Индуизм: христианская точка зрения

Может показаться, что индуизм не имеет отношения к нашей повседневной жизни; но понимать эту загадочную индийскую религию становится для нас, христиан, все более важно — хотя бы потому, что индуизм, имеющий более 750 миллионов последователей по всему свету, заявляет свои права на шестую часть населения планеты. Понять его важно еще и потому, что влияние индуизма все сильнее ощущается в странах христианского мира.

Большинство из нас уже хотя бы отчасти испытало на себе некоторое влияние учения, известного под названием Движение новой эры. В таком случае, мы, вероятно, уже поняли, что индуизм стал одним из главных источников мышления Новой Эры. Многим из нас, наверное, известно и то, что количество индусов, проживающих в США, растет. Возможно, мы удивимся тому, что в США действует около 200 индуистских храмов или центров. Многие полагают, что индуизм, благодаря своей эклектической природе, способен сыграть серьезную роль в объединении большой части нехристианского религиозного мира.

Причины привлекательности индуизма для западной культуры понять нетрудно. Например, индуизм хорошо согласуется с эволюционным мышлением. Современная наука подчеркивает роль нашей физической эволюции, а индуизм — роль эволюции духовной. Значительная часть современной психологии делает особое ударение на изначальной добродетели и безграничных возможностях человеческой природы, а индуизм подчеркивает божественную сущность человека. Современная философия настаивает на относительности любых претензий на истину, а индуизм терпимо относится ко многим внешне противоречивым религиозным убеждениям. Индуизм как религия, подчеркивающая превосходство духовной реальности над физической, привлекателен для многих людей, которые с недоверием относятся к поискам одних лишь материальных благ.

Хотя некоторые основополагающие убеждения одинаково признают все индуисты, “ортодоксального индуизма” — т. е. жестких догм, в которые обязан верить каждый индуист, — в общем-то, не существует. На самом деле, индуизм — это целое семейство постоянно развивающихся убеждений и обычаев.

Истоки индуизма лежат во взаимоотношениях двух религиозных систем: религии древней цивилизации, которая существовала в долине реки Инд, начиная с 3-го тысячелетия до н. э., и религиозных верований, которые принесли в Индию арии (возможно из Балтийского региона), начавшие проникать в долину реки Инд где-то после 2000 года до н. э.

Религия ариев отражена в писаниях “святых людей”, включенных в состав Вед (что означает “знание” или “мудрость”). Веды — это четыре сборника писаний, составленные между 1500 и 500 гг. до н. э., которые образуют основу индуистской веры, и которые показывают, как религиозные идеи постепенно развивались. Заключительная часть Вед — Упанишады. Эти ведические писания считаются богодухновенными. Более поздние индуистские сочинения, включая знаменитую Бхагавад-Гиту, имеют меньший авторитет, но очень популярны.

Индуистские представления о Боге и мире

Понимать суть индуистских представлений о Боге важно даже в том случае, если мы не знакомы ни с одним индуистом или индусом, потому что все мы соприкасаемся с Движением новой эры, а оно черпает свои идеи о Боге из индуизма. Как же индуисты представляют себе Бога?

В ранних частях индуистских писаний — Ведах — есть описание ряда божественных существ, которые, в основном, представляют собой олицетворенные природные явления, такие как буря и огонь. Этим богам возносили молитвы и приносили жертвы. Со временем была разработана обширная система ритуалов и жертвоприношений, которые служили средством получения благословений от этих богов.

Более поздние части Вед, которые называются Упанишадами, отражают значительное развитие индуистских представлений о божественном. Многие Упанишады не говорят о множестве богов, но указывают на высшую реальность, превосходящую наше понимание, именуемую Брахманом. Хотя Брахман не обладает личностной природой, иногда о нем говорят как о личности и называют его именем Ишвара.

Излагая эту идею о единой божественной реальности, Упанишады также говорят, что в самой основе своего существа (именуемого “Атманом”) мы идентичны этой первичной реальности.

