Скажи мне, кто я есть, о эннеаграмма

В Америке и за ее пределами становится очень популярной система классификации типов личности — эннеаграмма. Строго говоря, эннеаграмма представляет собой окружность с нанесенными на нее девятью точками («эннеа» по-гречески означает «девять», а «грам» — «чертить линию»). Эти девять точек соединяются линиями, образующими внутри окружности две фигуры: треугольник и шестиугольник неправильной формы. Однако большинство людей, говоря об эннеаграмме, имеют в виду систему классификации типов личности, основанную на этом рисунке. На семинарах их учат, что есть только девять типов личности, и что всякий человек соответствует одному из них. Каждый из девяти типов отражает собой вынужденное состояние личности, неверный или даже «демонический» образ поведения. Узнав свой тип (обычно определяемый по номеру на эннеаграмме), человек якобы может понять, как духовно усовершенствоваться или, по крайней мере, избежать деградации.

Эннеаграмма особенно популярна среди католиков — в приходах и приходских домах проводятся семинары. Но учителя и участники редко задумываются о ее оккультных истоках, хотя этот факт должен вызвать серьезную озабоченность христианской церкви. В учении об эннеаграмме есть отзвуки ложного, гностического богословия, хотя его оккультные корни скрыты от посторонних. Еще одной причиной для беспокойства служит недостаточная исследованность эннеаграммы с точки зрения науки. В настоящей статье мы рассмотрим следующие три аспекта эннеаграммы: ее оккультные корни, гностическое богословие и отсутствие научного основания.

Исторический фон — Георгий Гурджиев

Честь первым познакомить Запад с изображением эннеаграммы выпала Георгию Ивановичу Гурджиеву, греко-армянину родом из мест, которые сейчас находятся на территории Грузии. Ему, очевидно, нравилось окружать себя ореолом таинственности, о чем свидетельствует и тот факт, что он называл разные даты своего рождения: некоторым ученикам он называл 1869 год. В его паспорте стояла дата 28 декабря 1877 года. Он рассказывал, что в момент его рождения звучал фонограф Эдисона, тем самым косвенно подтвердив последнюю дату, поскольку фонограф был изобретен только в 1877 году. Некоторые говорили, что он умер в 77 лет, тем самым относя его рождение к 1872 году. (Гурджиев пользовался репутацией лжеца и делал скандальные заявления, чтобы посредством шока заставить своих учеников духовно измениться; возможно, что тайна его возраста объяснялась тем же.)

Как следует из книги Гурджиева «Встречи с замечательными людьми» — своего рода автобиографии, его семья хотела, чтобы он выучился на православного священника, а он сам стремился изучать естественные науки и технологию. Между тем, местный священник предложил ему поступить одновременно в семинарию и медицинскую школу, чтобы научиться лечить и душу, и тело [1]. В конечном итоге, Гурджиев отказался от всех перечисленных возможностей, увлекшись оккультизмом. Астрология, те1лепатия, спиритизм и столоверчение, предсказание судьбы, демоническая одержимость — все это привлекало юношу [2]. Он не слушал предостережений своего духовника относительно таких занятий, научные объяснения его также не слишком устраивали. Поэтому незадолго до своего двадцатилетия он отправился изучать оккультные «науки», путешествуя по Центральной Азии, бассейну Средиземного моря, Египту, Тибету и Индии. Конкретной целью его поисков была эзотерическая школа Шармуни, якобы основанная в Вавилоне около 2500 г. до н. э. Он прочел о ней в древней армянской книге и загорелся желанием найти эту школу.

На протяжении своих духовных исканий Гурджиев зарабатывал себе на жизнь, занимаясь законным бизнесом (например, продавал ковры) и мошенничеством (например, красил воробьев анилиновой краской и продавал их за огромные деньги под видом «американских канареек»). Он оказался столь удачливым предпринимателем, что, в конце концов, стал миллионером.

Гурджиев рассказывает, что в Афганистане, примерно в 1897 г., один дервиш (своего рода мусульманский мистик, суфий) познакомил его со стариком из секты Шармуни, цели его поисков. Этот человек якобы проводил Гурджиева в шармунийский монастырь в Центральном Туркестане, где тот и на-учился мистическим танцам, психическим силам и эннеаграмме. Эннеаграмма была для членов секты важным инструментом гадания, предсказания будущего, а также средством отображения жизненных процессов, таких как трансформация личности [3]. Они также использовали эннеаграмму как символ сознательного и бессознательного состояния человеческих существ [4]. Когда Гурджиев основал свою собственную школу достижения просветления, эти применения эннеаграммы стали частью его духовного учения.

