Культ здоровья и процветания
Приятно быть в кругу своей семьи, а особенно своей радио-семьи. Я рад, что вы сегодня пришли сюда. Мне важна любая поддержка. Я — отец шестерых детей, чем горжусь и о чем люблю упоминать в качестве эмпирического доказательства того, что у меня есть и свой дом.
Сегодня нам предстоит разговор на крайне сложную тему. Мы будем говорить о группах, принадлежащих к движению “позитивного исповедания” или “здоровья и богатства”, многие из которых сегодня уже перешли черту, отделяющую различные формы или ответвления христианского богословия от царства культов. Десять лет тому назад, будучи профессором Мелодилэндской богословской школы, я записал кассету под названием “Заблуждения позитивного исповедания”. Огромное число харизматов тогда открыто обрушилось на меня с упреками в том, что я произвожу разделения и поступаю не по любви, критикуя своих братьев по вере. Однако вы можете быть моим братом и в то же время находиться в плену очень серьезных богословских заблуждений, а если у вас, при этом, еще и большое служение, и многие люди смотрят и слушают ваши программы по радио и телевидению, а вы неподотчетны своим наставникам, вы вполне можете, сами того не желая, завести (без преувеличения) миллионы людей в трясину лжеучений.
Наш сегодняшний разговор — об учениях, которые, начавшись с простого невежества, постепенно выросли в явную ересь, а в конце концов, и в богохульство. И если христианская Церковь будет молчать об этом, если собрания, подобные этому, пасторы и учителя не встанут и не скажут: “Хватит!”, то вот, что говорит нам Писание, — а мы все подотчетны Писанию — тогда лжеучения будут свободно рыскать по всему христианскому миру, и уже никто не сможет их остановить.
Во время одного из последних нашумевших скандалов постоянно звучало слово “подотчетность”. Как мы уже знаем, отчетность перед налоговыми службами подверглась глубокой коррупции. Но как с этим обстоит дело в области богословия? Перед кем несет ответственность Орал Робертс? Уж конечно не перед Объединенной Методистской Церковью, потому что они рукоположат вас даже в том случае, если вы отрицаете Троицу, Божественность Христа, Его непорочное зачатие и телесное воскресение и не признаете Библию Словом Божьим. Перед кем он может нести ответственность? Перед тем, кому никто не доверяет? Перед кем несет ответственность Кеннет Копланд? Кеннет Хейгин? Фредерик Прайс? Чарльз Кэппс? Перед кем телеевангелисты несут ответственность за свое богословие? Джеймс Робинсон, как и я, как и Билли Грэм, несет ответственность перед Южной баптистской Конвенцией. И у нас есть четыре уровня подотчетности. Если я начну проповедовать сомнительные учения, ко мне приходит мой пастор. Если я не послушаюсь его, то мне предстоит разговор с местным собранием. Если я не послушаюсь и их, то меня пригласит на разговор конвенция штата. А если я не послушаюсь и их тоже, то меня призовут к ответу на общенациональном уровне. Так что они могут взять меня с четырех сторон. Это подотчетность!
Как правило, внутри конфессий существует подотчетность, но люди, которые причисляют себя к движению “позитивного исповедания” или “Движению Веры” неподотчетны никому. Они не дают отчета в своем богословии, они не несут ни перед кем ответственности за свою этику и мораль, они неподотчетны вообще никому, за исключением своей собственной аудитории, да и ей — лишь в том случае, когда она перестает давать им деньги. Только это и остается неизбежным проявлением подотчетности: если вы не выписываете чек. Вы можете не слушать Святого Духа, вы можете не слушать Писание, но поверьте мне, если люди перестанут посылать вам деньги, вам придется прислушаться! Иначе вам не видать ни радио, ни телевидения. И это они отлично понимают.
Итак, евангелие чековой книжки в Церкви пришло на смену авторитета. И до тех пор, пока никто не настаивает на подотчетности, этот процесс будет продолжаться. Но Церковь проснулась. Люди начинают требовать подотчетности. Так и должно быть. Ни один служитель не должен бояться дать отчет в своем богословии — в частном разговоре или при всех, и, если ему задают вопросы, а он оставляет их без ответа, у нас есть полное право относиться к нему с подозрением. Это не ересь, родной! Это не жажда спора. Это не отсутствие любви. Это Библия.
Часто, когда я во всеуслышание называю чьи-то имена, мне говорят: “Но почему бы вам не ограничиться самой проблемой? Зачем непременно называть имена?” Потому что в Писании апостол Павел показал нам пример. Обличая зародившиеся в Церкви еретические учения, он писал: “Именей и Филит впали в заблуждение об истине. Они учат, что воскресение уже произошло и разрушают в некоторых веру.” Он назвал их. Он называл по имени Именея и Александра: “Александр медник причинил мне много вреда. Да воздаст ему Господь по делам его”. Иисус говорил: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры”. Он назвал их — и обличил. На всем протяжении истории Церкви, существовала необходимость противостоять злу. Это не прибавляет вам популярности. Многие не любят вас. Но, в конце концов, вы увидите любовь со стороны тех, кто был спасен благодаря вашему обличению. Обличение было одной из задач Церкви — если бы Лютер не обличил извращенное богословие Римской Католической церкви, вы не сидели бы сегодня здесь и не называли себя протестантами. И если бы Афанасий не обличал погрязшее в грехах правительство Константина и не противостал ереси Ария, которая стала богословием Свидетелей Иеговы, то христианская Церковь разделилась бы еще в четвертом веке по поводу Божественности Иисуса Христа и Его отношения к Отцу.
