О небиблейских учениях христадельфиан

Поводом для написания данной статьи послужил пространный ответ христадельфиан [1] на статью об их богословии, опубликованную в «Вестнике» № 7. В этом письме христадельфиане (что значит «братья во Христе») в резкой форме опровергают учения Библии и исторического христианства, предлагая взамен свои совершенно небиблейские учения. Мы рассмотрим аргументы, на которые христадельфиане опираются в своем письме, и постараемся опровергнуть их с помощью Библии.

В брошюре «Кто такие кристадельфиане? — Знакомство с общиной, основывающейся на Библии» читаем: «Их понимание учения Библии несколько отличается от того, как его понимают в других вероисповеданиях. Различие выросло из убеждения одного человека, Джона Томаса, в том, что учения, которые он встречал среди «христиан» 150 лет назад, на самом деле не представляли учение Христа и Его Апостолов. Убежденный в том, что истину необходимо искать только в Библии, он стал добросовестно изучать Писания. <...> Его труды были поддержаны теми, кто убедился в обоснованности его выводов» (с. 2-3; курсив авт.).

Перед нами классический пример зарождения ереси: один человек придумывает свое собственное, отличное от ортодоксального христианства, толкование Писания и объявляет это учение единственно истинным. Подобным образом создали свои еретические учения Чарльз Расселл (Свидетели Иеговы), Иосиф Смит (мормоны), Сан Мюн Мун (Церковь Объединения), Дэвид Берг («Семья»), Уитнесс Ли (Поместная церковь) и многие другие.

Джон Томас и религиозные лидеры всех псевдохристианских культов в один голос утверждают, что их учение основано только на Библии. Но, как показала история, они лишь используют стихи Библии, для подкрепления своих собственных измышлений. Томас и его последователи делают это двумя путями: (1) вырывают из контекста отдельные стихи и фразы и (2) находят в Писании некий «тайный смысл», ранее якобы недоступный христианской Церкви для понимания.

Бог дал Церкви не только Библию, но и правильное ее понимание. Единственно правильное толкование Писания в основных вопросах вероучения со времени Христа и апостолов остается неизменным. Дух Святой, посланный Иисусом Христом наставлять на истину (Ин. 16:13), не мог учить верующих во времена апостолов одному, а сейчас другому. По тому, как христадельфиане толкуют Писание, и насколько их учение согласуется с учением Христа, записанным в Библии, мы будем судить о принадлежности «братьев во Христе» к христианству[2].

Христадельфиане, как и христиане, признают важность правильного толкования Писания. Однако они считают, что вся христианская Церковь спустя 300 лет после своего возникновения отошла от правильного понимания Библии, приняв учение о Троице («Кто такие кристадельфиане?», с. 8). Что можно возразить на эти обвинения?

Последователи Джона Томаса представляют лжецом Христа, Который обещал, что: (1) «врата ада не одолеют ее [Церковь]» (Мф. 16:18), и (2) что Он [Христос] будет с верующими в Него «до скончания века» (Мф. 28:20). На самом деле, история Церкви не знает времени, когда истинные последователи Христа и Его учения совсем перестали бы существовать. Хотя Церковь за свою историю пережила множество потрясений и разногласий (христологические и тринитарные споры, разделение церквей и т. п.), она, по обещанию Спасителя, выстояла и донесла до ныне живущих христиан истинное библейское учение.

Теперь давайте рассмотрим некоторые учения «братьев во Христе» в свете исторического библейского учения. Библия содержит достаточно аргументов, чтобы опровергнуть эти и любые другие лжеучения, как бы искусно они ни были представлены.

То, о чем пойдет речь далее, можно применять в беседах с представителями других культов, нередко прибегающих к подобным аргументам и толкованиям Писания.

Бог «триедин» или «един»?

Библия и историческое христианство учат тому, что существует только один Бог (Втор. 6:4; 1 Кор. 8:4), единый в трех Божественных Лицах: Отец, Сын и Святой Дух (Мф. 28:19). Мы верим, что одна и та же Божественная Сущность принадлежит и Отцу, и Сыну, и Святому Духу со всеми ее свойствами, во всей полноте. И хотя каждое из Лиц является Богом, существуют не три Бога, но один Бог[3].