Покинув шармунийский монастырь, Гурджиев основал собственную группу под названием Truth Seekers («Искатели Истины») — эти люди должны были сопровождать его в поисках просветления и (полноты) сознания [5]. Говорят, они ходили в Тибет, чтобы познакомиться с «бодрствующим» внутренним кругом человечества и обучиться мудрости тулкас, якобы перевоплотившихся тибетских лам (монахов) [6]. Затем Гурджиев тайком пробрался в Мекку и Медину, центры ислама, но не сумел найти там внутреннюю истину. Затем он отправился в Бухару, где существовала суфийская группа Вагауддина Накшбанди [7].

Эти суфии Накшбанди, иначе именуемые Хваджаган, «Учителями Мудрости», считали себя «Всемирным братством», состоящим из людей всех национальностей и религий, и говорили, что «все объединены Богом-Истиной». В среде Накшбанди бытовала легенда, характерная для центральноафриканских верований, о внутреннем круге человечества, который составляет сеть высокоразвитых людей, обладающих особым знанием. Эти люди якобы присматривают за человеческой расой и направляют ход ее истории. Накшбанди также верили в существование вечной духовной иерархии, возглавляемой Кутб-и-Заманом или «Осью эпохи» — личностным духом, получающим прямые откровения о божественной цели. Считалось, что этот дух сообщает эти откровения людям посредством других духов, именуемых Абдал или «Преображенные» [8]. Гурджиев и его последователи верили, что эти духи, «демиургические сущности», стоящие на более высоком уровне, чем люди, как раз и отвечают за поддержание гармонии и эволюции на планете. Однако их деятельность не всегда способствует освобождению отдельных людей [9]. Несмотря на потенциальную враждебность этих духов, Гурджиев и его последователи поддерживали с ними контакт.

Всякий, кто знаком с г-жой Блаватской и Теософией, заметит сходство между взглядами Гурджиева и теософской верой в высокоразвитых «учителей» [10]. Возможно, Блаватская узнала об этих учителях из традиций, подобных тем, с которыми Гурджиев познакомился в Центральной Азии. Ведь она, если помните, путешествовала по тем же самым районам Азии, только за тридцать или сорок лет до Гурджиева.

Накшбанди проповедовали и гностические учения. Например, они научили Гурджиева, что вера произошла «от понимания», которое представляет собой «суть, полученную из преднамеренно полученной информации и всех видов личного опыта». Только понимание может привести к Богу, и только опыт и информация позволяют человеку обрести душу [11]. Такой подход к вере однозначно выводит Гурджиева за рамки христианства и прямиком в лагерь гностиков. Для христианина вера — Божий дар; она доступна гениям и умственно отсталым, пожилым и детям, независимо от степени их понимания. Не человеческое понимание ведет к Богу, а Бог приходит к людям, предлагая поселиться в наших сердцах через Иисуса Христа, силой Святого Духа.

В 1912 году, после многолетних странствий, миллионер Гурджиев вернулся в Россию. В Москве он основал Институт гармоничного развития человека, чтобы обучать последователей, которым предстояло проповедать миру то, что он узнал в своих странствиях. Но вскоре Москва показалась Гурджиеву малообещающим местом, и в 1915 г. он вернулся в Армению. Приход большевиков в Армению грозил ему как теневому капиталисту опасностью, и он перебрался сначала в Стамбул, затем в Берлин, затем в Дрезден и, наконец, в 1922 г. — в Париж, где вновь открыл свой институт [12].

В Париже (и в нью-йоркском филиале своего института, открытом в 1924 г.) он обучал «эзотерическому христианству», одновременно помогая студентам достичь наивысших уровней сознания. Его учение, вдохновленное идеями суфиев и гностиков, включало в себя и убеждение, что каждый человек имеет три центра личности: интеллектуальный, расположенный в голове (пат), эмоциональный, расположенный в сердце (от), и физический, расположенный в животе (кат). Одной из главных причин, почему люди остаются духовно «спящими», или «механическими», Гурджиев считал отсутствие равновесия между этими тремя центрами внутри каждого человека. Его суфийские танцы и другие упражнения были нацелены на восстановление равновесия между этими тремя центрами и приближение человека к состоянию духовного бодрствования.

