Уильям Брэнем

Возможно, имя Уильяма Брэнема ничего не скажет большинству наших читателей, но поколение назад он был не менее известен в христианском мире, чем в наше время Пэт Робертсон или Джерри Фолуэлл. Тем не менее, как вы можете понять, он весьма отличался от этих двух джентльменов. После смерти Брэнема на основе его учений возникли сотни церквей, а его проповеди, теперь уже скурпулезно перенесенные на бумагу, практически стали для этих церквей новым Писанием. История Уильяма Брэнема очень важна не только в связи с ростом этих церквей, но и потому, что некоторые моменты его учения стали основой для формирования искаженных вероучений среди христиан.

Молодость Брэнема

Уильям Марион Брэнем родился 6 апреля 1909 года неподалеку от Бурксвилла, штат Кентукки, в семье Чарльза и Эллы Брэнем. Он был старшим из девяти детей. Через несколько лет семья переехала в Джефферсонвилл, штат Индиана (там теперь расположена неофициальная штаб-квартира основанного Брэнемом движения).

Считается, что необычайные явления и сверхъестественные события преследовали Брэнема еще с раннего детства. Он рассказывал, что в день его рождения над колыбелью мерцал видимый свет (подобно тому, как Вифлеемская звезда указывала место рождения Иисуса).[1] По всей видимости, Брэнем был обращен в христианство в возрасте девятнадцати лет и в течение пяти лет был пастором баптистской церкви в Джефферсонвиллe. Его видения и откровения продолжались.

В 1936 г. Брэнем посетил собрание пятидесятнического движения «Jesus only» в городе Мишауака и понял, что Бог хочет, чтобы он уехал из Индианы и благовествовал в других городах вместе с этими людьми. Однако неодобрение родственников жены заставило Уильяма отказаться от этого плана. На следующий год его первая жена и годовалая дочь умерли, и он счел это Божьей карой за то, что не поехал с пятидесятниками-единственниками.

Его общественное служение

Как говорит Брэнем, в мае 1946 года Бог привел его в потайную пещеру в Индиане, «которую не может найти ни один человек». Там будущий пророк встретил ангела, от которого узнал, что Бог поручил ему нести миру весть о божественном исцелении. Ангел сказал, что если Брэнем будет искренен и сможет убедить людей, то ничто не сможет устоять перед его молитвами, «даже рак». Брэнему будет дано два сверхъестественных знамения: во-первых, способность диагностировать заболевания через физические изменения в своей левой руке и, во-вторых, способность видеть тайные мысли и дела людей. Если первое знамение не убедит людей в том, что это Божье дело, то их убедит второе. Общественное служение Брэнема началось в том же месяце и со сверхъестественной быстротой распространилось на все Соединенные Штаты. [2]

Ангел из пещеры сопровождал Брэнема во время всех служений исцеления. Ангел руководил Брэнемом и по-другому, время от времени требуя отменить назначенные встречи.[3] Неоднократно было засвидетельствовано, что на его служениях происходило много удивительных физических исцелений. Дэвид Харелл, лучший летописец исцелений и харизматических возрождений сороковых годов, согласен с тем, что «сила служений Брэнема... остается легендой, не имеющей аналогов в истории харизматического движения». [4]

Люди, бывшие пятидесятниками всю свою жизнь, трепетали перед конкретными деталями, которыми изобиловало «слово знания» Брэнема. Он называл имена, адреса, болезни и подробности личной жизни людей, которых никогда раньше не видел. Гордон Линдсей, основатель Института Christ for the Nations в Далласе, писал, что дар знания, которым обладал Брэнем, «был практически безошибочен. Много сотен раз я видел, как он говорил под помазанием Святого Духа, и каждый раз он безошибочно сообщал сердечные тайны людей — то, о чем он, без сомнения, просто не мог знать». [5]