Итак, я хотел бы установить один важный факт: говорить правду — не значит не любить людей. Указывать на ошибки — не значит производить разделения. Мы не можем не противостоять злу, — это заповедь Божия. А если мы не считаемся с ней, то становимся соучастниками в их преступлениях. Именно об этом и идет речь в Иезекииле 33-й и 34-ой главах, когда Бог, устами пророка, говорит: “Если ты не предупредишь грешника о его грехах, и он умрет в своих грехах, то я взыщу его кровь с рук твоих. Но если ты предупредишь его, а он не послушается, то ты не в ответе за его смерть”. Таким образом, Библия ясно говорит об этом. Говорить правду в обличение лжеучений — не “негативизм”, это высшее проявление истинного позитивного (“доброго”) исповедания.
Теперь, чтобы разобраться с этой в высшей степени насущной темой, мы должны понять, о чем здесь идет речь и посмотреть на это глазами Библии. Каждый, кто проповедует с телеэкрана или с кафедры, каждый, кто называет себя евангелистом или служителем, и где бы я не говорил (а я профессор изучения Библии — я учу служителей тому, как надо служить), я знаю, что всякий служитель несет ответственность за данные обещания, всякий служитель несет ответственность перед церковью, которой он служит, но превыше всего он несет ответственность перед Писанием, которое судит все его слова и поступки. Утратив эту подотчетность перед Писанием, вы теряете твердую почву под ногами. А если вы лишитесь этого, то что из себя будет представлять ваше богословие?
Все крупнейшие семинарии Соединенных Штатов, ставшие либеральными и утратившие свой престиж, дошли до этого потому, что отвергли авторитет Писания. Сначала Писание, потом Личность Христа, спасение и, в конце концов, остались ни с чем. Среди этих семинарий нет ни одной, о которой нельзя было бы этого сказать.
Если это происходит в семинариях, если это происходило в Церкви на протяжении всей ее истории, то это продолжает быть истиной и сегодня. Поэтому, как сказано в 1-м Фессалоникийцам, мы должны все испытывать и держаться лучшего. Единственный способ узнать, что хорошо — Слово Божье. Не ваши чувства, не ваши эмоции, не жжение в желудке, о котором расскажет вам мормонский миссионер. Не потому, что это красиво звучит, или потому, что вам удобно так думать, или потому, что это решает ваши проблемы, или потому, что это работает. Но потому, что это истина! Вот что дает учению жизнеспособность.
Я хочу, чтобы вы открыли свои Библии на 2 главе 2-го Послания Петра, где мы найдем библейское основание этого заключения. “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители [среди Церкви Иисуса Христа будут лжеучители!], которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины [само Евангелие!] будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас [это слово в буквальном переводе с греческого означает “управлять вами, продавать вас”] льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет”.
Я бы хотел, чтобы вы обратили внимание на то, как здесь идет развитие мысли. Израиль — Церковь; лжепророчества — пагубные учения. Затем последовавшие за ними собьются на путь разврата, и, в конце концов, сама истина Евангелия будет в поношении, потому что люди, которые называли себя рабами Божиими, предлагали миру плоть и дьявола. Довольно ясно. Чтобы вы, по причине некоторой “природной наивности”, не упустили его мысль, в 3 стихе Пётр снова повторяет вам: “И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов”. Все понятно. Итак, мы можем ожидать, что все это будет в Церкви: и лжеучителя, и пагубные ереси. Если вы откроете 20 главу Деяний, то увидите, как апостол Павел пророчествует и предостерегает Ефесскую церковь, равно как и всю христианскую Церковь, об этих испытаниях. Деяния 20:27-29: “Я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада.” Итак, первая угроза Церкви придет извне. Извне на Церковь будут нападать лютые духовные волки. Но придет и другая, не столь заметная и, если можно так сказать, более серьезная опасность — из нашего собственного числа (стих 30), на этот раз — изнутри Церкви: “И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас”. В 26 стихе апостол говорит: “Я чист от крови всех”. Это прямая и явная ссылка на 33 и 34 главы Книги Иезекииля. “Я снимаю с себя ответственность. Я возвещу вам всю волю Божию. Если вы не прислушаетесь, ответственность ляжет на вас”. Апостол возлагает это бремя на старейшин, руководителей, учителей, пасторов Церкви. Потом он говорит: “Прежде всего смотрите за собой, остерегайтесь сами, потому что, если вы не убережете себя, вы не сможете уберечь Божье стадо”. Итак, делайте свое дело, приводите в порядок собственный дом, очиститесь сами, а потом уже пасите других.
Давид был образцом пастыря. Играя на своей арфе и смотря за стадом, он заботился о том, чтобы животные были сыты. Это дело всякого пастыря. Кормите своих овец! Но пришли лев, волк и медведь. Давид не продолжал играть, как ни в чем не бывало. Он встал и защитил стадо от льва, волка и медведя, потому что это обязанность пастыря. Сегодня наши церкви полны теми, кто умеет кормить, но среди нас нет тех, кто умеет сражаться. Они ждут, что стадо само позаботится о себе. Но мысль о стаде без пастыря чужда Новому Завету — у стада всегда должен быть пастырь. А в сегодняшней Церкви полно командиров, но нет бойцов. Каждый хочет быть сам себе богословом. Христиане собирают личные библиотеки. А потом, воскресным утром, да поможет Бог тому пастору, который разойдется во мнениях с их библиотеками или любимыми толкователями Библии.