Гурджиев также учил, что каждый человек обладает сущностью и личностью. Сущность — это «тот материал, из которого состоит Вселенная. Сущность божественна — частица бога в нашем подсознании, именуемая совестью» [13]. Личность же представляет собой маску принужденного поведения, под которой скрывается сущность. Каждый человек рождается в сущности, однако в возрасте примерно трех-четырех лет выбирает для себя стиль личности. Вернуться к сущности почти невозможно, но путем медленного, кропотливого, сознательного труда можно вновь к ней прийти [14]. Заметьте, что учение Гурджиева о «сущности» однозначно ставит его в ряды пантеистов (тех, кто верит, что Бог есть все). Преподаватели эннеаграммы, которые рекомендуют студентам вернуться к этой сущности, редко понимают эту мысль Гурджиева, но его слова очевидно показывают, что христианское понимание Бога было ему чуждо. Отчасти, именно поэтому он говорил, что учит «эзотерическому христианству»: ортодоксальное христианство считает человека Божьим творением, а не божественной частицей.

Эннеаграмма занимала важное место в учении Гурджиева — об этом свидетельствует то, насколько часто она встречается в книгах его учеников (хотя и не в его собственных книгах). Суфии использовали эннеаграмму для нумерологических прорицаний. (Нумерология — оккультная «наука», утверждающая, что особенности человека, как и практически все во Вселенной, определяются числами, и что эти характерные черты можно предугадать, определив индивидуальные числа людей или предметов [например, по их имени или дате рождения], и расшифровав значение этих чисел.) Суфии искали мистическое значение десятичных дробей 0,3333…, 0,6666... и 0,9999... (полученных путем деления единицы на три) и десятичной дроби 0,142857 (полученной путем деления единицы на семь и не содержащей цифр, кратных трем) [15]. Числа, кратные трем, соответствуют треугольнику, вписанному в круг, а десятичная дробь 0,142857 (получаемая путем деления единицы на семь и представляющая собой периодическую десятичную дробь, не содержащую цифры три или кратных ей) — точкам на окружности, при соединении образующим шестиугольник.

С помощью этих двух фигур, вписанных в окружность эннеаграммы и основанных на десятичных дробях, полученных при делении единицы, соответственно, на три и семь, Гурджиев смог продемонстрировать великие нумерологические законы трех и семи. Он учил, что «все в жизни происходит согласно двум законам — 3 и 7». Все законы психологии попадают в рамки закона трех — как в случае с тремя центрами личности, а все материальное подпадает под закон семи [16].

Опираясь на свои нумерологические представления, Гурджиев и его последователи говорили о громадном значении эннеаграммы. Математик и писатель Петр Успенский, ученик Гурджиева, цитирует своего учителя: «Человек доподлинно знает, то есть понимает, лишь то, что способен вложить в эннеаграмму. То, чего он в эннеаграмму вложить не может, он не знает» [17]. Иными словами, любую информацию, которой нельзя придать соответствующее числовое значение, чтобы затем провести ее через эннеаграмму, невозможно понять в терминах ее истинного космического значения. Процесс познания чего-либо посредством эннеаграммы означал разграничение между функциональными этапами процесса, которые всегда должны следовать девяти расположенным на окружности точкам, и «циклом воли», который следует внутренней фигуре вдоль линий, соединяющих точки 1, 4, 2, 8, 5, 7 [18].

Гурджиев учил, что эннеаграмма обладает способностью раскрывать «неподвластный времени» аспект любого космического процесса, поскольку эннеаграмма — символ Космоса (иными словами, сама Вселенная построена на тех же числовых закономерностях, что и эннеаграмма) [19]. Таким образом, Гурджиев учил своих студентов эннеаграмме приготовления пищи (символизирующей процесс трансформации личности), которая состояла из девяти шагов и шести внутренних движущих сил. Джон Беннет, один из учеников Гурджиева, пришел к выводу, что «эннеаграмма — больше, чем ваше изображение, это вы сами... эннеаграмма — это живая диаграмма и... мы можем ощутить себя эннеаграммой». Он понял это, когда Успенский начертил эннеаграмму на доске, и Беннет «почувствовал, что я выхожу из себя и вхожу в диаграмму» [20]. Эннеаграмма личности развилась из подобного же рода представлений, которых придерживались другие ученики Гурджиева.

Исторический фон — Оскар Ихазо

После смерти Гурджиева его последователи образовали множество различных групп: Центры Гурджиева-Успенского, «Общество друзей» Роберта Бертона, «Театр всех возможностей» и Институт развития гармоничного человеческого существа. Наибольшее влияние на распространение эннеаграммы личности оказывает «Ариканский тренинг» (Арика — город на севере Чили), программа развития «человеческого потенциала», основанная Оскаром Ихазо. Ихазо и Клаудио Наранхо — чилийский психолог, ранее преподававший в институте Эсален, — учились у Гурджиева и вместе (как считает Наранхо) создали эннеаграмму типов личности. Их идеи тесно связаны с гурджиевским мировоззрением, особенно в отношении структуры и использования эннеаграммы.