Среди индуистов популярна поговорка: “Атман есть Брахман!” Фактически, все живое в своей глубинной сути является Брахманом! Кроме того, интуитивное понимание единства всех вещей пришло на смену ритуальным жертвоприношениям в качестве способа соприкоснуться с божественной реальностью. В Упанишадах есть и учение о том, что материальный мир (в том числе наши обладающие самосознанием личности) не вполне реален. Сила, при помощи которой Бог, или высшая реальность, вызвал к жизни этот не вполне реальный мир, называется словом “майя”.

Хотя эта монистическая или пантеистическая философия дала индуистам всестороннее интеллектуальное понимание божественной реальности, она не взывала к сердцу человека. Поэтому перед самым началом христианской эры в индуизме произошла великая перемена, отчасти вызванная написанием Бхагавад-Гиты, “Нового Завета” индуизма. В Гите приводится диалог между принцем-воином Арджуной и его колесничим Кришной (он оказывается воплощением бога Вишну), в котором личная преданность божеству описана как путь к спасению для людей всех классов.

С тех пор эти два больших течения в теории и практике индуизма ширились и развивались — более философское и интеллектуальное течение, которое подчеркивало единство всех вещей, и течение, которое делало особый акцент на преданности богу. Последнее до сего дня преобладало среди простых индусов. Главные среди столь почитаемых богов — Брахма (создатель), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель). Многие храмы в Индии посвящены Шиве (или одной из его “жен”, например, Кали) и Вишну (или одному из его десяти воплощений, именуемых аватарами). Часто можно услышать, что индуизм в общем и целом насчитывает 330 миллионов богов и богинь!

Удивительно, каким образом такое множество верований о божественном может сосуществовать в рамках одной религии. Но это факт. Тем не менее, ни один из личностных богов индуизма, по общему признанию, не является главным или единственным в своем роде. Все боги — это лишь различные пути постижения Брахмана, единой реальности, стоящей за всем.

Основополагающие верования индуизма

Теперь мы должны обратить внимание на два стержневых убеждения индуизма: (а) что они думают об источнике зла и страдания, и (б) как они представляют себе жизнь после смерти.

Важнейшее из этих основополагающих убеждений — учение о карме. Слово “карма” означает “действие”. Но это религиозное понятие относится, скорее, к результатам или последствиям действий. В соответствии с учением о карме, каждый поступок и каждая мысль влекут за собой определенные последствия для человека, который совершает этот поступок, или которому принадлежит эта мысль. Если человек лжет или ворует, в будущем ему так или иначе воздастся за это злом. Индуисты верят, что все страдания являются последствиями собственных поступков человека в этой или предыдущей жизни. Некоторые полагают, что карма подразумевает строгий детерминизм или фатализм (что человек должен просто примиритьcя с необходимостью отработать свою карму). Однако большинство считает, что, хотя наше настоящее и определяется нашим прошлым, мы все-таки можем повлиять на свое будущее, если соответствующим образом ведем себя в настоящем.

Некоторые полагают, что суть учения о карме тождественна утверждению из Послания к галатам 6:7: “Что посеет человек, то и пожнет”. Идея о том, что все наши поступки имеют последствия — хорошие или плохие, — это, конечно, библейское учение. Но ее нельзя отождествлять с верой в то, что каждое событие жизни является последствием прежних поступков человека. Это определенно не библейская мысль.

Второе основополагающее убеждение индуизма — учение о реинкарнации или переселении душ, называемое самсарой. Поскольку прожить карму в течение одной жизни невозможно, индуистские писания утверждают, что после смерти души “перерождаются” в этом мире в другом теле — человеческом или ином. Природа перерождения определяется кармой, накопленной в результате прошлых поступков.