На плечи Брэнема легло чрезвычайно изнурительное расписание. Часто его буквально уносили с ораторской трибуны в полном изнеможении, хотя этому, возможно, во многом способствовало присутствие ангела. Как-то раз Брэнем признался, что «когда он приближается ко мне после сотни и сотни посещений, меня разбивает паралич. Иногда он даже заставляет меня... Я почти что теряю сознание, настолько я бываю слаб, когда ухожу с трибуны. Если я пробуду там слишком долго, то совершенно потеряю сознание».[6] В середине 1948 года Брэнем был близок к тому, чтобы оставить свою деятельность, частично из-за переутомления, частично из-за неприятного открытия, что некоторые последователи буквально крестили новообращенных в его имя и носили фотографии с подписью «Брат Брэнем, наш Господь». [7] В конце того же года Брэнем вернулся к евангелической деятельности и отправился за океан: 1950 г. — Финляндия, 1951 г. — Южная Африка, 1954 г. — Индия и 1955 г. — Европа. В 1955 году интерес к служению Брэнема начал ослабевать, и впервые за девять лет Евангелическая Ассоциация Уильяма Брэнема не смогла оплатить свои счета. Государственная налоговая инспекция, расследовавшая дело Брэнема, утверждала, что он задолжал огромную сумму денег в возмещение неуплаченных налогов прошлых лет.

Когда его служение еще было в самом расцвете, Брэнем ограничивал свои проповеди личным свидетельством и властью Бога спасать грешников и исцелять болезни. Многие из его кампаний были организованы христианами-тринитарианцами, и он уступал другим право проповедовать, в то время как сам занимался исцелением. Однако в Скинии Брэнема (его родная церковь в Джефферсонвилле) он мог с полной свободой излагать свои истинные убеждения. И когда в конце 50-х его популярность полностью увяла, Брэнем обратился к тем церквям, которые теперь верили в его послание, и его своеобразные учения стали распространяться все шире и шире.

Уильям Брэнем и Троица

С самого раннего возраста Брэнем отрицал христианское учение о Троице. Он громогласно провозглашал: «Вера в Троицу — от дьявола! Я заявляю, что ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ!» [8] Брэнем настаивал, что учение о Троице исходит от сатаны и сводится к тому, что есть «три Бога». Поэтому он заявил, что каждый верующий, крещенный в соответствии с формулой триединства, данной в Матфея 28:19, должен быть крещен заново «во Имя Господа Иисуса Христа».

Брэнем обычно говорил об Отце, Сыне и Святом Духе как о трех «проявлениях», «званиях», «измерениях» или «качествах» Бога. [9] Недостаток подобных толкований состоит в том, что звания, качества и т.д. не могут иметь личных взаимоотношений.

Библия показывает, что между Отцом, Сыном и Святым Духом есть личные взаимоотношения. «Отец любит Сына» (Иоанна 3:35); Сын прославляет Отца (Иоанна 17:4); Сын посылает Святого Духа (Иоанна 16:7); Отец «знает, какая мысль у Духа» (Римлянам 8:27); Святой Дух слушает Иисуса и свидетельствует другим о Нём (Иоанна 15:26, 16:13). Для того, чтобы любовь, общение и взаимоотношения Отца, Сына и Святого Духа имели смысл, каждый член Троицы должен обладать самостоятельным, личным сознанием.

Эту проблему можно пояснить при помощи следующего примера, если только читатель простит меня за то, что в качестве этого примера я буду использовать себя самого. Автор этого текста одновременно является и сыном, и отцом. Кроме того, я занимаю две должности: дьякона и помощника редактора. Однако получится полная бессмыслица, если я скажу, что мое «сыновство» любит мое «отцовство». Моя должность дьякона в церкви не может общаться с моей должностью помощника редактора. В осмысленные взаимоотношения могут вступать личности, никак не качества. Должности, звания, качества — ни одно из них не может назвать себя «Я». Сказать о себе «Я» может только личность.

Новый Завет учит, что Отец, Сын и Святой Дух сосуществуют и общаются на личностном уровне. Тем не менее, хотя есть три божественные Личности, Бог только один (Второзаконие 6:4, Иакова 2:19).

Змеиное семя и предопределение

Брэнем также утверждал, что Бог открыл ему сложное учение, которое известно как доктрина «змеиного семени». [10] Коротко говоря, грех Евы в Эдемском саду заключался не в том, что она съела запретный плод, а в том, что она вступила в половые отношения со змеем. До грехопадения змей был «чем-то между шимпанзе и человеком, но ближе к человеку». Cатана вошел в змея и соблазнил Еву. Поэтому Каин был зачат сатаной, а не Адамом.

С тех пор всегда существовала раса людей, которые были непосредственными потомками сатаны. Когда Иисус сказал Евреям в Евангелии от Иоанна 8:44: «Ваш отец дьявол», Его слова не были образной речью. Потомки сатаны никогда не могут быть спасены, потому что они «семя змея».