Если говорить о Троице лишь с позиции человеческого разума, кажется, что существует либо один Бог, либо три Бога. Но Бог таков, каким Его открывает Библия, а не каким мы Его себе представляем. Никто не сможет до конца объяснить, каким образом Бог триедин, потому что Бог непостижим. Но мы должны верить в Троицу, потому что безрассудно идти против Писания. Возражения против Троицы выдвигают люди, которые, полагаясь на свой разум, считают за истину лишь то, что кажется им логичным. Тем самым они ставят свой разум выше слов Писания.

Христадельфиане, отрицая библейское учение о Троице, выдвигают против христианства следующие аргументы:

«Библия говорит, что Бог не “един в трех лицах”, а “един” (т. е. один “и нет другого”): Втор. 6:4; 1 Тим. 2:5; Мф. 23:9» [Из письма христадельфиан в ЦАИ].

1-е Тимофею 2:5

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос».

Этот стих никак не отрицает триединство Бога или Божество Иисуса Христа. Просто его нужно рассматривать в контексте. А в контексте речь идет о Боге, Который «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4). Таким образом, Бог послал Своего Сына посредником именно для того, чтобы спасти людей.

Фраза «един Бог» противопоставляет не Отца Сыну, а истинного Бога ложным богам. А слова «посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» подчеркивают богочеловечность Христа. Для того, чтобы стать посредником между Богом и людьми, Бог Слово должен был принять человеческую плоть. Учение о двух природах Христа ясно выражено Библии (Кол. 2:9). Иисус Христос — Бог и человек, один в двух естествах.

Матфея 23:9

«Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах».

Приводя этот стих в качестве аргумента, христадельфиане свидетельствуют лишь о том, что они не понимают сути христианского учения о Троице. Христиане безусловно верят, что существует только один Бог Отец, а не два Отца.

Господь Иисус Христос говорит здесь о Своем Отце, первом Лице Троицы (Ин. 20:17). А в других стихах Библии показывает Свое равенство с Отцом (Ин. 10:30, 33 и др.).

Второзаконие 6:4

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть».

В этом ключевом стихе Ветхого Завета подчеркивается, главным образом, уникальность Бога по отношению к лжебогам. Цель заповеди — узаконить единобожие и показать, что существует только один истинный Бог (в противовес многобожию). Другие стихи (Исх. 20:3; Втор. 4:35; 32:29; Неем. 9:6; Ис. 45:14; 46:9) также требуют верности Израиля одному лишь Господу.

Однако некоторые тексты Ветхого Завета говорят о множественности Лиц Бога и различии Лиц Божества между собой:

  • «Пролил Господь... серу и огонь от Господа» (Быт. 19:24); «Господь сказал... спасу их в Господе Боге их» (Ос. 1:4-7); «Сказал Господь Господу моему» (Пс. 109:1). Господь и Господь — разные лица.
  • «И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова... говорит Господь. И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе» (Ис. 59:20-21). Искупитель Сиона и Господь — разные лица (см. тж. Ис. 48:16; 63:9-10).

Кроме того, на множественность лиц Бога косвенно указывают, во-первых, местоимения множественного числа, относящиеся к Богу: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему» (Быт. 1:26), и, во-вторых, имя Бога Элохим (Elohim). Слово «Элохим» (букв. «могущественные») — форма множественного числа (курсив авт.) Это множественное число — своего рода неявное указание на то, что Бог имеет более чем одно Лицо. Слово «Элохим» встречается в Ветхом Завете более 2 500 раз. Больше 2 300 раз это слово применяется к истинному Богу.

На последнее утверждение христадельфиане могут возразить цитатой из «Основ Библии» (ОБ):

Слово «Бог» здесь [Быт. 1:26] не относится непосредственно к личности Самого Бога — слова «сотворим человека» показывают, что слово «Бог» относится к более, чем одному лицу. В древнееврейском оригинале здесь употреблено слово «Элохим», означающее «могущественные» с соотнесением к Ангелам. Тот факт, что Ангелы создали нас по своему образу, означает, что они имеют такую же телесную внешность, какую имеем и мы. Поэтому, они очень реальные, осязаемые телесные существа, разделяющие вместе с Богом одну и ту же природу (ОБ, с. 23-24).

Давайте рассмотрим этот аргумент:

Бытие 1:26

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему».