В возрасте шести лет Ихазо разочаровался в католической церкви, поскольку ее учения противоречили тому, что он узнал посредством оккультных опытов по выходу из тела. Он отверг рассказы своих учителей-иезуитов о рае и аде, заявив, что бывал там и узнал об этом больше, чем Христос и Церковь. Ихазо пришел к убеждению, что жизнь в узах собственной субъективности — настоящий ад, но люди могут освободиться от нее. Стремясь овладеть методикой освобождения от адской субъективности, он изучал восточные боевые искусства, дзен, йогу, шаманизм, гипноз и психологию и экспериментировал с психоделическими снадобьями южноамериканских индейцев.

В боливийском городе Ла-Пас некий старик (имя неизвестно) познакомил девятнадцатилетнего Ихазо с группой людей из Буэнос-Айреса, которые занимались изучением «эзотерических способов изменения сознания». Ихазо поразил новых знакомых своими способностями, и те предложили юноше поехать в Гонконг, Индию и Тибет, чтобы изучать новые боевые искусства, более высокие ступени йоги, алхимию, «И-Цзин» и конфуцианство [21].

В своих путешествиях Ихазо, как и Гурджиев, уверовал в иерархию духов и существ. Он якобы получает инструкции от высшего существа, именуемого «Метатроном, князем архангелов», а члены его группы вступают в контакт с нижестоящими духами при помощи медитации и мантр. Теперь Ихазо считает себя «учителем» и поддерживает связь со всеми предыдущими учителями эзотерической школы, в том числе и уже умершими. Студенты его «Ариканского тренинга» получают помощь и наставления от внутреннего учителя, Грин Ку-Туба, который проявляет себя, когда студент достигает достаточно высокой ступени развития [22]. Очевидно, это тот же самый дух, Кутб-и-Заман, который, по словам Гурджиева, возглавляет иерархию и говорит устами других духов (см. выше).

На каком-то этапе своих духовных поисков Ихазо познакомился с эннеаграммой. Свою систему из девяти типов личности, каждый из которых соответствует девяти точкам эннеаграммы, Ихазо, вероятно, создал на основе Гурджиевского принципа, согласно которому ничего не может быть познано, пока не будет помещено в эннеаграмму. Теория личностей, стоящая за этой системой, опять же основана на Гурджиевской идее о том, что каждый человек отвернулся от своей сущности, в которой родился, и выбрал себе какой-то тип личности. Эта навязанная личность превращает людей в машины и духовно их усыпляет. Как говорит Наранхо, Оскар Ихазо дал этим девяти навязанным типам личности «грязные» названия: обида, лесть, двигаться, меланхолия, скупой, трусость, план, месть и ленивый [23]. Затем Ихазо определил, какие Святые Идеи и Добродетели, соответствующие каждому из девяти типов, когда человек достигает сущностного уровня более высокого сознания. Он дал краткие описания типов и на примере символических животных или «тотемов» проиллюстрировал характерные черты каждого из них [24].

В классическом исследовании Хелен Палмер, посвященном эннеаграмме, изложена другая версия происхождения эннеаграммы личности, с которой в основном согласен Клаудио Наранхо. Наранхо уже присоединялся к нескольким группам последователей Гурджиева, но не находил удовлетворения. В конце 60-х годов, в очередной раз приехав на родину, в Чили, он познакомился с Ихазо. Поначалу новый знакомый не производил большого впечатления, но, увидев, как Ихазо медитирует, Клаудио оценил силу его личности. Наранхо помог Ихазо усовершенствовать эннеаграмму и распространить ее в Америке. Он дополнил описания личностей и определил связь каждого из девяти типов с защитными механизмами Фрейда. Затем в 1970 г. он привез в Арику для обучения эннеаграмме группу из пятидесяти студентов, в числе которых были Джон Лилли и Джозеф Харт. Вернувшись в Калифорнию, Наранхо преподавал эннеаграмму студентам Эсалена, в том числе Хелен Палмер, Кэтлин Риордан Спит и иезуиту о. Роберту Оксу [25].Хотя Наранхо утверждает, что его ученики обещали никого не обучать эннеаграмме [26], начиная с 70-х годов перечисленные выше люди писали о ней книги и читали лекции. Например, Палмер написала одну из самых основополагающих работ по этой теме, а Окс познакомил с эннеаграммой католический мир.