С учением о реинкарнации тесно связано понятие ахимсы, т. е. непричинения вреда живым существам. Защита любой жизни (которая изначально божественна) — основная нравственная ценность индуизма, и главная причина того, что некоторые индуисты — вегетарианцы.

С реинкарнацией связана и кастовая система. Согласно вероучению индуизма, существует четыре основных касты, четыре общественных класса (и тысячи более мелких групп внутри каждой касты). У каждой касты есть свои обязанности и правила поведения чуть ли не для любой жизненной ситуации. На вершине иерархии находятся брамины, или жрецы. Вторые по старшинству — кшатрии, или воины и правители. Третьи — вайшья, или купцы и земледельцы. В самом низу — шудры, или рабочий класс. Спасение возможно только для трех высших каст, которые называют “дважды рожденными”. Вне кастовой системы находятся неприкасаемые, или парии. Хоть индийское законодательство и запрещает это с конца 1940-х годов, в сельской местности многих по-прежнему считают неприкасаемыми.

То, к какой касте принадлежит человек, определяется при рождении его личной кармой. Поэтому попытки вызвать перемены в обществе или улучшить свое социальное положение, по-видимому, противоречат закону кармы и кастовой системе.

Неудивительно, что главная цель индуиста — достичь освобождения, разорвать цикл смертей и перерождений, причиной которого является карма. Индуисты называют это освобождение словом мокша.

Пути спасения в индуизме

Зачем последователи Движения новой эры практикуют йогу? Почему они так усердно занимаются медитацией? Возможно, вы будете удивлены, но йога и медитация играют главную роль в поисках спасения в индуизме!

Ранее мы отметили, что главная цель индуиста — избавиться от цикла перевоплощений, причиной которых является карма, т. е. последствия прошлых действий, совершенных в этой или предыдущих жизнях! Теперь мы взглянем на основные способы, при помощи которых последователи индуизма пытаются достичь этого спасения — освобождения от земного существования.

Прежде чем обсуждать три главных пути к спасению в индуизме, необходимо упомянуть о четырех жизненных целях, дозволенных индуисту. Индуизм признает, что человек вправе посвящать себя одной из этих целей на протяжении многих жизней. Первая цель — развлечения и удовольствия, особенно связанные с любовью и половым влечением. Эта цель называется кама. Вторая допустимая цель жизни — благополучие и успех. Эта цель называется артха. Третья жизненная цель — нравственные обязательства, или дхарма. Тот, кто посвящает себя дхарме, отрекается от власти и личных удовольствий ради стремления к общественному благу. Но конечная цель жизни — это мокша, освобождения от круговорота жизней в этом материальном мире и вхождение в нирвану.

Индуисты признают три пути, ведущие к мокше, или спасению. Первый — путь дел, или карма йога. Это очень популярный путь спасения; акцент делается на то, что освобождения можно достичь через исполнение своих семейных и общественных обязанностей, посредством чего преодолевается груз накопленной отрицательной кармы. В Кодексе Ману перечислено множество таких правил. Самым важным из них считается исполнение соответствующих ритуалов на разных этапах жизни.

Второй путь спасения — это путь знания, или джнана йога. Главная предпосылка пути знания состоит в следующем: причиной того, что в этом мире мы находимся в плену цикла перерождений, является невежество, или авидья. Как в большинстве своем полагают те, кто встал на этот путь спасения, наше невежество заключается в ошибочном убеждении, что мы — самостоятельные личности и не составляем одно целое с высшей божественной реальностью, именуемой Брахманом. Именно это невежество и порождает наши дурные поступки, следствием чего становится плохая карма. Спасение обретается через достижение такого состояния сознания, в котором мы осознаем свою тождественность Брахману. Входят в это состояние путем глубокой медитации, зачастую в процессе занятий йогой.