Некоторые пасторы, которые звонят мне по телефону во время радиопередачи “Bible Answer Man”, говорят: “Не могли бы Вы высказываться не так резко по такому-то и такому-то поводу?” Я спрашиваю их: “А в чем дело?” “Ну, это осложнило мои отношения с церковью”. Я всего лишь ответил на какой-то вопрос не так, как на него ответил пастор, а кое-кто из его паствы уже открыл на него охоту. И мне приходится обращаться по радио со словами: “Послушайте, проверяйте мои слова Писанием, слушайтесь вашего пастыря, а если ваш пастор противоречит Писанию — отправляйтесь к вашему пастырю, поговорите с вашим пастырем, помолитесь с вашим пастырем и не ждите, что я буду изображать из себя Святого Духа или говорить вам: “Распните его!” — тогда в воскресенье вы примчитесь в церковь со словами: “В четверг по радио м-р Мартин сказал, что его надо распять!” Как видите, очень важно, чтобы христианские руководители и учителя осознали ту огромную власть, которую дают вам радио и телевидение. Людям кажется, что каждое сказанное вами слово исходило прямо из Божьих уст. Это не так. Все мы можем ошибаться. Ни один учитель, каким бы потрясающе одаренным он ни был, какими бы способностями он ни обладал, не может заменить собой Слово Божье и Святого Духа. Следуйте тому, что я говорю вам, и тому, что говорят вам ваши пасторы, исследуя наши слова в свете того, что, как вы знаете, Бог уже сказал ранее. Если вы обнаружите, что мы сами этого не делаем, скажите нам об этом — мы будем вам очень благодарны. Но только испытывайте все.
Из 20 главы Деяний очевидно, что Церкви будет угрожать опасность, когда изнутри нее восстанут люди, говорящие превратно. Превратно по отношению к чему? По отношению к учению апостолов, к богословию Нового Завета. Это и есть точка отсчета. Если чьи-то слова расходятся с Писанием и учением апостолов — они должны быть отвергнуты, невзирая на лица. Как говорил Павел: “Если даже мы, вновь придя к вам, принесем учение, отличное от того, которое мы проповедовали вам апостольской властью — не принимайте нас! Если ангел спустится с небес и скажет вам что-нибудь иное, чем то, чему учили вас мы — отвергните ангела!” Довольно резкие выражения, не так ли? Но к чему все это сводится? Бог сказал. Ответственность существует. Мы отвечаем перед Ним.
Теперь, когда мы разобрались с библейским взглядом на ответственность и поняли, что Церкви угрожает серьезная опасность от лжепророков, восстающих как изнутри, так и извне ее, мы можем приступить к осмыслению феномена, которому посвящен сегодняшний разговор. Суть этого феномена заключается в извращении библейского учения о вере. В 1920-х годах Дж.Мэчион, прекрасный богослов из Принстонской богословской семинарии, изложил в одной очень хорошей работе то, что Библия на самом деле говорит о вере. Эта книга должна быть у каждого христианина, сейчас она переиздана и не так уж дорого стоит. Она называется “Что такое вера?”. И этот прекрасный ученый, специалист в области греческого и еврейского языков, собрал все случаи, когда Библия — и Ветхий Завет и Новый — говорит о вере, и рассмотрел их в надлежащем контексте, чтобы показать, что вера “есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом”. И в этом суть веры — если Бог что-то сказал, этому стоит доверять. Вера, в своей основе, — это полное доверие Богу, тому, что Он знает, что делает, тому, что Вселенной движет не случайность, и тому, что все содействует ко благу любящим Его, призванным по Его благоволению. Не подлежит сомнению и то, что вера — дар Божий, и Он дает каждому, каждому человеку какую-то меру веры — по Своему благоволению. Таким образом, сама вера, способность верить в Бога, верить Его Слову дается по благодати, по Божьей милости, чтобы у вас была возможность иметь то, что мы называем “верой”.
Однако случилось так, что группа евангелистов увлеклась тем, что сегодня называется Учением Веры. Они основывают свои взгляды на 11-й главе Марка, и я бы хотел, чтобы вы открыли это место, чтобы увидеть, на чем они основываются. Марк, 11 глава. “Иисус отвечая говорит им [22 стих]: “Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: кто скажет горе сей: “поднимись и ввергнись в море”, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам”. Отлично! Эти стихи хватают, вырывают из контекста и делают стандартом всякой веры. Если вы прямо сейчас назовете все, что хотите, то есть “скажете”, исповедуете это своими устами, и твердо примете верой, что Бог даст вам просимое, Бог должен это сделать. Улавливаете суть? Не “может”, а ДОЛЖЕН сделать! И именно здесь, в самом основании всего учения, находится его ахиллесова пята — Бог не должен делать НИЧЕГО кроме того, что Он Сам считает нужным. Это и есть ахиллесова пята, вы понимаете?