Своим знакомством с эннеаграммой я обязан о. Оксу, который преподавал ее в нашей иезуитской семинарии. Мы, его студенты, также обещали никого не обучать эннеаграмме по крайней мере два года, пока она не станет частью нашей жизни. Но многие из нас, включая и меня самого, не устояли перед искушением поделиться этим эзотерическим учением с другими. Многие из нас проводили занятия и семинары на основе учения об эннеаграмме и распространяли его среди католиков Америки, Австралии и других стран.

Узнать что-либо об истоках эннеаграммы было трудно, поскольку они были окутаны тайной. Мне ничего не говорили о ее оккультных корнях, и большинство преподавателей-историков не знало ничего или почти ничего об этой стороне вопроса. Но как только я узнал о ее оккультном происхождении, я понял, что некоторые их этих учений дошли и до нас, несмотря на демифологизацию всей системы. Эннеаграмме сопутствовало плохое богословие и слабые практические навыки пастырей, что и побудило меня к нижеследующей критике.

Критика

Почти все книги и лекции, посвященные эннеаграмме, принимают на веру слова Гурджиева о том, что этот символ имеет очень древнюю историю и впервые появился в Вавилоне или Месопотамии около 2500 г. до н. э. Вера в древность эннеаграммы придает ей особую значимость для ее последователей. Но, изучая древнюю литературу и археологию, я не нашел никаких свидетельств существования эннеаграммы в древние времена — ни записей, ни рисунков. По сути дела, ее изображение впервые встречается в книгах Успенского, посвященных Гурджиеву. Джон Беннет говорит, что этот символ, возможно, восходит своими корнями к суфиям XIV столетия, поскольку именно тогда были открыты ноль и десятичные дроби [27]]. Поскольку внутренняя фигура эннеаграммы основана на знании десятичных дробей, любые более ранние даты исключаются. Однако никаких внешних свидетельств в пользу ее средневекового происхождения нет; существует лишь возможность того, что ее математические корни уходят в те времена.

Прослушав курс по эннеаграмме, я стал собирать дополнительные сведения об эннеаграмме типов личности. Успенский и другие ученики Гурджиева описывали космический смысл эннеаграммы или использовали ее для описания процесса приготовления пищи или научных экспериментов, но никто из них не разработал девять типов личности. Только из лекции Клаудио Наранхо [28] и книги Палмер я узнал, что Оскар Ихазо изобрел эннеаграмму типов личности в 1960-х гг.

Примечательно, что эннеаграмма Ихазо построена на нумерологической теории, которая служила стержнем суфийского понимания динамики личности на основе символического значения десятичной дроби. Например, номер один ухудшается, двигаясь по стрелке на линии, ведущей к типу четыре; четвертый ухудшается, уподобляясь второму и т. д. Люди достигают успехов, двигаясь против стрелок, т. е. первый становится лучше, уподобляясь седьмому, седьмой должен стать похожим на пятый и т. д. Важно помнить, что эта внутренняя динамика шестиугольника и треугольника основана на нумерологическом принципе деления единицы на семь и три и берет свое начало в оккультизме и гаданиях. Под эту оккультную систему Ихазо и подогнал девять типов личности и соответствующие им внутренние принципы духовного развития или регресса. Многие люди принимают его теорию и строят свою духовную и психологическую жизнь в соответствии с этими принципами.

Даже демифологизируя оккультизм и допуская, что люди, ничего не знающие об оккультных корнях эннеаграммы, движимы добрыми намерениями, мы должны требовать, чтобы эту систему изучили специалисты-психологи. На чем основано утверждение, что обидчивый идеалист (один) должен стремиться к добродетелям беспечного фантазера (семь)? Почему мстительный властолюбец (восемь) должен стать помощником (два), а не стремиться к другим добродетелям? Если отбросить беспочвенную гипотезу о древнем происхождении этого знания, откуда нам знать, к каким добродетелям лучше стремиться личности того или иного типа? Никаких исследований по этому поводу не проводилось, однако специалисты по эннеаграмме ставят перед своими учениками конкретные духовные цели, основанные на этой системе. Отсутствие научных исследований должно встревожить каждого, кто заинтересуется этим подходом к духовному росту.

Второй постулат, который следует поставить под сомнение и подвергнуть исследованию, — это само существование девяти типов личности. Число девять было заранее продиктовано Ихазо и Наранхо структурой оккультной фигуры эннеаграммы. На каких психологических данных основано утверждение о существовании лишь девяти основных типов? Где доказательства, что эти девять типов соответствуют действительности? Этот вопрос также не был исследован.

