Креационизм и смерть животных
Вопрос
Здравствуйте! Смерть и страдания вызваны падением людей, значит те звери что жили до людей не могли погибнуть пока люди не пали, а значит они должны были жить много миллионов лет до появления людей(в зависимости от того как мы толкуем дни творения) но что на самом деле говорит геология? Правда ли что найденые окаменелости свидетельствуют о том что смерть была до появления людей? Или эти звери и вправду живы были до сотворения людей, тогда как объяснить окаменелости(если они вообще есть). Тысяча благодарностей!
Ответ
Уважаемый Imperius,
На сколько я понимаю, Вы спрашиваете о возможности согласования разных креационистских позиций. Но, как Вы заметили в самой постановке вопроса, в таком согласовании возникают конфликты. Поэтому существую разные точки зрения.
Например, та, что Бог сотворил Вселенную и Землю достаточно «недавно» 7-10 тыс. лет назад и сотворил их уже «старыми», то есть не только с нужными элементами, веществами, но и телами (небесными и земными), энергиями (светом и гравитацией уже достигшей Земли) и животными, каждый по своему роду (исключая макроэволюцию). Геологические отложения в этой младоземельной креационистской теории являются свидетельством всемирного Потопа. Следовательно, в таком представлении животные не жили долго и не умирали до грехопадения человека, поэтому проблемы существования смерти до человека в этой теории не существует. Да, эта теория плохо согласуется с современными научными открытиями, но ее последователи находят новые интерпретации известным фактам внутри своей теории, поэтому она остается рабочей гипотезой (Например, наличие неразложившихся/не окаменелых тканей у ископаемых животных говорит о сравнительно недавней их кончине, или периоды полураспада и их накопления некоторых элементов на Земле могут свидетельствовать о ее молодом возрасте) Большое количество аргументов по этой позиции Вы найдете у Сергея Головина
С другой стороны, есть креационисты (те, кто так же верят, что мир и человек были созданы Богом), но считают, что на это ушло достаточное количество времени (тут мнения разделяются, сколько именно времени прошло до сего дня, кто-то согласен с эволюционной теорией о 4,5 млрд лет, кто-то считает, что прошло значительно меньше времени).
Эти две позиции отличаются по тому как трактовать места Писания о днях творения и появлении смерти на Земле. В втором случае, «староземельный» креационный подход лучше согласуется с научными данными, но понимает первые главы Бытия скорее метафорически, чем буквально. Метафорически понимается сам процесс творения и разделение его на циклы по 24 часа, буквально же понимается смысл творения и божья воля относительно всего творения и человека. Смерть, как наказание воспринимается только после грехопадения. (В подтверждение этому они указывают на то, что после грехопадения Адам и Ева не погибли тут же физической смертью, значит и проклятие не носило в себе только физический элемент, значит и мы не можем переносить исключительно физическое понимание смерти и на животных.) На сколько я знаю, такую точку зрения разделяют большинство католиков и православных, а также немало протестантов. Например, Уильям Крейг в своей серии лекций, посвященных Доктрине сотворения (Doctrine of Creation), подробно разбирает эту точку зрения.
Сами по себе две эти теории трудно согласуются друг с другом и вопрос, который задали Вы, одна из многих причин этого. Поэтому, сначала нужно ответить на вопрос, как правильно понимать первые главы Бытия, а потом это даст ответ на то, как интерпретировать исторические и научные факты в свете этой парадигмы.
Эволюционный подход сознательно отказывается от библейской интерпретации, утверждая, что факты должны интерпретировать сами себя. Хотя это и выглядит научным подходом, на самом деле это лукавая позиция, у эволюционистов тоже есть убеждение, что Бога не творил мир. К сожалению для них, для понимания реальности первична теория, а не факты. Факты сами по себе не складываются в объяснения, как числа не складываются в уравнения, а те в свою очередь сами по себе не создают законов. Чтобы открывать законы, нужно «верить», что мир устроен гармонично и предполагать, что в нем действую какие-то законы, прежде чем их открывать. Даже сама наша разумность и рациональный подход требует существования высшего Архитектора, иначе мы не имеем права доверять нашему разуму, поскольку тогда он является лишь случайностью в хаотическом мире, а значит сам по себе ложен или просто вероятностен.
Писание же ясно показывает нам точку отсчета: что мир был сотворен и через рассматривание творения (Рим. 1:20) мы видим, что это именно так. Да, детали физических и геологических процессов скрыты от нас, как и большое количество других событий истории, но, возможно, для этого был какой-то смысл. Библия – это книга о воле божьей для человека, а не научное пособие. Господь открыл нам свою волю относительно нашего существования – Бог сотворил Землю, как прекрасное место обитания человека, человека же сотворил по Своему образу и подобию, но мы согрешили против Бога и должны были понести наказание, тогда Он по Своей любви решил спасти человека ценой заместительной смерти Божьего Сына, и если мы будем верить Ему всем сердцем, всею душею и всем разумением своим, то Он спасет нас от смерти в наш последний день (Ин. 6:39-40)
Я уверен, что наступит время и мы откроем для себя множество секретов, скрытых в Божьем творении и для этого познания Его воли у нас будет достаточно времени, если время тогда еще будет существовать… (1 Кор. 13:12)
С уважением,