Христианство и коучинг
Вопрос
Сегодня очень популярны так называемые христианские коучинги. Один из них говорит про окно Джохари, человек как бы разделен на 4 зоны. В одной из этих зон сосредоточено 90 процентов нашего потенциала. Говорит о том что нужно жить осознанно. Что вы скажете по этому поводу?
Ответ
Уважаемый Андрей,
При всем моем желании ответить точно, Ваш вопрос подразумевает достаточно большой спектр ответов. Например, интересует ли Вас, что можно сказать с точки зрения христианской апологетики по поводу христианских коучингов, или конкретно о методике Джохари, или Вы сомневаетесь в рекомендациях об «осознанности» и т.д.? Я отвечу так, как я понял Ваш вопрос.
Коучинги, действительно, набирают обороты в современном обществе, поскольку компенсируют отсутствие общения и личного обучения (передачи опыта от «учителя к ученику»). С другой стороны, коучинг предназначен для того, чтобы помочь клиенту иметь мотивацию и достигать какие-то определенные цели. Наш мир, в котором каждый имеет какую-то специализацию способствует тому, чтобы даже постановкой цели и методами достижения занимались не мы сами, а специально обученные для этого специалисты. Они, как бы, за нас делают основную часть работы по разработке пути и оценке рисков, нам же нужно только следовать их указаниям и тогда мы почти автоматически добьемся нужных целей.
Объективно говоря, коучинг будет развиваться и приходить во все сферы жизни куда люди могут допустить внешних специалистов, например, бизнес, цели профессионального роста, спорт и т.д. Но на сколько глубоко такие методики будут проникать в церковь, вопрос еще открытый, так как практика только формируется, скорее всего, это вопрос нескольких лет. Известно, что неконфессиональные церкви очень открыты внешнему влиянию и с интересом принимают многие новые технологии. Они еще выбирают свой путь и ищут свою самоидентификацию. Но стоит задуматься над вопросом, зачем Церкви нужны именно такие технологии? Какие сверхзадачи решаются коучингом? Есть ли уже готовые инструменты, которые были апробированы в истории Церкви, что могут заменить или выполнить задачи лучше, чем коучинг?
Следующая группа вопросов связана с собственно методикой коучинга и личной практикой специалиста. Чаще всего – это авторские методики, которые сильно зависят от исполнителя. В этом случае бесполезно обсуждать метод в принципе, будут нужны конкретные детали применения и тут целое поле для «творчества» и манипуляций.
Мне кажется, что самое главное в том, что в христианстве нам, строго говоря, нет нужды «добиваться цели» спасения – Господь дарует нам спасение по Своей благодати, поэтому коучинг в церкви бессмысленен, как метод достижения сверхзадачи. Господь исполнил за нас самую трудную часть пути, наша же цель – стоять в вере, которую Он нам даровал и это стояние в вере для нас возможно «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Если говорить о том, как внутри церковного сообщества добиваться своих мирских жизненных целей, то тут уже нужно отдавать практику на «суд» Библии, церковной истории, (были ли подобные вещи в церкви и с каким успехом они практиковались), на суд пастора (с учетом его духовного опыта и авторитета) и на суд общины. Если же конкретный новый метод выдерживает критику Писания, истории и общины, то можно попробовать, если именно такой метод решает необходимые задачи лучше, чем все предыдущие. Если же возникают какие-то сомнения, то любой новый метод должен быть под контролем и тем сильнее, чем больше сомнений он вызывает. Например, мы можем обратиться к медицине и посмотреть, как там вводятся в практику новые методы.
И надо всегда помнить, что церковь – это не общество по духовным интересам граждан, где практикуются разные психологические новшества, но Невеста Христова, призванная готовить себя ко встрече с Женихом, а самой быть светом и солью для мира в силе Евангелия, а не с помощью психологии или других техник и тренингов.
Вот такой совершенной общий ответ у меня получился, надеюсь, что он поможет Вам в ваших вопросах.
С уважением,