Две природы во Христе и законы логики
Вопрос
У логики есть три закона, которым всё подчиняется: А не есть не А; либо А, либо не А; А есть А Как быть тогда с двойной природой Иисуса? Ведь она противоречит второму закону, т.е. согласно второму закону Иисус либо Бог либо Человек.
Ответ
Уважаемая Рита,
Вы совершенно правы в том, что утверждение о том, что Иисус Христос является на 100% Богом и на 100% человеком выглядит логически противоречивым. Конечно, это противоречие замечали и те, кто формулировал такое богословие. Я бы не хотел сомневаться в логических способностях прежних христианских мыслителей и богословов, но предлагаю рассмотреть варианты, при которых такое противоречие или имеет решение, или вообще не является таковым.
Мы все понимаем, что основанием для христианского учения являются в первую очередь тексты Нового Завета. Можно, конечно, подискутировать, почему мы не считаем таким же основанием иудейские или греко-римские учения того же времени, просто для ограничения во времени давайте примем это утверждение, как верное. Итак, основанием наших суждений о Личности Христа являются четыре Евангелия и 23 другие книги Нового Завета.
В этих текстах мы с самого рождения Спасителя обнаруживаем множество текстов, которые говорят отдельно о Его Божественной и человеческой природе:
«се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». (Матф.1:23)
«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мар.10:45)
В тоже самое время у нас есть тексты, которые указывают на возможные проблемы с таким представлением о Его природе:
«Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего». (Ин. 1:49-50)
«И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (Лук.8:45)
«О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». (Мар.13:32)
«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». (Иоан.8:58)
Неоплатонические и гностические попытки того времени в решении этой задачи оказались неуспешными. Так или иначе они приводили к существенным противоречиям в выводах. Например, можно обратить внимание на христианскую полемику первых веков с гностиками. Поэтому путь объяснения Апостолов, мне видится и наиболее правильным, поскольку сами они были достаточны, а из их объяснений проистекали наиболее непротиворечивые выводы.
«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти» (Рим.8:3)
«Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, но добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись. Он был во всем человеку подобен, но еще больше Себя умалил и так был послушен, что принял и смерть саму — смерть на кресте». (Фил. 2:6-8, РБО 2015)
Христианская Церковь изначальна не подвергала сомнению божественную и человеческую природы во Христе. Собственно, главными вопросами были то, как эти природы взаимодействовали и/или подавляли одна другую. Кстати, именно из-за искаженного описания человеческой и божественной природы Христа, многие гностические псевдоеангелия были отвергнуты еще на этапе формирования канона – на столько очевидным были эти искажения для первой Церкви. В конечном итоге вопрос о сосуществовании двух природ во Христе был решен с помощью такого утверждения на Халкидонском Соборе 451 г:
«Одного и Того же Христа, Сына, Господа Единородного, познаваемым в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. (При этом) разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась. (Учим исповедовать) не рассекаемым или различаемым на два лица, но Одним и Тем же Сыном и Единородным, Богом-Словом, Господом Иисусом Христом».
Каким образом не возникало «конфликта интересов» у Христа при Его земном служении? Мы читаем об «умалении» или «добровольном лишении» определенных свойств для жизни на земле, чтобы не возникало противоречия. Поэтому-то и «не знает Сын» о наступлении судного Дня, ибо тогда Человек Иисус обладал бы актуальным божественным всезнанием истории человечества, но «умалив» Себя, Он смирился «до смерти крестной». Итак, мы видим, что возникающий конфликт и противоречие в реальной жизни решается Иисусом через подчинение одной природы другой.
Что же касается Его пребывания и действия в двух природах после Его вознесения, то это называется «тайной»:
«И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». (1Тим.3:16)
Возможно, в вечности, в которой пребывает Бог, действуют несколько иные или дополненные законы «логики». Пример тому мы можем найти в математике. Обратите внимание, что многие математические действия, которые мы производим с натуральными числами, с бесконечностями или нулем запрещены по причине того, что они приводят к парадоксам, противоречиям или другим бесконечностям в ответах. Другими словами, в математике мы видим принципиальное отличие между действиями с натуральными, иррациональными числами, нулем и бесконечностями.
Так же и в законах формальной логики мы можем предположить, что они успешно действуют только в отношении тех вещей, которые когда-то начали быть (то есть «натуральные»). В отношении же бесконечной Сущности, имеющей бытие Самой в Себе, такие законы или ограничено годны, или непригодны вовсе.
Поэтому краткий ответ на Ваш вопрос можно разбить на две части.
1. Для предотвращения указанного Вами конфликта между двух природ, будучи в Своем земном существовании Христос умалил Свои божественные качества (но не уподобился человеку во грехе!)
2. Христос остается Богочеловеком в непостижимом для нас виде, которое мы согласовываем такими словами: «неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо». И это Его соединение двух природ в вечности пока мы не способны объяснить. Это является нашим объектом веры.
«Теперь мы видим только смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу. Теперь мое знание частично, а тогда я буду знать так же полно, как знает меня Бог» (1 Кор. 13:12 РБО 2015)
Конечно мой ответ слишком краткий, чтобы в полной мере ответить на Ваш вопрос, но, если Вы уточните, какое именно направление в нем Вам оказалось наиболее сложным, я готов к продолжению этого интересного и важного разговора.
С уважением,