Отрицая триединство Бога, христадельфиане вынуждены объяснить множественное число слова «Элохим» и местоимения «Нашему» (Быт. 1:26) тем, что «мы» — это «Бог и ангелы». Это ложное предположение христадельфиан порождает ряд других небиблейских учений:

  • Человек создан по образу Бога и ангелов.
  • Творение мира фактически осуществлялось ангелами.
  • Ангелы имеют божественную природу.

Во-первых, учение христадельфиан о том, что человек был сотворен по образу Бога и ангелов, противоречит Библии. Ни в одном библейском стихе нет и намека на подобное учение. Напротив, Библия ясно говорит о сотворении человека только по образу Бога: «Человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6; см. тж. Быт. 1:27).

Во-вторых, Библия не учит о том, что Бог творил все вместе с ангелами или через ангелов. Писание ясно свидетельствует, что Бог творил человека и все остальное один, без помощи ангелов: «Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою распростер землю» (Ис. 44:24; см. тж. Иов. 10:8).

И в-третьих, учение о божественной природе ангелов также противоречит Библии. Ангелы являются творением, поэтому не могут разделять природу Творца. В Новом Завете есть много стихов, указывающих, что ангелы — это творения, а не «Творцы»:

  • Все творение, в том числе и ангелы (престолы, господства, начальства, власти), создано Христом (Кол. 1:16).
  • Знание и власть ангелов ограничены (1 Пет. 1:12).
  • Ангелы могут быть судимы и подобно любым творениям несут ответственность за свои поступки (1 Кор. 6:3; Мф. 25:41).
  • Ангелы могут грешить (2 Пет. 2:4).

Природа ангелов хотя и выше человеческой (2 Петра 2:11), но ниже божественной: ангелы не всемогущи, не вездесущи и прямо названы служебными духами Бога (Евр. 1:14). Конечно, ангелы в чем-то схожи с Богом (имеют личность, они существа духовные, бессмертные и т. д.), но делать вывод о том, что они разделяют с Богом одну природу, — в высшей степени ошибочно.

Иисус Христос — Бог или человек с грешной природой?

Библия учит, что Иисус Христос — всемогущий Бог (1 Ин. 5:20). Он имел божественную природу и славу всегда (Кол. 2:2, 10). Иисус — Богочеловек, безгрешный и праведный (Ис. 53:9; Кол. 2:9).

Давайте рассмотрим некоторые возражения христадельфиан против библейского учения о Христе.

«В “Основах Библии” не оспаривается, что Иисус Христос — Бог. Оспаривается то, что Он — не Бог-Отец (не “соравен”)» [Из письма в ЦАИ].

Во-первых, христиане никогда не утверждали, что Христос — это Бог Отец. Это учение больше похоже на модализм, чем на библейское христианство[4].

Во-вторых, говоря о том, что в «Основах Библии» не оспаривается Божество Иисуса Христа, христадельфиане сами выносят себе осуждение. Ни на одну из библейских истин христадельфиане не ополчились так, как на Божественность Сына Божия. Проповедуя, что Иисус был лишь «безгрешным человеком, грешной человеческой природы» (ОБ, с. 276), они не только утверждают, что Иисус не Бог, но и посвятили этому вопросу целый раздел: «8.2. Различия между Богом и Иисусом» (ОБ, с. 275).

«Имеется ряд очевидных различий между Богом и Иисусом, которые убедительно показывают, что Иисус не был Богом:

Бог не искушается (Иак. 1:13), [а] Христос подобно нам искушен во всем (Евр. 4:15).

Бог не может умереть — Он бессмертен по природе (Пс. 90:2; 1 Тим. 6:16), [а] Христос умирал три дня (Мф. 12:40; 16:21).

Люди не могут видеть Бога (1 Тим. 6:16; Исх. 33:20), [а] люди видели Иисуса и осязали его руками (1 Ин. 1:1)» (ОБ, с. 277).

Давайте вчитаемся в эти слова.

  1. «Бог не искушается (Иак. 1:13), [а] Христос подобно нам искушен во всем (Евр. 4:15)» (ОБ, с. 277).

    Во-первых, обе фразы вырваны из контекста. В первом случае опущено ключевое слово «злом» («Бог не искушается злом» (Иак. 1:13)), что сразу меняет смысл фразы, а во втором опущены важные слова «кроме греха» («[Иисус Христос] искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15)).

