Десятина в церкви
Вопрос
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, актуален ли сейчас ветхозаветный закон о десятине? Десятина в ветхом завете относилась к урожаю и скотине. Как это применимо сейчас? Ведь мы же не выращиваем скот и у нас нет огородов, да и храма с левитами давно уже нет. Есть ли какое-либо богословское обоснование этой церковной практики?
Ответ
Уважаемый Андрей Викторович,
На сколько я вижу, в Новом Завете нет отдельного поручения о десятине или каком-либо постоянном, необходимом церковном сборе. Однако существуют примеры того, как поместные церкви поддерживали свое существования и помогали другим, а также нуждающимся. Например: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». (1 Кор. 16:1-2) То есть, сборы проходили при еженедельном собрании церкви и собирали в помощь другим столько, сколько позволяло их состояние, таким образом накапливалась достаточная сумма к приходу Павла и не нужно было делать отдельных больших сборов. Но это говорится об отдельной помощи галатийским церквям, но, видимо, такая практика еженедельно собирать и на нужды поместной церкви также была повсеместной. Какого-то отдельно подсчета сколько нужно было выделить средств на поддержание Церкви не существует в Новом Завете, поскольку, как мне кажется, это противоречит тем новым отношениям благодати, которые установил Господь. Не исполнение Закона, но вера спасает человека, установления Закона утратили свою спасительную силу, так как были исполнены во Христе.
С другой стороны, Закон – благ и добр, то есть его исполнение помогает и назидает человека и если мы будем следовать не букве, но духу Закона, то есть, исполнять его моральные предписания (например, 10 Заповедей) и пользоваться практическими наставлениями, например, о регулярном выделении какой-то части нашего дохода на милосердие и поддержание общины, то это и есть исполнение Закона по духу. Нравственные критерии добра и зла остаются, тогда как церемониальная и обрядовая части Закона исполнены, и мы живем уже не по ним, но по Духу и стремимся исполнить не Закон, но то, к чему он был призван – стремимся к святости в Боге. Милосердие и поддержка неимущих – часть этого стремления (вспомните притчу Христа об овцах и козлищах), один из путей этой поддержки – это финансовая стабильность общины и помощь нуждающимся. Поэтому церкви собирают пожертвования, но не обязывают это делать всех. Как именно выделять часть своего дохода на благо церкви и добрых дела, решает сам человек. Если он не знает, как, то пусть отсчитывает десятую часть от своего денежного дохода. Есть, конечно, варианты и с добровольной помощью приходу, но это уже личное дело каждого: «Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2 Кор. 8:14)
В качестве заключения позвольте еще раз повторить свои мысли. Сегодня точное исчисление и жертвование десятины в церквях не практикуется, поскольку не имеет такого предписания в Новом Завете. Уплата десятины, как исполнение обрядового Закона утратила свое значение, как и весь обрядовый и церемониальный Закон. Сегодня остается необходимость финансовой и материальной поддержки церкви, а также христианской миссии, милосердия и благотворительности. Эта поддержка осуществляется путем сбора пожертвований, материальной помощи и рабочего времени. Каждый верующий решает сам, как и сколько он может помогать другим и Церкви, если не понимает, сколько нужно жертвовать, то пусть платит десятую часть от своих доходов. Опыт израильского народа показал, что это посильная уплата, не приводящая людей к обнищанию. Отказ от всяческой помощи Церкви и другим людям, под любым предлогом (но не обязательно во всех случаях) однако, может символизировать о серьезных духовных проблемах у человека, поскольку спасительная вера во Христа рождает желание к добрым делам, а не отказ от них (Иак 2:14-16).
Наверное, я бы так ответил на Ваши вопросы.
С уважением,