Если Он знает, сколько у вас волос на голове (особенно если их можно пересчитать по пальцам), если Ему известен путь каждой птицы, то ничто не может от Него укрыться — Великий Хозяин знает все. Таким образом, Вселенной движет не ваша вера, а воля Вседержителя, Живого Бога. А Богу приказывать вы не можете. Я никогда не забуду, как один из учителей Веры в споре со мной сказал: “Бог сказал, что мы должны приказывать Ему”. В ответ я спросил: “Вы читаете по-еврейски?” — “Нет”. Я подозреваю, что он не в ладах и с английским, но, так или иначе, он ответил: “Нет”. Тогда я сказал: “А я читаю, и в Библии этого не сказано”. Я читал Библию Короля Якова, но если вы будете читать Библию по-еврейски, то увидите, что Бог говорит это с сарказмом. Время от времени в Его словах звучит сарказм. Если вы сомневаетесь в моих словах, вспомните историю об Илии и пророках Ваала — вы без труда увидите Божий сарказм. На самом деле Он имел в виду следующее: “Вы приказываете Мне? Вы будете указывать МНЕ, что делать?! Мне, Творцу неба и Земли? ВЫ будете наставлять МЕНЯ?” Очень саркастично… “Так не пойдет!!!” — вот, что означают эти слова! Немного грубый перевод, но смысл верный.
Но давайте вернемся к цитате из Марка и истолкуем ее так, как это делают учителя Веры: “Все, во что вы ни поверите в своем сердце, получите”. Следовательно, если вы попросите у Бога миллион долларов и убедите себя в своем сердце, что Бог даст его вам, Он обязан это сделать. Если вы убедите себя в том, что Бог должен исцелить каждого, на кого вы возложите руки и помажете маслом, Он обязан это сделать. Таким образом, если бедняга не исцелился, в этом нельзя видеть ошибку Бога, и уж конечно это не ваша ошибка (уж себя-то вы будете обвинять в последнюю очередь), — а значит во всем виноват сам больной, у которого просто “не хватило веры”. Джо Маглиато, мой хороший друг, обладающий отличным чувством юмора, пару лет назад написал книгу, которая называлась “И узнаете их по их “Кадиллакам”. Он ухватил самую суть того, о чем говорят учителя Веры, а именно: “Посмотрите на меня. Я здоров, я богат, я живу по воле Божьей”. Да, но я могу назвать вам множество здоровых и богатых людей, которые не живут по Божьей воле. Если вам интересно, то мы только что распрощались с несколькими из них, которые занимались воровством!
Итак, Иисус здесь явно говорит о том, что Бог ценит такую веру. Но всякая вера подчинена воле Божьей, потому, захочет ли Он исполнить нашу просьбу. Примечательно, что Господь Иисус Христос сказал, что Он пришел творить не Свою волю, но волю Пославшего Его. И никто иной как Сам Христос сказал: “Я ничего не могу творить Сам от Себя. Отец Мой, Который во Мне — Он делает дела”. Если вы посмотрите в параллельное место, Иоанна 14:13, вы увидите, что Иисус говорит: “Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю”. Я просил многое в Его имя, и Он не исполнил мои просьбы. Я называл то, что хотел получить от Бога, и требовал это верой, и верил, что Он даст это мне. Но Бог говорил: “Нет!” Я попробую продемонстрировать это на примере вашей собственной жизни.
Ты помнишь ... ЕЕ?! Ту, которую ты полюбил с первого взгляда и был уверен, что Бог даст ее тебе в жены? Она должна была стать матерью твоих детей. И ты молил Бога о ней, ты просил ее у Бога, ты требовал ее верой и не мог без нее жить. Вспомнил? Почему она не стала твоей женой?.. Зато потом, много лет спустя, ты приехал на собрание своих бывших однокурсников… и снова встретил ЕЕ. Помнишь ее замечательную фигуру, похожую на песочные часы? — Весь песок уже высыпался. Помнишь ее прекрасные светлые волосы? — Они стали черными у корней. Помнишь тонкие черты ее лица? — Под глазами появились морщины, и на нем явно отпечатались тяготы воспитания трех детей. И тем вечером ты уходил с вечеринки, крича про себя: “БОЖЕ!!! Аллилуйя!!! Спасибо, что Ты не дал мне… ЕЕ!!!"
Ну, а вы, девушки, которые сидите здесь же и смеетесь над ним? Вспомните ЕГО... Любимца всей школы, Мистера Мускулы, воплощение мужественности? Помнишь, он должен был стать твоим мужем? Ты уже просто видела себя его маленькой женой… ОН!! И ты молилась и говорила Богу: “Помоги, помоги, я хочу, чтобы он был моим!”… Но твоим он не стал… Ты вышла замуж за Джорджа... или за Джо. А однажды ты поехала на ту самую встречу выпускников и снова увидела… ЕГО. Только на этот раз годы взяли свое, его живот опустился, а волосы отступили куда-то в область ушей.… И ты ушла оттуда с мыслью: “СЛАВА БОГУ!!! Ты не дал мне... ЕГО!!!!!"
Все мы испытали в своей жизни подобное “доказательство от противного”. Все мы отлично знаем: дай нам Бог хотя бы половину того, о чем мы просили Его с верой, произошла бы катастрофа! И вы знаете, что это так. Есть люди, которым не стоит иметь “Мазератти” или “Мерседес”, или “Кадиллак”, или тысячу долларов на счете в банке, поскольку Бог знает, что это может удалить их сердца от Него. И в этом я убеждался сотни раз.