    Слова «Бог не искушается злом» означают, что Бог не грешит. Безгрешность Иисуса Христа и, соответственно, Его Божественность как раз и подтверждает приводимый христадельфианами стих Евр. 4:15: «Который искушен во всем, кроме греха». Иными словами, Христос, став человеком, подобно нам прошел все искушения, болезни, был мучим за наши грехи, но Сам не согрешил. Об этом пророчествовал Исаия: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни... Но Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни... Но Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:3-5, 9; см. тж. 1 Пет. 2:21-24; 2 Кор. 5:21).

  2. «Бог не может умереть — Он бессмертен по природе (1 Тим. 6:16), [а] Христос умирал три дня (Мф. 12:40; 16:21)» (ОБ, с. 277).

    В Библии есть много стихов, говорящих об Иисусе Христе как Вечном и бессмертном [по сущности] Богом (Дан. 7:13-14; Мих. 5:2; Кол. 1:17 и другие).

    Как же тогда связать бессмертие Господа Иисуса Христа с тем фактом, что Христос, как пишут христадельфиане, «умирал три дня»? Я не вижу здесь никакого противоречия. Иисус Христос — одновременно и Бог и человек. По Божеству Он не может умереть как «имеющий бессмертие», а по человечеству был распят на кресте, умер и через три дня воскрес (1 Пет. 3:18). Сам же воскресив в третий день Свое тело, исполнив тем самым пророчество (Ин. 2:19-21), доказал, что Он — Всемогущий бессмертный Бог, ставший человеком для искупления грешников.

  3. «Люди не могут видеть Бога (1 Тим. 6:16; Исх. 33:20), [а] люди видели Иисуса и осязали его руками (1 Ин. 1:1)» (ОБ, с. 277).

    Против Божественности Иисуса Христа христадельфиане ссылаются на слова апостола Павла о невидимости Бога Отца: «...Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16).

    Из этого стиха не следует, что невидимостью обладает только Бог Отец. О том, что Христос также невидим не только для людей, но и для высших сил, апостол Павел говорит, например, в 1 Тим. 3:16: «Бог явился во плоти... показал Себя Ангелам». Если бы Христос всегда был виден для ангелов, Павел не сказал бы «показал Себя Ангелам». Таким образом, Он показался ангелам и людям, когда облекся плотью. А до того они не видели Его, потому что Божественная сущность Христа была для них невидима. Иисуса Христа, воплотившегося Бога-Слово, люди видели простым человеком и познавали Его Богосыновство через творимые Им знамения и воскресение из мертвых.

Рассмотрим еще один аргумент христадельфиан:

Есть только один Бог, и невозможно, чтобы Иисус был Богом; если Отец — Бог и Иисус — тоже Бог, тогда есть два Бога. Но «у нас один Бог Отец» (1 Кор. 8:6). «Бог Отец», поэтому, есть единственный Бог. И невозможно, чтобы было отдельное существо, называемое «Богом Сыном», как об этом утверждает ложная доктрина о триединстве (ОБ, с. 276).

Христианство тоже отрицает веру в «двух Богов». Как уже было сказано выше, Библия утверждает, что существует один Бог, единый в Трех Божественных Лицах.

Христадельфиане, отрицая Божество Иисуса Христа, ссылаются на 1 Кор. 8:6: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».

Из этого стиха не следует вырывать первую фразу: «...у нас один Бог Отец...», — и на основании этого делать вывод о том, что Богом является только Отец. Рассмотрим эту фразу в контексте Библии и выясним, что на самом деле хотел сказать апостол Павел.

Слова Павла, как видно из контекста, были обращены против многобожия язычников, которые признавали существование многих богов (1 Кор. 8:5). В противоположность ложным языческим богам Павел говорит об истинном Боге: «одном Боге Отце» и «одном Господе Иисусе Христе» (1 Кор. 8:6). Говорит не о «двух богах», потому что сам осуждает многобожие, а о двух равновеликих Божественных Лицах одного Бога.