Третий постулат, нуждающийся в проверке, — это теория структуры личности, которую излагают специалисты по эннеаграмме. Как и Гурджиев, они предполагают, что каждый человек рождается в своей сущности, но в возрасте трех-четырех лет фиксируется на своем «Я». Дети выбирают свое «Я», защищаясь от «Я» своих родителей, но оказываются в плену своего собственного защитного механизма.

Эти специалисты также настаивают на истинности теории Гурджиева о трех центрах сознания: разуме (пат), сердце (от) и животе или инстинкте (кат). Некоторые связывают центр разума с типами 5, 6 и 7, центр чувств — с типами 2, 3 и 4, а живот — с типами 8 и 9 [29]. Они проповедуют Гурджиевское учение о том, что проблемы человеческой личности связаны с отсутствия равновесия между тремя центрами. Одна из задач лечения с помощью эннеаграммы — восстановить взаимодействие этих трех центров [30]. Но где доказательства, что эти центры существуют? Могут ли психологи подтвердить их существование, описать отсутствие равновесия между ними или подвергнуть проверке методы лечения, направленные на восстановление этого равновесия? Индустрия эннеаграммы, как теперь называет ее Наранхо, стремится разбудить эти центры путем «духовных упражнений», заимствованных из йоги, дзен-буддизма и суфизма, подобно тому, как кундалини-йога стремится разбудить психическую энергию в семи «чакрах» человека — причем, даже приверженцы этой школы считают эту практику опасной. Почему же преподаватели эннеаграммы это делают, и на чем, помимо оккультных представлений Гурджиева и его последователей, они основываются?

Богословские проблемы учения об эннеаграмме

Помимо научных и психологических проблем, связанных с эннеаграммой, у христиан может возникнуть по отношению к ней множество богословских вопросов. Уже то, что Гурджиев и Ихазо часто прибегают к таким оккультным приемам как гадание и спиритизм, немедленно должно пробудить в нас чувство опасности. Во Второзаконии 18:9-15 и многих других отрывках Писания наш Господь Бог запрещает подобные занятия. Однако большинство известных мне «экспертов» сторонятся оккультизма или ничего не знают о его влиянии в истории эннеаграммы. Несмотря на это, богословские проблемы постоянно возникают на семинарах по эннеаграмме.

Некоторые специалисты по эннеаграмме утверждают, что первородный грех начинается в тот момент, когда маленькие дети выбирают для себя тип своего «Я». В глазах христианина это — бессмыслица. Первородный грех, по определению, не есть какое-то зло, совершаемое человеком. Из-за грехопадения наших прародителей Адама и Евы (которые пытались «стать как боги», постигнув запретное знание о добре и зле, — Бытие 3:5) все люди наследуют первородный грех. Из-за этой развращенности своей природы люди склонны совершать греховные поступки и часто их совершают. Отождествление вынужденного выбора трех- или четырехлетнего ребенка с первородным грехом с точки зрения Библии является лжеучением.

Вторая богословская ошибка является следствием первой. Ее суть в том, что люди якобы могут нейтрализовать результаты так называемого первородного греха фиксации своего «Я» посредством духовной «работы» Гурджиева, Ихазо или кого-то еще. Конечно, человеку можно помочь в преодолении его психологических проблем, и нам следует искать мудрости и совета у серьезных психологов-христиан, когда это необходимо. Но эта помощь никогда не может освободить от первородного греха, как и от любого другого, если уж на то пошло. Только спасительная крестная смерть Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека, может освободить нас от греха. И это бесплатный дар Божьей благодати, которую не может ни заработать, ни заслужить ни один человек. Мы принимаем эту благодать от милосердного Бога и отвечаем Ему благодарностью, которая уже сама по себе — тоже Его подарок. Освобождение от действия греха — психологических проблем или последствий греха — может произойти при помощи психологической помощи, а также других средств, таких как благотворительность, проповедь Евангелия и т. п.

Кроме того, пророк Исаия писал, что мудрость, понимание и совет — это дары Святого Духа (Ис. 11:2), поэтому нам следует искать психологической помощи у христиан, наделенных этими дарами. Христианам следует знать и возвещать миру, что даже психологические методы не могут обойтись без Божьей благодати, чтобы освободить нас от последствий греха. Как прощение наших грехов, так и освобождение от их последствий требует незаслуженной Божьей милости в нашей жизни.