Есть люди, страдающие от разных болезней. Я верю в божественное исцеление. В молодости у меня были проблемы с легкими, и врачи говорили, что я никогда не смогу проповедовать, потому что мне будет не хватать воздуха. И что же, они ошибались? Однажды ночью, в какую-то долю секунды Бог исцелил меня. Я молился за людей, и они чудесным образом были исцелены. Я молился за других людей, но им становилось хуже. Я молился за третьих, но они умирали. Перестал ли я молиться за больных? Конечно, нет! Церковь всегда верила в божественное исцеление. Нас беспокоит не исцеление, а целители!
Однако мы должны признать, что не все в словах учителей Веры непременно плохо. Бог хочет, чтобы мы имели веру. Бог хочет, чтобы мы укреплялись в вере через Слово Божье и работу Духа Святого, через применение Божьего Евангелия к своей жизни, через плоды Святого Духа. Да, Бог делает это для нас. И учителя Веры совершенно правы, когда говорят, что во многих случаях Церковь забыла о вере, а молитвы без веры не могут ничего изменить. Отчасти, эти упреки справедливы. Я убедился в этом. И я верю, что Бог хочет принести в нашу жизнь много прекрасного, но это прекрасное не обязательно сводится к огромным счетам в банке, и это не значит, что вы — человек второго сорта, если у вас нет “Мерседеса” и отдельного гаража. И когда я увижу, что евангелие здоровья и благополучия начало работать в Бангладеше, когда я увижу, что оно работает в Уганде, когда я увижу, что оно работает там, где нет процветающего общества, тогда, я думаю, мы и примем их доводы во внимание, но до тех пор, как свидетельствует практика, это евангелие работает только для людей, живущих в обществе, которое способно обеспечить ему основу.
Но давайте пойдем немного дальше. Бог дал нам чудесное обещание. Учителя Веры издеваются над ним. Я слышал, как они это делают. Они смеются над ним и уходят от него. Это обещание находится в 5-й главе 1 Иоанна. Все божественные исцеления построены на этих словах. Все ответы на молитву основаны на них, потому что эти слова провозглашают и утверждают верховную власть Бога, то, что Он принимает все решения.
“И вот уверенность, которую мы имеем в Нем: если мы просим что-нибудь [понимаете, ВСЕ, ЧТО УГОДНО: здоровье, богатство, карьеру, положение в обществе, служение, счастье — все, что угодно], если мы просим что-нибудь, и наша просьба соответствует Его воле, то Он нас слышит. А если мы знаем, что Он слышит нас, мы знаем и то, что получаем просимое у Него”. Вот ваше Слово Веры так, как оно произнесено Богом: если мы знаем, что это по Его воле, мы знаем, что можем это получить.
Видите ли, проблема Учителей Веры в том, что они сделали предположение, которого нет в Библии: они предположили, что исцеление всегда входит в Божий план — и это неправда. Есть люди, которых Бог хочет видеть больными, потому что только так Он может их чему-то научить. Он укладывает людей на спину, чтобы им пришлось посмотреть вверх! И некоторые из вас отлично знают, что я имею в виду. Он знает, как добиться вашего внимания, не правда ли? Конечно, знает!
А некоторых людей Он хочет видеть мертвыми. “Как?! Бог хочет чьей-то смерти?!” Несомненно. Он хотел смерти Езекии, помните? И Езекия сказал: “Но я был хорошим царем. Я сделал все, как Ты мне указывал. Я не похож на чудовищ, что сидели на троне до меня. Я сделал все по слову Твоему! И какая мне за это награда? Ты позволишь мне умереть? Я хочу жить!" Бог ответил ему: “Я сделаю твою жизнь наглядным уроком на все времена для всех тех, кто не доверяет Мне и Моему суду. Я оставлю тебя в живых. Я дам тебе еще пятнадцать лет жизни. Но ты сам об этом пожалеешь”. Езекия был так благодарен! Он прославил Бога, принес Ему жертву и восседал на троне еще 15 лет, и зачал Манассию, величайшее чудовище в образе человека, когда-либо восходившее на престол Иудеев! Это чудовище уничтожило все то доброе, что было сделано его отцом. А потом он направился в храм Божий и осквернил присутствие Божье, принося жертвы бесам в храме Божьем. Бог сокрушил его царство, отправил его в ссылку и заключил иудеев под наказание до тех пор, пока они не покаются.
Манассия пришел в мир потому, что его отец, Езекия, не послушался Бога. Есть, знаете ли, вещи пострашнее смерти. Гораздо страшнее. Например, сидеть в инвалидной коляске, чувствуя, как половина твоего тела тебе не повинуется, потому что часть твоего мозга мертва. Люди добиваются в мире своего, получают много денег, общественное положение, влияние и все то, о чем вы могли только мечтать, а затем их настигает затвердение сосудов мозга, так называемая Альцхаймерова болезнь, которая не только лишает вас возможности пользоваться вашими деньгами и тем, ради чего вы трудились, экономили, обманывали и лгали, но, что гораздо хуже, еще и отдает все это в руки других людей. И они тратят нажитое вами.