О Божестве Отца и Сына говорят божественные достоинства как Отца, «из Которого все, и мы для Него», так и Сына, «Которым все, и мы Им». Как Бог Отец является Творцом всего, в том числе и нас, так и Господь Иисус Христос является божественным Посредником, через Которого Бог сотворил все (Кол. 1:16), «и мы Им» получили прощение и искупление от смерти. О Божественности Иисуса Христа говорят и многие другие стихи Библии (1 Ин. 5:20; Кол. 2:9 и др.).

Кроме того, читая слова: «один Бог Отец» и «один Господь Иисус Христос» (1 Кор. 8:6), неправильно думать, что имя Бога присвоено исключительно Отцу, а имя Господа — Сыну. Как Сын в Библии называется не только Господом, но и Богом (1 Ин. 5:20), равно и Отец в Библии называется Господом (Быт. 19:24; Ос. 1:4-7).

Какое же учение христадельфиане предлагают взамен библейского учения об Иисусе Христе?

«Иисус — простой человек с нашей грешной природой» (ОБ, с. 274). «Иисус не существовал до Своего рождения. <...> Нет таких свидетельств, что Иисус был Божиим первенцем до создания земли. <...> Иисус стал Сыном Божиим в силе ... “через воскресение из мертвых” (Рим. 1:4)» (ОБ, с. 265).

В том, что Иисус — предвечный Бог, сотворивший небо и землю (Кол. 1:16), мы уже убедились. Но здесь христадельфиане ссылаются на слова апостола Павла: «...И открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим. 1:4).

Фраза «открылся Сыном Божиим» означает, что Иисус всегда был предвечным Сыном Божиим, но до Его воскресения никто об этом не знал. Это доказывает и контекст. В 3-м стихе Павел говорит о Сыне Бога Отца: «О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:3). А затем, в 4-м стихе, доказывает, что Иисус «открылся» предвечным Сыном Божиим через «силу [Его знамений]», «дух святыни» и «воскресение из мертвых». И Сам Христос говорит: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин. 8:28).

Христадельфиане вырывают из Рим. 1:4 фразу «Сыном Божиим... через воскресение из мертвых», заменяют библейское слово «открылся» на «стал», и у них получается: «Иисус стал “Сыном Божиим... через воскресение из мертвых”» (ОБ, с. 265). Смысл фразы резко меняется. С помощью такой подмены понятий христадельфиане «доказывают», что Иисус был простым человеком и стал Сыном Божиим лишь после воскресения (ОБ, с. 265).

Использованное в этом библейском стихе греческое слово horisthentos («открылся, определен, наречен, утвержден, познан») не имеет значения «стал». Если бы апостол Павел хотел сказать, что Иисус «стал» Сыном Божиим после воскресения из мертвых, он вместо horisthentos использовал бы глагол ginomai (cp. Ин. 1:14). Зачем понадобилось вырывать из контекста фразу и заменять ясное и понятное слово, тем самым искажая учение Христово?

Как видите, все рассмотренные нами доводы христадельфиан против Божественности Христа свидетельствуют против них самих.

Дух Святой — Бог или сила Бога?

Библия ясно учит тому, что Дух Святой — это Личность:

  • Он учит верующих (Ин. 14:26).
  • Он имеет Свою Волю (1 Кор.12:11).
  • Он ведет верующих (Рим. 8:4).
  • Он свидетельствует людям об Иисусе (Ин. 15:26).
  • Он призывает и посылает на служение (Деян. 13:2, 4).
  • Его можно оскорбить (Еф.4:30).

В Ин. 16:13-14 Библия изображает Духа Святого посредником. Дух Святой Сам «наставляет на истину», «говорит, что услышит», «возвещает будущее» и «прославляет Сына». Это может делать только самостоятельная личность.

Кроме того, Библия ясно говорит о Божественной Сущности Духа Святого (Деян. 5:3-4; Мф. 12:31; Мк. 3:29 и другие).

Против библейского учения о Божественности Святого Духа христадельфиане приводят следующие возражения:

Лк. 1:35: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Если Бог «триедин», то получается, что Иисус — Сын Духа, а не Бога Отца. Не богохульствуйте, господа!» [Из критического письма в ЦАИ].

Луки 1:35

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя».

Грамматически фраза построена так, что ангел Господень говорит сначала о Духе, а затем упоминает силу Всевышнего. Он не говорит: «Дух Святый, т. е. сила Всевышнего, осенит тебя». Здесь говорится о двух разных понятиях: Духе Святом и силе Всевышнего (см. 1 Кор. 1:23-24). Один найдет, а другой осенит.