Одновременно существует и «семя Бога», род людей, которые безусловно предопределены для спасения. Эта группа людей и является подлинной Невестой Христа. Они предопределены услышать и получить «весть» Брата Брэнема.

Кроме них, есть еще одна, промежуточная категория людей, которые не произошли ни от семени Бога, ни от семени змея. У них вообще нет никакого предопределения, и они получают спасение или проклятие по своему выбору. Брэнем учил, что преобладающее большинство традиционной Церкви принадлежит именно к этой категории. Христиане, отвергающие послание Брэнема, изведают Великую Скорбь, когда она настанет, в то время как Невеста будет вознесена на небо еще до пришествия скорби.

Учения о разном

Брэнем проповедовал и другие сомнительные учения. Он отрицал, что ад вечен, и утверждал, что сатана и все грешники в конце концов будут уничтожены. Он говорил, что коридоры Великой Пирамиды и двенадцать знаков Зодиака тоже являются Божьими откровениями, хотя и менее значительными, чем Библия. Он утверждал, что остриженные женщиной волосы, согласно Библии, могут служить поводом для развода (по этому вопросу см. Матфея 5:32!), и что еще не появившиеся на свет дети не являются живыми людьми до момента своего первого вздоха. «Вы говорите: «Он живой!» Вовсе нет. Это всего лишь толчки нервов и мышц. Ребенок не имеет жизни до момента своего рождения». [13]

Представления Брэнема об Иисусе были небиблейскими, по крайней мере, в одном важном аспекте: он утверждал, что Иисус во время Своей земной жизни был Сыном человеческим, а не Сыном Божьим. «Он никогда не называл себя Сыном Божьим, — говорил Брэнем, — Он говорил, что Он — Сын человеческий». [14] Брэнем учил, что Иисус стал Сыном Бога (т.е. Святым Духом) после Своего вознесения на небеса.

Для того, чтобы опровергнуть это заявление, достаточно лишь прочитать Новый Завет. В Иоанна 10:36 наш Господь прямо говорит: «Я — Сын Божий». Прочитав Иоанна 3:18, 5:25, 9:35-37 и 11:4 вы получите из уст самого Иисуса свидетельство о том, что Он был «Сыном Божьим». Когда в Евангелии от Матфея 16:16 Петр совершил свое знаменитое исповедание: «Ты — Христос, Сын Бога Живого», Иисус не поправил его, сказав: «Нет Петр, еще нет».

Наверное, самым поразительным утверждением Брэнема было то, что он и есть тот «ангел», о котором говорится в Откровении 3:14 и 10:7, пророк Лаодикийской эпохи, последнего периода времени. Послание Брэнема приведет в порядок христианскую церковь, после чего вернется Иисус. Брэнем настаивал, что истинным свидетельством обладания Святым Духом является следование тому, «что Божий пророк дал для своего времени». Короче говоря, признание Брэнема является обязательным для человека, пребывающего «в истине».

Влияние на современные учения

Одно из учений Брэнема, которое, вероятно, оказало определенное влияние на современное «Учение Веры», говорит о силе «произнесенного слова». Кеннет Хейгин, очень популярный учитель Веры, по-видимому, весьма уважительно относился к учениям Брэнема, — в одной из своих работ он называет Уильяма Брэнема «пророком». [16]

Брэнем считал, что одним из признаков, подтверждающих его звание пророка для этого века, была его способность создавать материальные объекты из ничего. Брэнем называл этот дар «третьей тягой» и полагал, что это «новое служение» никто не в силах повторить, хотя, по сути дела, его служение основывалось на власти произнесенного слова творить вещи из ничего, ex nihilo: «Только произнесите слово, и они предстанут перед вами». [17]

Современные учителя Веры, похоже, многое позаимствовали из этой доктрины. Мысль о том, что вера — это сила, которая, если ее пробуждает произнесенное слово, неизбежно что-то материализует, обязана своим происхождением Брату Брэнему.

Еще одно учение Брэнема, ставшее популярным в наши дни, заключается в том, что Невеста Христа — это не собрание всех возрожденных христиан. Брэнем учил, что на небо будет вознесена только избранная Невеста, в то время как подавляющее большинство христиан, которые не приняли его послание, изведает Великую Скорбь.

