Рождение от Святого Духа
Вопрос
Здравствуйте! Объясните мне как Христос мог быть зачат от Святого Духа, если он ,согласно Библии, существовал изначально. Я имею ввиду Христа, как одну из ипостасей Бога.
Ответ
Уважаемый Василий,
К сожалению, на Ваш вопрос «как Христос мог быть зачат от Святого Духа», Вам никто точно ответить не сможет. Никто не может исследовать этот процесс и объяснить, как именно все произошло и могло ли произойти иначе. Но то, что зачатие было именно от Святого Духа нам дается, как откровение, то есть авторитетное пророческое утверждение «людей божьих». Мы можем им не верить, но тогда и все остальное, что они сказали есть ложь. Или мы можем верить их словам, но тогда и история о зачатии от Святого Духа тоже правда. Павел называет богоявление – тайной: «беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).
Богословский ответ о рождении Христа заключается в понимании Его двойственной богочеловеческой природы. Для многих, например, мусульман, этот вопрос остается непонятным, потому что они не хотят принять, что Христос не только умер (в Коране говорится, что Христос не умирал на кресте), но Он и воскрес из мертвых, а если воскрес, то Он и есть Бог, имеющий жизнь Сам в Себе. Но мусульмане это отвергают, потому что считают, что если о Боге мы говорим в нескольких лицах, то это многобожие, следовательно, Христос не Бог, Он не воскресал, не умирал, значит, Он только человек, а если так, то причем тут зачатие от Святого Духа – в нем нет необходимости, а если нет необходимости, то его и не было.
Если мы примем то, что сказано в Евангелиях о Христе, как правду, то получается, что Иисус есть не только Человек, но и Бог одновременно, однако Его Личность не разделилась (Он не страдал шизофренией), и Бога не стало два, но «в Нем (во Христе) две природных воли или желания, и два природных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно. Эти две природные воли не противоположны одна другой... но Его человеческая воля... подчиняется божественной и всемогущей воле» (VI Вселенский Собор) Кстати, в небольшой статье Митрополита Иллариона (Алфеева) «Две природы, два действия, две воли» это очень хорошо показано.
В Евангелии от Матфея описывается, что Христос рождается от Девы, будучи зачат по плоти от Бога, поэтому Иосифу говорится, «родившееся в Ней есть от Духа Святаго», то есть рождается совершенный Человек, который был призван спасти «людей Своих от грехов их». Обратите внимание, что еще в ангельском провозвещении рождающийся Христос назван Богом (Эммануил), Спасителем, пришедшем спасти «Своих» людей. Только Бог может называть людей «Своими» ради которых Он пришел, как Спаситель.
Но чтобы спасти человека Он Сам должен был стать как человек, поэтому Он рождается во плоти от Марии, зачатый от Духа Святого. Тем самым «Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, но добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись. Он был во всем человеку подобен, но еще больше себя умалил и так был послушен, что принял и смерть саму — смерть на кресте. За это Бог вознес Его над всеми и Имя даровал превыше всех имен, чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось — на небе, на земле и в преисподней — и всяк язык провозгласил, что Иисус Христос — Господь, во славу Бога Отца». (Флп. 2:6-11, РБО 2015)
В итоге, Божественная природа Господа существовала в вечности, а человеческая природа была обретена в теле Марии по действию Святого Духа, таким образом совершенный Богочеловек смог пройти свой путь и пострадать за всех людей, став единой жертвой умилостивления за всех нас и совершенным Священником, и Заступником за нас на Суде. «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». (От. 17-18)
С уважением,
(Если это объяснение было недостаточным, пожалуйста, напишите, что Вы думаете об этом)