когда оно начинало угрожать исполнению их желаний. И, как пресловутая лягушка из известной притчи, они уже ничего не могли изменить, когда стало слишком поздно.

Умение отличать правду от лжи, несомненно, необходимо каждому христианину, чтобы выжить в этом все более и более запутанном мире. Среди погибших в Джоунстауне были и молодые, и старые, и богатые, и бедные, и черные, и белые, и образованные, и необразованные. Никто из них не вступил бы в культ, если бы Джоунс сразу сказал: «Заходи! Поживи со мной подольше, дружище, и ты умрешь в жутких мучениях в джунглях, за многие тысячи миль от дома и семьи!» Такие культы, как Общество Сторожевой Башни, мормонизм и Церковь Последнего Завета не раздают своим последователям яд в пилюлях, но тоже обещают духовную «Страну чудес» тем, кто достаточно неосторожен и неопытен, чтобы проглотить эту наживку.

Единственным противоядием против обмана является различение. Автор Послания к евреям объясняет: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Известный исследователь культов Роберт Боумэн пишет, что различать значит «определить истинную природу учения, практики или группы; отличить истину от заблуждения, грубую ошибку от маленькой ошибки, божественное от человеческого и бесовского».

Ответственностью каждого христианина является «все испытывать, лучшего держаться» (1-е Фесс. 5:21). Мы должны быть готовы исследовать самих себя — стоим ли мы в истинной вере (2-е Кор. 13:5) — и честно исследовать причины своих поступков, чтобы, с Божией помощью, выяснить, не руководят ли нашим сердцем обманчивые прихоти (2-е Тим. 4:3-4). И, наконец, мы должны безоговорочно признать истинность и высший авторитет Божиего Слова, Библии (2-е Тим. 3:16-17), — поставив ее превыше нашего личного опыта, «чудес и знамений» и новых откровений.

Если мы будем верны в этом, если мы будем учить этому наших детей, проповедовать это в наших церквях и смело обличать лжепророков, чтобы защитить несведущих и неопытных людей, которые ищут истину, то, по милости Божией, мы можем многих увести с дороги, ведущей к Джоунстауну.