Божья ирония! Есть вещи похуже смерти… Езекия этого не знал. Он не доверился Богу. Однажды я гулял с другом, христианином, евреем по национальности, который обладает великолепным чувством юмора и заметным еврейским акцентом. Мы беседовали о Езекии и исцелении, и молитве за больных, и о том, что необходимо для христианского служителя. И я сказал ему: “Знаешь, у меня есть одна проблема: иногда, когда мне случается молиться за кого-то, мне так хочется знать, сделает ли Бог то или это, ответит ли Он на ту или эту молитву. Это бы мне здорово помогло!” Мой друг ответил: “Тогда тебе нужен страховой полис!” И добавил: “Это Его Царство — пусть Он и решает”. Я никогда не забуду эти слова! Это и есть полновластие Божье с еврейским акцентом. Это Его Царство — пусть Он решает! Молитесь за больных, и если Он не исцелит их — Его дело! Делайте то, что от вас требуется — решает пусть Бог! У Него это получится гораздо лучше, чем у вас.
Если говорить серьезно, то, ссылаясь на слова 11 главы Марка: “Просите с верой, нимало не сомневайтесь, и получите”, — помните, что это обещание дано с одним условием: согласен ли Бог, что вам следует иметь то, что вы просите. А если вы просите по Его воле, то Он даст вам необходимую веру, и вы получите просимое. Но ваша просьба должна соответствовать Его воле, иначе вы не получите ничего. Вы можете иметь всю веру в мире, но есть болезнь, от которой вы никогда не излечитесь — та, от которой вы умрете. Вы можете иметь всю веру в мире, но, если Бог призовет вас, вы пойдете. Потому что этой вселенной руководит Божье полновластие, а не ваша вера. И поэтому вы можете спокойно спать по ночам. Наша вера бывает капризной и привередливой, но та вера, какой ее видит Бог, основана на Его природе и Его полновластии, и Он все направляет ко благу любящих Его.
Но, к несчастью, из контекста вырываются и другие стихи. Одно из наиболее известных мест такого рода — 3 Иоанна, где, как нам говорят, Бог выразил свою волю на то, чтобы мы были здоровы и богаты. Давайте заглянем туда и убедимся сами. 3 Иоанна. Это место мне особенно нравится, потому что в современном переводе все проблемы исчезают.
“Возлюбленный! [стих 2] молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя”. Эти слова истолковывают так, что воля Божья — в том, чтобы вы были здоровы и богаты и в душе и в жизни. Но в современном переводе, как и в греческом оригинале, ничего подобного нет. Этот стих — приветствие. Просто и ясно! Иоанн пишет: “Привет, Гаий! Я надеюсь, что у тебя, любящего истину, все, конечно, идет хорошо, что ты преуспеваешь в делах, и что ты здоров. Не оставляй своего дела”.
И все!!! Таков смысл греческого текста! Но, поскольку Кеннет Копланд и Кеннет Хейгин, и Фредерик Прайс, и Чарльз Кэппс, и Эрл Поук не читают по-гречески, они основывают все свое учение на единственном стихе, который вообще не относится к этой теме. Это опасно. Опасно тем, что вы не знаете, что творите! А если вы не знаете, что творите, то можете необратимо искалечить кого-то еще.
Позвольте мне привести вам пример. Представим, что у вас в мозгу появилась опухоль, и вам срочно нужна операция. Пойдете ли вы с этим к местному массажисту? Нет, если только в ваши планы не входит покинуть этот мир раньше времени. Массажист не делает операции на мозге. Он не умеет их делать. Вы идете к самому лучшему хирургу, которого только можете найти, потому что чем лучше он знает свое дело, тем больше ваши шансы не расстаться с нами.
Это понимают все. Но то же самое верно и в других сферах жизни. Вам нужен лучший юрист — обращайтесь к Джерри Фолуэллу! Вы хотите лучшего во всем! Почему? Зачем вам это нужно? Вы ищете людей, которые умеют делать свое дело. Если нет, вы к ним не идете. Не так ли? Еще бы!
Но почему же вы позволяете телевизионному евангелисту учить вас систематическому богословию? Он занимается операциями на мозге, имея образование массажиста. И вы уже не пациент, вы — жертва! Это особенно опасно, если вы знаете меньше его, поскольку тогда вы становитесь свидетелем того, как невежественный человек ведет за собой несведущих, что еще хуже!
Для того, чтобы вы увидели, что происходит, позвольте мне показать вам, как это происходит. Как только вы допустите ошибку, поверив в позитивное исповедание, вы начинаете ошибаться во всем, потому что вы никому не подотчетны, и некому поставить вас на место. Итак, они начали с “позитивного исповедания”, затем они перешли к силе языка. “Жизнь и смерть во власти языка”, поэтому, если вы что-то исповедуете негативно, то это и случится с вами, точно также, как, если вы что-то исповедуете позитивно, это случится с вами.