Еще одна богословская ошибка состоит в том, что наш Господь Иисус якобы обладает добродетелями всех девяти типов [31]. Лишь очень изощренная экзегеза (толкование) Евангелий может навести на такую нелепую мысль. Разобраться в чертах личности другого человека очень сложно, даже если он сидит прямо перед врачом или консультантом. Определять на основании Евангелий тип личности нашего благословенного Господа — это надругательство как над Писанием, так и над самой идеей психологической терапии. Иисус никогда не проходил собеседований для составления психологического профиля. Он лично не составлял текст Евангелий. Так как же можно претендовать на знание типа Его «Я» на основании Библии?

Кроме того, евангелисты не ставили перед собой цель дать психологический портрет Иисуса, они хотели провозгласить Благую Весть о том, что Бог стал плотью, умер на кресте, воскрес из мертвых и тем самым искупил мир. Их целью было призвать читателей и слушателей Евангелий к спасительной вере в Иисуса Христа, а не анализировать Господа! Подобные утверждения абсурдны и должны быть категорически отвергнуты.

Наранхо утверждал, что Святая Идея или Добродетель каждого типа представляет собой одно из девяти лиц Бога; вынужденный же аспект каждого типа переворачивает лицо Бога вверх ногами и становится демоном. Цель «работы» — освободиться от демонов. Возможно, для Наранхо эта мысль была всего лишь образным выражением, но в индустрии эннеаграммы она стала общепринятой. Любой христианин, услышав об этом, обратит внимание на три ошибки.

Во-первых, Бог не имеет девяти лиц. Господь Иисус открыл нам, что в одном Боге есть три одинаково вечных личности, из которых складывается то, что Церковь издавна называет Троицей. Но эти три личности не множатся и не делятся на девять лиц. Подобные заявления просто нелепы и не основаны ни на божественном откровении, ни на здравом смысле.

Во-вторых, ни один человек не может повернуть лицо Бога ни вверх ногами, ни правильной стороной, ни как-либо иначе. Бог — наш несотворенный Владыка, и Его творения не могут перемещать Его ни в каком направлении. Утверждение, что перевернутое вверх ногами лицо Бога является демоном — уже не просто абсурд, но настоящее богохульство. Бесконечно благой и любящий Бог, не может превратиться в демона. Говорить так непозволительно никому.

В-третьих, мы, люди, не можем освободиться от демонов самостоятельно, как не можем избавиться от греха. От демонов нас освобождает Бог. Никакая методика или медитация не освободит нас от сил зла. Наш Спаситель Иисус спасает нас от этих зол. Люди, использующие эннеаграмму, и всякий, кто хочет у них учиться, должны осознать, что их учение должно согласоваться с Писанием и (по крайней мере, с точки зрения католиков, но также, хотя и в меньшей степени, для многих протестантов) учением Церкви. И если учение этих людей в чем-то не соответствует Божьему откровению, они должны смириться перед Богом. Какими бы эзотеричными ни были суфийские традиции, и на что бы они ни претендовали, им придется ответить перед Богом за распространение в Церкви Христа ложного учения.

Практические проблемы индустрии эннеаграммы

Книги и учителя часто говорят, что эннеаграмма помогает не только определить свой собственный тип, но и классифицировать окружающих людей. Исходя из этого, специалисты определяют различные типы людей, оценивают их отличие от нас и выясняют, как лучше уживаться с непохожими типами. Обычно в качестве примеров девяти типов преподаватели выбирают известных людей. Палмер приводит списки «знаменитых» людей, принадлежавших к тому или иному типу. Например, такие верные протестанты как Мартин Лютер и Джерри Фолуэлл — «единицы», как и неверующие Джордж Б. Шоу и Ральф Уолдо Эмерсон [32]. Однако между специалистами по эннеаграмме есть разногласия относительно классификации некоторых личностей. Некоторые считают Гитлера «восьмеркой», но Палмер относит его к «шестерке». Подобные разногласия встречаются в книгах и в лекциях.

Главная проблема заключается в том, что эти знаменитости никогда присутствовали на семинарах по эннеаграмме, а потому не могли определить свой тип. Таким образом, когда эксперты классифицируют и сопоставляют друг с другом знаменитых людей, они, по сути, учат своих слушателей классифицировать людей, живущих вокруг. Почувствовав себя специалистом по эннеаграмме, человек сможет классифицировать друзей, мужа или жену, детей. Возможно, он почувствует свою причастность к секретным знаниям, дающим ему власть классифицировать других.