Итак, Луки 1:35 не учит ереси «Иисус — Сын Духа, а не Бога Отца», но ясно свидетельствует о Троице и участии в воплощении Бога-Слова всех трех Божественных Лиц: Отца, Который послал Духа Святого, Сына, Который воплотился в Марии, и Духа, Который сошел на Марию.

Следует напомнить, что Библия учит о неделимости Сущности Бога, и, говоря о деяниях Отца, подразумевает содействие Сына (Евр. 1:1-2) и Духа (1 Кор. 2:10); говоря о деяниях Сына, подразумевает участие в них Отца (Ин. 10:30, 37) и Духа (Ин. 14:16-17); а, говоря о Духе, подразумевает также и Отца (Ин. 15:26), и Сына (1 Ин. 5:6). Дух Святой — Бог и третье Лицо Троицы (Мф. 28:19; Деян. 5:3-4 и другие). И нигде Библия не учит, что Дух Святой — это сила Бога.

Отождествляя Дух Святой с силой Бога, христадельфиане обычно подкрепляют свою ересь следующими стихами Библии:

«Святой Дух отождествляется с Божией силой в следующих отрывках:

  • “Дух Святый найдет на Тебя (Марию), и сила Всевышнего осенит Тебя” (Лк. 1:35).
  • “Силою Духа Святого... Силою знамений и чудес, силою Духа Божия” (Рим. 15:13, 19).
  • “Наше благовествование у вас было... в силе и во Святом Духе” (1 Фес. 1:5)» (ОБ, с. 41).

Лк. 1:35 мы уже рассмотрели. Давайте посмотрим, о чем говорят другие стихи Библии.

Римлянам 15:13, 19

«Силою Духа Святаго ... силою знамений и чудес, силою Духа Божия».

Здесь ясно говорится о Святом Духе как о Личности, Которой принадлежит сила. Сказано: не сила — это Дух Божий, а силой, принадлежащей Духу Святому. Сила, как созидающая энергия Личности (не просто безличная сила), является преимуществом Божиим, в данном случае только Духа Святого (ср. тж.: об Отце: Мф. 6:13; Сыне: Лк. 6:19 и 2 Кор. 12:9).

Итак, приводимые христадельфианами стихи доказывают, что Дух Святой — это Личность и Бог, потому что только личностный Бог может обладать созидающей и всемогущей силой.

1 Фессалоникийцам 1:5

«Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе».

Христадельфиане вновь повторяют ту же ошибку, что и в Рим. 15:13, 19. Здесь Библия также не учит, что Дух Святой — это сила Бога. Апостол Павел говорит о благовествовании сначала (1) «в силе» (то есть знамения, которые апостолы являли силою Божией), а затем (2) «и во Святом Духе» (то есть Дух Святой был подаваем уверовавшим после благовестия).

Как видите, ни один из аргументов кристадельфиан не подтверждает веры в Святой Дух как силу Бога Отца. Напротив, Библия ясно свидетельствует нам о Божественной Личности Святого Духа.

Заключение

Рассмотренные нами аргументы и возражения христадельфиан показывают несостоятельность их веры. Они пытаются подтвердить свои человеческие учения вырванными из контекста стихами Библии, но Слово Божие само разрушает все их домыслы.

Нам искренне жаль тех, кто поверил лжеучителям и отвернулся от истинного учения Христа, нашего Бога. Они, как сказано, имеют судью себе: слово Христово, которое будет судить их в последний день (Ин. 12:48).

Хочется надеяться, что христадельфиане, имея искренное желание служить Богу, обратятся от заблуждений Джона Томаса к библейской истине и станут наследниками вечного блаженства в Господе Иисусе Христе.

Сноски

  1. В материалах, опубликованных на русском языке в 1992-1994 годах, английское название данной группы «Christadelphians» переводилось как «кристадельфиане». В более поздних изданиях оно было изменено на «христадельфиане».[Назад]
  2. О принципах толкования Писания см. статью ЦАИ С-083. [Назад]
  3. Более подробно см. брошюру ЦАИ Б-033. [Назад]
  4. О модализме читайте в «Вестнике» № 7. [Назад]