Поэтому те, кто верит в это, в зимние месяцы ходят вокруг вас, чихая и кашляя, и задыхаясь, и разнося микробов по всему офису и по всей церкви, а когда вы им говорите: “Почему бы тебе не пойти домой и не выпить горячего лимонада, принять таблетку аспирина и полежать, отдохнуть немного?” — они отвечают, — “У меня все в порядке! А-пчххи! Я здоров! А-а-апчхххи-и!” Это не христианство, это Христианская Наука! Моя мать была “христианским ученым”. У меня были друзья из этого культа. Я познакомился с этим мировоззрением еще когда был членом либеральной епископальной церкви. Об этом говорил не учитель Веры, а приверженец Христианской Науки. Он говорил: “Просто скажите, что с вами все в порядке. Помните, что вы принадлежите Богу, и ничто не может вас затронуть. Настройте себя позитивно. Скажите своим проблемам: “Ошибка! Ошибка!” И так далее, и так далее. Сегодня я включаю телевизор и слышу в точности то же самое. Только на этот раз в изложении “христианских евангелистов”…
Они берутся за стих “Жизнь и смерть во власти языка”, который имеет такое же отношение к исповеданию веры, как цена на яйца в Аргентине. Они цитируют его по телевидению, и люди говорят: “Правильно, жизнь и смерть во власти языка. Я не хочу ничего негативно исповедовать, иначе это может случиться со мной!” Как-то я слышал проповедь Фредерика Прайса — мне редко доводится его слушать, поскольку обычно я сам проповедую, но в тот раз я был в больнице, лежал в постели и не мог этого избежать — телевизор стоял в ногах кровати. И вот на экране возник м-р Прайс. Он говорил об Иове, и меня это очень заинтересовало, поскольку я только что закончил 34-недельное изучение Книги Иова. Потратив 34 недели на Книгу Иова, я, естественно, хотел узнать, что я в ней упустил, и не выключил телевизор. Я обнаружил, что не упустил ничего! Но в начале проповеди я услышал следующее: “Иов был угоден Богу. Что?! Иов совершил негативное исповедание!!! Вот оно, в 3-й главе Иова, вот в этом месте, — говорил Прайс, — Иов сказал: “Чего я боялся, то и пришло ко мне”. Если бы он не боялся, ничего бы с ним не случилось!” Я моргнул... Я открыл свою Библию на 1-й главе Иова... В этой главе Бог сказал: “Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Это Мой парень! Ему нет равных!” А потом Бог награждает Иова похвалой, которую я до смерти хотел бы от Него услышать. Иов чудесный человек. И это говорит о нем Бог. Но сатана возражает: “А-а, отдай его мне. Когда я с ним поработаю, он уже не будет понимать, откуда на него сыплются удары. Он проклянет Тебя в лицо!” И Бог сказал: “Хорошо, только душу его не трогай”. Иов пострадал не из-за какого-то там негативного исповедания. Он пострадал потому, что был праведным человеком, которого Бог допустил сатане испытать, чтобы показать всем, что Он силен избавить праведника. И избавил.
Но как только вы начали впадать из одной богословской ошибки в другую, ваше заблуждение начинает расти, как снежный ком, и именно это беспокоит меня. Сегодня этот снежный ком достигает катастрофических размеров. Кеннет Копланд, национальное телевидение (у меня есть видеокассета с записью этого выступления): “У собак рождаются собаки, у койотов койоты, а у Бога — боги. Все вы — маленькие боги. Вы — все, чем является Бог”. Теперь вы перешли от неограниченной веры, неограниченного здоровья и неограниченного благополучия к неограниченной божественности. Теперь вы боги… с маленькой буквы “б”.
В Исаие 43 Бог говорит: “Вы Мои свидетели, вы и раб Мой, которого я избрал, чтобы вы знали, чтобы вы верили, чтобы вы понимали: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет! Есть ли Бог кроме Меня? Никого не знаю!” Вам понятно? Кто-нибудь не понимает эти слова? М-р Копланд может прочесть это так же, как и я. Но его учение о неограниченной божественности происходит из предшествующих ему этапов развращения. Извращенное понимание веры влечет за собой извращенное понимание здоровья. За извращенным пониманием здоровья следует извращенное понимание благополучия, а, в конце концов, и извращенное понимание божественности.
Конец этого пути уже виден. На этот раз мы обретаем неограниченную власть. Богословие власти дает нам право взять в свои руки власть над всем миром и подчинить его себе, потому что мы — маленькие боги. И они учат этому. Теперь мы перешли границу, отделяющую еретическое богословие от культа. Вы вступили на территорию царства культов. И теперь вы в моей сфере деятельности. Это моя часть виноградника. Я не хожу в часть виноградника, где работают благовестники. Я восхищаюсь тем, что они делают. Когда они проповедуют Евангелие, я молюсь за них. Некоторые из них — мои близкие друзья. Никакого духа соперничества. Я был пастором, и я восхищаюсь пасторами. Я был проповедником, я не мог делать то, что многие пасторы верно делают день за днем, год за годом — у меня для этого просто не было терпения. И я благодарен Богу за то, что в Теле Христовом есть люди, способные к этому. Никакой конкуренции. Я не соперничаю ни с какими преподавателями Библии, поскольку я тружусь в крайне специализированной области. И я остаюсь в этом служении, хотя я и преподаю изучение Библии и другие области богословия.
Но когда вы начинаете говорить мне, что вы бог, когда вы говорите мне, что Божья воля для вас состоит в том, чтобы иметь машину марки “Мазератти”, а то, что я езжу на “Кадиллаке” 1978 года, свидетельствует о моих проблемах с верой, вы наступаете на мозоль мне и любому нормально мыслящему христианину. Мы не второсортные люди из-за того, что у нас нет материальных преимуществ. В Царстве Небесном нет второсортных граждан, поскольку там нет ни варвара, ни больного, ни здорового, ни раба, ни мужчины, ни женщины — мы все составляем одно Тело Христово. Аминь? Не слышу!… Вот так уже лучше! Должно быть в зале есть хорошие Южные баптисты! [смеется]
(Знаете, кто такие Южные баптисты? Это самая большая, самая богатая, самая влиятельная и наиболее быстро растущая деноминация в истории мира. А к 1995 году, при наших сегодняшних темпах роста, Южных баптистов в мире будет больше, чем людей!)