Злоупотребление этой способностью приводит к тому, что отношения между людьми становятся пустыми. Люди начинают думать, что понимают другого человека лучше, чем он сам: внутренняя динамика побуждений и ожидаемое поведение человека известны экспертам по эннеаграмме лучше, чем ему самому. Некоторые люди начинают строить свои отношения с другими на основе данных эннеаграммы, а не на том, что другие считают нужным им открыть. Это не только неразумно, но и потенциально опасно. Я сам поступал так и видел, как это делают другие. Когда такие отношения возникают в приходе, время с момента окончания семинара и до тех пор, пока страсти по эннеаграмме не остынут, чревато проблемами.

В настоящий момент я не испытываю большого уважения к индустрии эннеаграммы. Ее оккультные корни не были тщательно удалены (если это вообще было возможно), и она насыщена богословскими ошибками, а также социальными и психологическими злоупотреблениями. Отсутствие научной базы означает, что нет никакой возможности определить, кто в действительности является специалистом, чей совет будет полезен, а чей — губителен, и насколько здравы цели, которые ставит перед собой учение об эннеаграмме.

Переведено и используется с разрешения автора.
Mitchell Pacwa. «Tell Me Who I Am, O Enneagram»,
Christian Research Journal, vol. 14 no. 2 (Fall 1991).

 

Сноски

[1] Гурджиев Г. И. Встречи с замечательными людьми. М.: Файр-Пресс, 2001, с. 71. [Назад]

[2] Там же, сс. 59-60, 79-80, 84-85, 86-87, 92-93 и другие. [Назад]

[3] Bennett, John G. Enneagram Studies.York Beach, Maine: Samuel Weiser, 1983, pp. 3-4. [Назад]

[4] Gurdjieff G. I. Meetings with Remarkable Men. Second Series. London: Routladge and Kegan Paul, 1977, pp. 148-165; Speeth, Kathleen Riordan and Ira Friedlander. Gurdjieff: Seeking of the Truth. New York: Harper and Row, 1980, pp. 113, 116. [Назад]

[5] Gurdjieff, pp. 81-82. [Назад]

[6] Speeth and Friedlander, pp. 81-82. [Назад]

[7] Gurdjieff, p. 227; Speeth and Friedlander, p. 93. [Назад]

[8] Speeth and Friedlander, pp. 35-36. [Назад]

[9] Bennett, pp. 75, 79, 83. [Назад]

[10] См. Мартин, Уолтер. Царство культов. СПб: «Логос», 1992, глава 8 «Теософское общество». [Назад]

[11] Gurdjieff, pp. 227-243. [Назад]

[12] Гурджиев, сс. 344-365. [Назад]

[13] Anderson, Margaret. The Unknown Gurdjieff. London: Routledge and Kegan Paul, 1962, p. 64. [Назад]

[14] Там же, p. 63. [Назад]

[15] Riordan, Kathleen. «Gurdjieff», Transpersonal Psychologies. New York: Harper and Row, 1975, p. 293; Bennett, pp. 2-3. [Назад]

[16] Anderson, pp. 71-72. [Назад]

[17] Ouspensky, P. D. In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching. New York: Harcourt, Brace and World, 1949, p. 294. [Назад]

[18] Bennett, p. 31. [Назад]

[19] Там же, pp. 32, 47. [Назад]

[20] Там же, p. 32. [Назад]

[21] Keen, Sam. «A Conversation about Ego Destruction with Oscar Ichazo», Psychology Today, July 1973, p. 64. [Назад]

[22] Lilly, John C. and Joseph E. Hart, «The Arica Training», Transpersonal Psychologies, New York: Harper and Row, 2975, p. 341. [Назад]

[23] Naranjo, Claudio. «The Enneagram — Stubling Rock or Stepping Stone?» Audio tape recorded at the Association of Christian Therapists, February 1990, San Diego, CA. [Назад]

[24] Palmer, Helen. The Enneagram. San Francisco: Harper and Row, 1998, pp. 46-47. [Назад]

[25] Там же; см. также Naranjo. [Назад]

[26] Naranjo. [Назад]

[27] Bennett, p. 31. [Назад]

[28] Naranjo. [Назад]

[29] Beesing, Maria; Robert Nogosek and Patrck O’Leary. The Enneagram: A Journey of Self Discovery. Denville, New Jersy: Dimension Books, 1984, pp. 144-147. [Назад]

[30] Там же, pp. 141-143. [Назад]

[31] Там же, pp. 49-98. [Назад]

[32] Palmer, p. 94. [Назад]