Харизматические движения
Вопрос
Не могли бы вы ответить, какие существуют основыне направления в харизматическом движении и чем они характеризуются? Под «харизматическим движением» я подразумеваю общую совокупность учений, для которых характерны: глоссолалия, "святой смех", power evangelism (если я правильно понимаю — особая сосредоточенность на чудесах и исцелениях), теология процветания и т. д. Спасибо.
Ответ
К сожалению, Алексей, на Ваш вопрос ответить довольно трудно по двум причинам: во-первых, уже в самом вопросе Вы объединили под одним названием несколько достаточно разных течений; во-вторых, нынешнее состояние этого сегмента христианского мира таково, что провести четкие границы довольно сложно, — скорее, следует говорить о конкретных феноменах и учениях, в той или иной степени принимаемых разными группами и организациями. Более-менее серьезное исследование данного вопроса займет не меньше полутора-двух сотен страниц. Соответственно, мой ответ будет вынужденно носить довольно общий и поверхностный характер.
В рамках единого широкого пятидесятнического движения можно выделить следующие основные течения, возникшие в разное время, но в той или иной степени существующие до сих пор.
- Собственно пятидесятническое движение, официальным рождением которого считаются события на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе, начавшиеся 14 апреля 1906 года. Пятидесятническое богословие связало в единое целое унаследованное от Движения Святости учение о втором переживании (second experience) и учения о крещении Святым Духом и говорении на языках.
- Движение пятидесятников-единственников, отрицавших историческое христианское учение о Троице и настаивавшее на крещении только во имя Иисуса (более подробно об этом движении можно прочесть здесь). Одним из наиболее известных единственников был Уильям Брэнэм (Бранхам), учения и деятельность которого во многом повлияли на движения, возникшие после Второй мировой войны.
- Движение "Позднего Дождя" — началось в 1948 году после того, как несколько руководителей маленького пятидесятнического детского дома "Шарон" (г. Норт-Баттлфорт, Саскачеван, Канада) побывали на одной из проповедей Уильяма Брэнема и получили откровение о необходимости "более глубокого" понимания христианства. Наиболее активная фаза движения завершилась в 1960-х годах с появлением харизматического движения, однако отдельные последователи продолжают развивать идеи "Позднего Дождя" и в наши дни — в частности, некоторые из этих идей послужили толчком к зарождению "пророческого движения" 1980-х годов. Наиболее известные и важные особенности данного движения включают в себя учение о "пятикратном служении" (возрождение роли пророков и апостолов), учение о поклонении во всех его видах как "жертве хвалы", учение о "явленных сынах Божьих" (перед наступлением Тысячелетнего Царства некоторые христиане получат Духа Святого "без меры", благодаря чему приобретут сверхъестественные способности), оптимистический взгляд на будущее человечество (христиане завладеют миром и установят на земле Тысячелетнее Царство).
- Харизматическое движение — результат целенаправленных попыток донести пятидесятнические идеи до изначально непятидесятнических (епископальных, лютеранских, методистских, католических) общин. Основной особенностью движения является то, что его участники принимали крещение Святым Духом с говорением на языках, оставаясь при этом в прежних своих конфессиях. "Официальным" началом харизматического движения стал 1960 год, когда такое преображение одновременно претерпела целая епископальная община во главе с пастором Деннисом Беннеттом. Характерными особенностями движения является крайнее внутренне разнообразие и отсутствие сколько-нибудь серьезной богословской школы. При этом тридиционное харизматическое движение не уделяло дару глоссолалии такого большого внимания, как пятидесятники.
- Движение Веры — наиболее еретическое движение из всех, упомянутых в данном разделе. Оно не является консолидированным движением, но представляет собой набор учений, проповедуемых довольно узким кругом проповедников Веры, причем каждый проповедник прибавляет к основным учениям свои собственные вариации и дополнения. Основателем движения был Кеннет Хейгин, а в число наиболее известных его проповедников входят Кеннет и Глория Коупланд, Бенни Хинн, Джон Аванзини, Моррис Серруло, Мэрилин Хикки, Дэвид Йонгги-Чо и другие. Именно это движение породило и сдлелало популярными печально знаменитые учения о процветании и здоровье, позитивном исповедании и т. п. Более подробно об истории и богословии движения можно узнать здесь или в книге Роберта Боумэна "Движение Веры: искушение здоровьем и преуспеванием").
- "Третья волна" — движение, родоначальником которого стал Джон Уимбер (церковь "Виноградник"). Название движению дал Питер Вагнер (предполагается, что первой волной были классические пятидесятники, второй — харизматы, а третьей стало новое движение). Возникло в 1980-х годах вокруг идеи о том, что успешное благовестие невозможно без явления силы Божьей в виде чудес, знамений и пророчеств. Благодаря этому учению движение получило название "благовестие с силой" (power evangelism) — по названию книги Джона Уимбера. Именно в рамках этого движения зародилось т. н. "движение церковного роста", представители которого пытаются вывести универсальные принципы и стратегии, обеспечивающие быстрый и стабильный рост общин.
- "Торонтское благословение" (иногда его называют "четвертой волной") — необычный феномен, популярность которого началась с событий января 1994 года в церкви "Виноградник" близ аэропорта г. Торонто (пастор Джон Артнотт). Начало движения связывают с именем южноафриканского проповедника Родни Ховарда-Брауна, который привез это "благословение" в Соединенные Штаты. Благодаря активной деятельности Ховарда-Брауна, Арнотта и других "миссионеров" феномен "торонтского благословения" был стремительно экспортирован в Европу и бывший СССР. Популярность феномена несколько угасла к настоящему времени, однако само явление продолжает существовать. Более подробно об особенностях и истории феномена можно прочесть здесь.
Конечно, это очень беглый и поверхностный обзор, из которого за неимением возможности рассказать обо всем, выпущены некоторые течения. Более того, развитие движения продолжается. С одной стороны, в конце XX века возникло "движение сближения" (convergent movement), в рамках которого последователи пятидесятническо-харизматического мировоззрения открывали для себя богатство литургического наследия Церкви и учения Отцов Церкви. С другой стороны, появилось т. н. "движение новой свободы" (emergent movement), последователи которого пытаются проповедовать христианское учение в постхристианском обществе, но использую для этого вполе постмодернистсую философию (упрощенное богословие, перевод христианских понятий на "понятный" язык, расширение границ ортодоксии, принижение роли догматики и проповеди и акцент на личном и совместном участии верующих в поклонении, отсутствие внятного учения о церкви и таинствах).