Рам-Цзы (Уэйн Линкерман)
Вопрос
Доброго времени суток. Достаточно долгое время (до обретения христианской веры) моей настольной книгой являлся опус Рам Цзы (Уэйн Ликермэн) "Нет Пути". Этот человек является видным апологетом адвайты. Есть ли какие-либо работы, рассматривающие вопрос этого вероучения с точки зрения христианства? Является ли данное учение составной частью Нью Эйджа или же Новой Духовности? Как реагировать, когда спрашивают: "Ну ты же сам цитировал и превозносил это писание, а сейчас отвергаешь его и обратился к тому, кого Рам Цзы (и ты вместе с ним) высмеивал?" Спасибо.
Ответ
Уважаемый Кирилл,
спасибо за ваши вопросы! К сожалению, у нас пока нет материалов по учениям Уэйна Ликермана, но вы правы в своих подозрениях — его учение действительно следует принципам не традиционной адвайты Шанкары, а его собственной интерпретации в стиле Новой Эры. Учение Линкермана очень поверхностно, слабо опирается на Упанишады, апеллирует к популярным в современном обществе клише.
Христианскую критику современных восточных учений в целом можно найти в «Вестниках ЦАИ», начиная с 56-го номера (http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=3&id1=3&page=4). Очень хорошее научное исследование Адвайты предлагает проф. А. Б. Зубов в лекциях «Индоарийская традиция (2008 г.)» Лекция №27, «Индуизм. Бхакти Шанкара» на сайте http://predanie.ru/audio/lekcii/andrei-zubov/
Думаю, что на последний вопрос (о том, что отвечать Вашим критикам), ответ предстоит найти Вам самому. Человек может и должен изменяться к лучшему (изменения ради изменений бессмысленны). Поэтому для меня в подобных случаях (я тоже стал христианином после того, как искал ответы в восточной философии) самым простым оказался такой ответ: когда я был «младенцем» и понимал гораздо меньше, чем сейчас, я выбирал тот путь, который мне казался хорошим. Сейчас же в Библии и в Иисусе Христе мне открылся Сам Господь — как же я могу отказаться от лучшего? Раньше я мог только гадать, Кто такой Бог, сейчас же Он Сам открывает мне Себя в Слове и Таинстве. Поэтому, если раньше я постоянно сомневался, не принял ли я за откровение свыше нечто ложное или собственные фантазии, то сейчас я думаю о том, как жить по Его слову и служить людям. Во Христе неопределенность богоискания для меня закончилась. Он воплощает в себе все, что было в прошлом, и все что будет в вечности.
Исходя из принципов Адвайты — например, тат твам аси — непонятно, зачем искать Брахмана, если в конечном счете атман сливается с Брахманом, а если после смерти нет сознания, то какая разница, как жить сейчас, и не все ли равно существует ли Брахман вообще? Самое пристальное внимание на эти вопросы обратил Рамануджа, и его форма Веданты, как мне представляется, дает самые хорошие ответы на эти вопросы. Однако ни Шанкара, ни Рамануджа, ни какой-либо другой индуистский мыслитель не отвечает на вопрос, откуда происходит иллюзия (майя), или как произошло падение мира в иллюзию? Ни один аватар или гуру индуизма не предлагает спасения —они лишь исправляют искаженное знание, сообщают новые истины и наставляют неразумных, тогда как Христос спасает человека, изменяет его природу, и Сам прокладывает путь через смерть к жизни вечной. Во Христе мы надеемся не на свои заслуги, но на Его искупление и заступничество.
По моему опыту общения с последователями восточной философии, одна из самых печальных ее сторон заключается в том, что у них нет никакой обоснованной надежды после смерти слиться с Брахманом, они сами понимают, как невероятен и сложен их путь достижения Бога. Во Христе же Сам Бог приходит к нам и спасает нас такими, какие мы есть. Он дает нам главное, в чем мы нуждаемся — прощение грехов и жизнь, и только потом учит нас праведной жизни (прямая противоположность индуизму).
С уважением,
Вопрос-ответ
Здравствуйте, сотрудники ЦАИ! Хотел бы задать вопрос вам Павел, так как вы специализируетесь на р
Доброго времени суток. Достаточно долгое время (до обретения христианской веры) моей настольной к