Это уже неограниченное извращение. Недавно, во время 3-х дневной “Кампании Победы” в Далласе, штат Техас, Кеннет Копланд произнес следующее пророчество... Позвольте мне прежде заметить, что, по словам Нового Завета, Церковь, время от времени, получает пророческие послания. Они не являются каноническим Писанием. И если это пророчество получено, его нужно сравнить с каноническим Писанием. И если пророчество не согласуется с Писанием, его нужно отвергнуть. Никто не возражает, чтобы Бог давал пророчество, когда Ему только заблагорассудится. Но если кто-то утверждает, что он получил пророчество от Бога, ему стоило бы убедиться, что оно соответствует Писанию. И если они не согласуются — забудьте о своем пророчестве!
Вот пророчество, полученное Кеннетом Копландом от Иисуса Христа. Говорящий процитировал слова Иисуса: “Если ты помнишь из Моего Слова, я сказал Своим ученикам, что этот род не изгоняется только молитвой и постом,” — так что мы знаем, что говорит Сам Иисус. “Не беспокойся, когда люди обвиняют тебя в том, что ты считаешь себя Богом. Чем больше ты будешь на меня похож, тем больше они будут так думать о тебе. Они распяли Меня за то, что Я называл Себя Богом. Но Я не называл Себя Богом. Я только говорил, что живу в Нем, и что Он — во Мне. Аллилуйя! Ты делаешь то же самое”. Это богохульство! Это лживый дух, а не Святой Дух. Это слова либо плотского человека, либо духа лжи — выбирайте сами!
Мои кассеты и книги подтвердят: я предупреждал христиан о том, что это произойдет. И мне жаль, что я не ошибся. Но я не ошибся. Время пришло. И я могу сказать вам, что будет дальше, если вы хотите это записать. В следующий раз из коробки появится мысль не только о том, что мы являемся богами и можем иметь власть, но и о том, что мы уже победили, и что вы не добьетесь успеха в своей христианской жизни, пока не научитесь покорять все себе. И тогда под осуждение попадет каждый, кто не преуспеет в том, что они называют победной христианской жизнью.
Однажды я выступал на 40-м канале телевидения (одно из моих редких появлений там) и процитировал Кеннета Хейгина Дагу Кларку, который не знал, что это слова Хейгина. Я процитировал слова Хейгина о том, что Иисус умер, пошел в ад, был там мучим сатаной за наши грехи, а затем должен был родиться свыше, воскреснуть из мертвых и стать нашим Спасителем. Учение о “рожденном свыше Иисусе” — прямиком из уст Э.У. Кеньона, из 1930-х годов. Я процитировал эти слова. Даг Кларк сказал: “Это же ересь!” “Это Кеннет Хейгин”, — возразил я. В операторской телеканала ТиБиЭн началось нечто невероятное, как будто они никогда раньше не слышали Хейгина! Вы не смогли бы достать кассету с моим выступлением. Она не вышла в прокат до тех пор, пока мы, в Институте Христианских Исследований, не объявили, что будем рады ее предоставить. Тогда она появилась. Тогда она появилась.
Это ересь. Даг был прав! И он сказал прямо в объектив камеры: “Ну почему именно я должен был оказаться здесь сегодня?”
Послушайте еще. Это не мои слова, это епископ Эрл Поук, один из наиболее уважаемых членов клана: “Адам и Ева были помещены в мир, как семя и выражение Бога. Так же, как собаки рождают щенков, а кошки — котят, так и Бог родил маленьких богов. Пока мы не осознаем, что мы — маленькие боги, и не начнем вести себя, как маленькие боги, мы не сможем возвестить Царство Божье”. Satan Unmasked (“Сатана без маски”), страницы 96 и 97. Да, это сатана, я согласен, только маска все еще на нем. Можно было бы цитировать и дальше, у нас есть множество таких материалов.
Пророчества и откровения, противоречащие Писанию, исходят или от плоти, или от сатаны, и их необходимо отвергнуть. Те, кто их проповедует, должны публично покаяться и извиниться перед Церковью, и перестать это делать. Иначе им не должно быть доверия в Церкви. Христиане, которые спокойно на это смотрят, являются соучастниками в грехах этих людей, потому что вы не шлете им телеграммы, не шлете им письма, не звоните им по телефону и не говорите: “Я не пошлю тебе и десяти центов, пока ты не завяжешь с этим”. Если бы вы это сделали, они бы уже завязали! Если мы не требуем у них отчета, то вина, в конечном итоге, лежит на нас, потому что мы — Тело Христово.
Сколько здесь сегодня баптистов?.. Отлично! Сколько здесь членов этой церкви?.. Прекрасно! Сколько здесь методистов?.. Лютеран?.. Католиков?.. Харизматов?.. И так далее, и так далее… Пресвитериан?..
В этой комнате — Церковь! Это [показывает на стены] — не Церковь. Это здание. Церковь ЗДЕСЬ! [показывает на людей] Это здание не может призвать к ответу Кеннета Хейгина и Кеннета Копланда, потому что через пять минут здесь никого не останется. Вы разойдетесь по домам! Но вы — Церковь! Мы — Тело Христово!