Этот «двухэтажный» вариант христианства позаимствовали многие группы, претендующие на обладание «большим светом» или «высшей истиной». Исходя из лучших побуждений, они считают залогом своей безгрешности и непорочности (Еф. 5:27) следование пророку (кем бы тот ни был). Незаметно верующий привыкает к мысли, что Бог принимает его не только потому, что он омыт кровью Иисуса Христа, но и потому, что он привержен определенному стилю одежды, определенной доктрине крещения, а также потому, что он следует указанному пророком «божественному порядку». А венчает эту конструкцию культистское учение о «единственной истинной церкви», проповедующее неполноценность всякого христианина, который «всего лишь» рожден свыше.

Оценивая заявления Брэнема

Мы должны оценивать утверждения Брэнема с точки зрения единственно истинного критерия: их соответствия Божьему Слову. Некоторые последователи Брэнема заявляют, что об истинности его доктрин и последующих откровений свидетельствуют многочисленные чудеса и точность его «слова знания».

Однако нам кажется, что сам Брэнем хорошо ответил всякому, кто пытается изображать его непогрешимым учителем. «Неужели вы не понимаете, что нельзя основывать свою веру на сеансах исцеления? Вы не можете строить веру на подобных знамениях. Единственное, что может быть основанием веры, — это библейское «ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ». [18]

Подходя к учениям Брэнема с его собственными мерками, мы приходим к выводу, что претензии Брэнема на роль единственного пророка нашего времени следует отвергнуть по ряду причин. Прежде всего, мысль о том, что каждому периоду истории Церкви был дан свой пророк — не более чем человеческое предположение. Библия нигде не указывает, что под семью церквями Откровения следует понимать семь последовательных периодов времени, и в Новом Завете вы не найдете заповеди следовать иному «пророку», чем Господу Иисусу Христу.

Во-вторых, если бы Брэнем действительно был послан Богом исправить Церковь, он бы непременно имел здравый взгляд на такую основополагающую доктрину, как Троица. Модалистические воззрения Брэнема о Боге, представляющие собой, по сути дела, вариант учения церквей унитарианского направления Jesus Only («Только Иисус»), никак не согласуются с тем, что Библия говорит о трех Личностях Троицы. Он должен был бы иметь здравый взгляд и на другое основополагающее учение, гласящее, что во время земной жизни Иисус Христос был Сыном Бога.

В-третьих, следовало бы ожидать, что истинный пророк будет правильно излагать точку зрения своих оппонентов. Пророк, ниспровергая ересь, должен уметь четко «указывать» на существующую проблему. Брэнем периодически заявлял, что тринитарианцы верят в существование трех Богов, хотя на самом деле они всегда говорили, что есть только один Бог. Будь Брэнем истинным пророком, он не стал бы представлять учение своих братьев во Христе в неверном свете.

И наконец, те, кто принял послание Брэнема, проповедуют, что степень духовности христианина определяется не его верностью Библии, а тем, принял ли он откровение Брэнема. По сути, Брэнем учил, что вы можете стать частью Невесты Христа, только приняв его особое учение («слово для вашего времени»). Если вы отвергнете откровение, это будет свидетельством того, что вы не пребываете «в истине».

Новый Завет говорит о том, как нам узнать, пребываем ли мы «в истине», иначе. Заметьте, это не имеет никакого отношения к некоему посланнику-человеку, но основывается исключительно на верности Иисусу Христу:

«А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди… Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот, по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши... И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 2:3, 24, 3:18-19, 24).

Постскриптум

Уильям Брэнем был искренен и считал, что любит Господа, однако не придерживался библейских истин. Как мы увидели, он плохо знал учения Библии и заблуждался в некоторых аспектах. Его учение заключало в себе гораздо больше неточностей, чем мы можем рассмотреть в этой короткой статье. Тем, кто считает исцеления Брэнема свидетельством его правоты, мы напоминаем, что цель божественного исцеления — приводить людей к Богу, Целителю, а не к Его служителю-человеку.

