Пс. 148. Воды, которые выше небес
Вопрос
Здравствуйте! Пс 148:4: "Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес." Интересно ваше мнение о "водах превыше небес". О чем речь?
Ответ
Здравствуйте, Павел.
Речь идет о славе Божьей.
По контексту хорошо видно, что тут не может быть иного прочтения, кроме как литературного образа. Если эту часть стиха понимать буквально, то есть искать Н2О (формула воды) в космосе или на границе вселенной, то это будет выглядеть странно, так же, как и думать, что солнце и луна могут славить имя Бога, а также холмы, деревья и туман могут славить Его подобно личностям. На самом деле это известный литературный прием, который указывает на все творение Божие и утверждает, что все оно сотворено совершенно для славы Божьей.
Кстати, это весьма необычное утверждение для народов времени Давида. Для религий, окружающих Израиль мир был наполнен как славными, так и мерзкими, порочными существами, в нем было перемешано совершенное и хаотичное, злое и доброе, а такой мир не мог славить своего Творца, но это могли делать лишь избранные создания. Бог Библии открыл Своим пророкам, что мир был сотворен совершенным, как результат Своих славных замыслов, и что человеческая воля (в частности) стала разрушать это совершенное творение. Такая мысль была знакома древним религиям, но не являлась первостепенной, поскольку человеческая мудрость всячески ей сопротивлялась, а эти религии шли вслед за этой мудростью. Однако Господь открывает псалмопевцу, что весь мир на самом деле благ и призван славить своего Творца, к чему и призывает автор псалма, перечисляя все что охватывает его мысленный взор, будь то одушевленные или неодушевленные сущности, силы или явления.
Мы сами привыкли не замечать такого отношения к окружающему миру, поскольку выросли в христианской парадигме, но если обратиться даже к современным языческим или анимистским традициям, то там вы не найдете «славы» в творении, мир просто гармонично существует в своих противоположностях, в нем действуют разные силы добра и зла, хаоса и порядка, которые как-то уравновешивают друг друга. Но сегодня даже современный секулярный мир согласился с тем, что в мире (в природе) нет не только ничего лишнего, но даже ничего «плохого» или ненужного! Буквально каждая часть важна, совершенна и достойна существовать в глобальном биогеоценозе. Вот вам и возвращение к представлениям псалмопевца, которые открыл ему Бог около 3000 лет назад, только уже другими, современными словами.
(Пример подобного образного повествования открывается нам и в описании дней творения, например, Быт. 1:6-7)
С уважением,