Третий и последний путь к спасению — это путь преданности, или бхакти йога. Этот путь пользуется наибольшей популярностью у простых индусов; он восполняет потребность в более эмоциональном и личном отношении к религии. Суть его в том, чтобы отдать себя во власть кому-то из многочисленных личностных богов и богинь индуизма. Преданность выражается через поклонение, пуджу, в храме и дома; через участие в многочисленных праздниках в честь этих богов; через паломничества к одному из многочисленных святых мест Индии. Цель человека, который следует этим путем, — получить от бога милость и помощь в том, чтобы разорвать цикл перерождений. Некоторые индуисты представляют себе наивысшее спасение как растворение в божественной реальности, с полной потерей индивидуальности. Другие представляют его как пребывание на небесах в поклонении личностному богу.

Христианский ответ индуизму

Недавно редактор журнала “Индуизм сегодня” заявил, что “небольшая армия миссионеров йоги” подготовлена для “высадки в западном мире”. По его словам, “они могут не называть себя индуистами, но индуисты знают, откуда взялась йога, и куда она ведет”.

Как следует христианам относиться к этой восточной религии, которая оказывает столь значительное влияние на Запад? Вначале следует сказать, что мы, христиане, в нескольких вопросах согласны с индуистами. Они справедливо отмечают, что с этим миром и существованием человека в нем не все в порядке. Они правы и в своем предположении, что окончательное решение проблемы человека имеет духовную природу. Но за исключением этих двух идей между индуизмом и христианством нет точек соприкосновения. Давайте отметим лишь некоторые, самые важные области несоответствия.

Во-первых, в индуизме нет и намека на понимание того, что Бог создал этот мир с благой целью. Как правило, индуисты говорят, что Бог вызвал Вселенную к жизни, попросту “забавляясь” Своей силой. Отсутствует также представление о бесконечной святости и справедливости Бога и о том, что мы, Его создания, отвечаем перед Ним за то, каким образом проводим свою жизнь.

Еще одна большая область разногласий между индуизмом и христианством — это представления о человеческой природе, о причинах нашей отчужденности от Бога. В соответствии с учением индуизма, человек в своей сути божественен. Он един с Богом! Беда в том, что человек об этом не знает. Его подводит сосредоточенность на временном и материальном, и это невежество порождает поступки, следствием которых является отрицательная карма, и заманивает нас в капкан цикла перевоплощения.

Согласно же библейскому учению, причина нашего отчуждения от Бога (и, в конечном итоге, всего несовершенства в этом мире) заключается не в том, что мы не знаем о своей божественной сути, а в нашем греховном противостоянии Богу и Его замыслу относительно нашей жизни.

Это приводит к третьему и последнему разногласию — путь спасения. Как полагает большинство индуистов, спасение от цикла перерождений достигается нашими собственными усилиями, будь то добрые дела, медитация или преданность божеству. Согласно же Библии, мы нуждаемся в избавлении от Божьего осуждения наших грехов и восстановлении к жизни по Его заповедям и под Его руководством. Спасение можно получить лишь благодаря милосердному и незаслуженному участию Бога в нашей судьбе.

Действительно, некоторые группы индуистов тоже придают особое значение Божьей милости (возможно, это результат христианского влияния в прошлом). Но даже у них есть существенное отличие. Индуистское учение о милости Божьей не видит нужды в искуплении греха, но предлагает прощение просто так, без всякого удовлетворения за грех, которого требует святой Бог.

Христианское же Евангелие состоит в том, что Бог Сын вочеловечился, умер на кресте жертвенной смертью, даровав тем, кто всецело полагается на Христа, реальное прощение реальных грехов, совершенных против реального Бога. Все верующие могут получить истинное прощение, знать Бога, понимать Его замысел относительно нашей жизни и иметь уверенность в том, что в вечности будут с Ним!

 

Rick Rood. Hinduism: A Christian Perspective.

Переведено и издается с разрешения правообладателя. Материал взят с вэб-страницы служения Probe Ministries http://probe.org/docs/hindu.html

г Probe Ministries, 1994.