Сноски

  1. Биография Брэнема была взята из следующих книг: Пэрри Грин Acts of the Prophet («Деяния пророка») (Туксон: Tucson Tabernacle Books); Давид И. Харрелл-мл. All Things are Possible: the Healing and Charismatic Revivals in Modern America («Все возможно: исцеления и харизматическое движение в современной Америке») (Блумингтон, Индиана: Indiana University Press, 1975); Гордон Линдсей William Branham: A Man Sent From God («Уильям Брэнем: человек, посланный Богом») (Джефферсонвилл, Индиана: William Branham, 1950); Джулиус Стадсклев William Branham, A Prophet, Visits South Africa («Уильям Брэнем, пророк, посещает Южную Африку») (Миниаполис: Author, 1952); Ли Вэйль Twentieth Century Prophet («Пророк двадцатого века») (Джефферсонвилл: Branham Campaings, [1963?]) и Footprints on the Sands of Time («Следы на песке времени») (Джефферсонвилл: Spoken Word Publications, 1975), собрание учений Брэнема, содержащее его автобиографию, видения, жизненные испытания и пророческие высказывания. Рассказ о свете над колыбелью Брэнема взят из книг Грина, с. 39; Стадсклева, с. 1; Вэйля, с. 35 и из «Следов на песке времени», с. 21, 93. [Назад]
  2. О посещении ангела говорится в «Следах», с. 73-75, 79-80, а также в книгах Грина, Хэррелла, Линдсея, Спролла, Стадсклева и Вэйля. О тайной пещере упоминает Грин, с. 67-68. [Назад]
  3. См. Кэти Адлер William Branham: His Life and Teachings («Уильям Брэнем: Его жизнь и учения») (Холбрук, Нью Йорк: Narrow Way Ministries, 1986), с. 3-4; Пэрри Грин, с. 115; Курт Кох Occult Boundage and Deliverance («Узы оккультизма и освобождение») (Гроэнд Рэпидз: Kregel Publications, 1970), с. 49-50 и Дик Лигат New Wine Interviews Ern Bahter («Новое вино» берет интервью у Эрн Бахтер»), New Wine, декабрь 1978, с. 5. [Назад]
  4. Хэрелл, с. 162. [Назад]
  5. Гордон Линдсей William Branham As I Knew Him («Уильям Брэнем, каким я его знаю»), Voice of Healing («Глас исцеления»), февраль 1966, с. 11. [Назад]
  6. Footprints on the Sand, с. 74. [Назад]
  7. Проповедь: Revelation Chapter Four (Who Is William Branham?) («Четвертая глава откровения. Кто такой Уильям Брэнем?»), Июнь 11, 1961; Грин, с. 199. [Назад]
  8. Footprints on the Sand, с. 606. [Назад]
  9. Уильям Брэнем Adoption («Усыновление») (Джефферсонвилл: Spoken Word Publications), с. 21, 31, 62, 69. [Назад]
  10. О семени змея см. Serpent’s Seed («Семя змея»), Spoken Word, том 2, №4; An Exposition of the Seven Church Ages («Описание семи эпох Церкви») (Джефферсонвилл: Spoken Word Publications, [1965]), с. 95-107 и Conduct, Order, Doctrine of the Church («Руководство, порядок, доктрина Церкви») (Таксон: Tucson Tabernacle Books), т.2, с. 821-823, 1131-1136. [Назад]
  11. Seven Church Ages, с. 98-99. [Назад]
  12. Об этой промежуточной категории людей см. Seven Church Ages, с. 275-286. О том, что вознесенa будет только Невеста, см. Revelation of the Seven Seals (Туксон: Spoken Word Publications, 1976), с. 57-58; Conduct, Order, Doctrine of the Church, т.2, с. 1040. [Назад]
  13. Conduct, Order, Doctrine of the Church, т.2, с. 1121. [Назад]
  14. This Day This Scripture is Fulfilled («В этот день исполнилось это писание»), Spoken Word, т. 19, №5, с. 7. Об этом же учении говорится и в другом контексте, в проповеди с тем же названием; см. Spoken Word, т.2, №8, с. 26. [Назад]
  15. Seven Church Ages, с. 165; см. также с. 155, 169. [Назад]
  16. Кеннет И. Хэйгин Ministry of a Prophet («Служение пророка») (Тулса: Faith Library Publications, 1979), с. 8. [Назад]
  17. Уильям Брэнем Easter Message («Пасхальная проповедь») (Джефферсонвилл: Spoken Word Publications, с. 100. Дополнительные сведения о «третьей тяге» см. с. 98-105; Seven Seals, с. 558-564; Footprints on the Sand, с. 480-494 и Грин, с. 75-86. [Назад]
  18. Footprints on the Sand, с. 656. [Назад]