К столетию со дня рождения К. С. Льюиса (1898-1963)

Многие мормоны согласятся с тем, что их церковь верит в существование многочисленных богов, но им категорически не нравится, когда их обвиняют в многобожии. Они говорят, что слово «многобожие» вызывает в сознании образ язычников, поклоняющихся идолам и алтарям странных богов. Как ни странно, многие из тех, кто с отвращением относится к слову «многобожие», не смущаясь, признаются, что верят в многочисленных богов. Однако проблему не решить простой заменой слов.

Этот выдающийся «оксбриджский» специалист в области литературы, автор фантастических произведений и сказок для детей (не говоря уже о публицистике) и богослов-англиканин во всех своих начинаниях оставался апологетом христианства. История несомненно признает его непреходящий вклад в христианскую мысль, начиная со второй половины двадцатого века.

Обращаясь к жизни и наследию К.С.Льюиса, я вижу несколько принципов, важных для евангелических христиан в канун третьего тысячелетия нашей эры. Позвольте мне остановиться на четырех уроках, которые нам следует извлечь:

(1) К.С.Льюис, как и Августин и Паскаль до него, не оставляет камня на камне от широко распространенного мифа, что посвящение себя интеллектуальным изысканиям мешает христианину посвятить себя духовному росту. Евангелические христиане всегда страдали от надуманного конфликта между умом и сердцем, между знанием и верой, между любовью к Богу от всего разумения и любовью к Богу от всей души. Сочинениям Льюиса чуждо подобное противоречие. В писаниях Льюиса присутствует как исследование глубоких богословских и философских следствий христианской истины («Просто христианство», «Освобождение человека»), так и стремление изо дня в день следовать этим истинам из преданности Богу («Письма Баламута», «Письма Малкольму», «Любовь»). Этот член совета Оксфордского университета и профессор Кембриджа обладал необычайной способностью видеть ключевые моменты, на которых основано христианское мировоззрение, но его сочинения никогда не создают у читателя впечатления, что христианство — набор идей, лишенных какой-либо страстной преданности Всемогущему Богу. Напротив, для тех из нас, кто более склонен читать книги, чем молиться (или читать книги о молитве, чем молиться), сочинения Льюиса служат призывом исправиться. Льюис призывает нас объединить ум и сердце и любить Бога всем нашим существом. Для того, чтобы учиться, некоторым людям нужна большая самодисциплина, чем для того, чтобы действовать. Для других дело обстоит противоположным образом. Льюис же не забывает ни о том, ни о другом.

(2) Американский философ Уильям Джеймс вывел две широкие категории мыслителей: «жестко мыслящие» и «мягко мыслящие» [1]. Мягко мыслящий человек сосредоточен на внутренней жизни своего разума, ищет знание путем логики и интуиции и уделяет большое внимание связности и единству мысли. Жестко мыслящий человек, наоборот, сосредоточен на своих пяти чувствах, склонен к научным исследованиям и уделяет большое внимание соответствию объективно установленным фактам [2]. Но, согласимся ли мы с категориями Джеймса или нет, различия в том, как люди воспринимают истину и реальность, очевидны. Что мне нравится в сочинениях К.С.Льюиса, так это его способность убедительно и выразительно доносить свои мысли как до тех, кто интересуется более образными сторонами жизни (вспомните, к примеру, «Хроники Нарнии»), так и до людей, которые подходят ко всему аналитически или скептически. Апологетика Клайва Льюиса, его сочинения и лекции одновременно утешают сердце и бодрят разум.

(3) Христианские апологеты в двадцать первом столетии поступят правильно, если последуют примеру Льюиса и сделают свою апологетику всестороннеей. Под «всесторонней» я подразумеваю апологетику, которая включает в себя свидетельства в пользу нашей веры (как «Просто Христианство»), отвечает на трудные вопросы современности (например, «Страдание») а также остро и глубоко разоблачает нехристианские философские системы (как Льюис критикует натурализм в «Чуде»).

С присущей ему выразительностью Льюис говорил о важности христианской апологетики:

В наше время быть невежественным простаком — быть неспособным встретить врагов [Христа] на их собственной территории — значит сложить оружие и предать наших необразованных братьев, которые не имеют в Боге иной защиты от интеллектуальных нападок язычников, кроме нас [3].

(4) Одна из самых известных книг Льюиса называется «Просто христианство», В этой книге он провозглашает, объясняет и защищает основополагающие истины христианства. Больше всего меня впечатляет ее ясный стиль и полная сосредоточенность на основаниях веры. Знание основополагающих учений исторического христианства и умение просто и доступно рассказать о них как верующим, так и неверующим, поможет всем христианам исполнить возложенное на них Богом поручение — привлекать других ко Христу.

Нам есть, чему поучиться у К. С. Льюиса, однако это не значит, что мы должны разделять все его убеждения. Некоторые консервативные евангелические христиане критиковали его за нетрадиционные взгляды на безошибочность Библии [4]. Других беспокоит его англиканско-католическая вера в чистилище и молитвы за умерших [5].

Однако, несмотря на эти расхождения, Льюис заслужил уважение своим чистым и смелым свидетельством о Господе Иисусе Христе в те дни, когда он состоял в совете Оксфордского университета и преподавал в Кембридже. Полвека назад такая искренняя вера была не более политически корректна или социально приемлема, чем сегодня.

 

ССЫЛКИ

1 William James «The Present Dilemma in Philosophy», Pragmatism (New York: Longmans, Green & Co., 1907). [Назад]

2 Более подробное рассмотрение категорий Джеймса можно найти в Ed L. Miller. Questions That Matter (New York: McGraw-Hill, 1996), стр. 19-21. Книга Миллера — замечательное пособие для знакомства с философией. [Назад]

3 С. S. Lewis. The Weight of Glory (New York: Macmillan Publishing Co., Inc., 1965), с. 28. [Назад]

4 Walter Elwell, ed. Evangelical Dictionary of Theology (Grand Rapids: Baker Book House, 1984), статья «Lewis, Clive Staples», с. 630-631. [Назад]

5 J. I. Packer. «What Lewis Was and Wasn’t», Christianity Today, 15 января 1988 г., с. 11. [Назад]