Фильм «Убийство среди мормонов» разоблачает замысел террориста и искусного фальсификатора уничтожить религию мормонов
В фильме «Убийство среди мормонов» нет более странного эпизода, чем начальные титры, в которых сообщается, что одним из режиссеров этого документального сериала компании Netflix (его премьера назначена на 3 марта) был Джаред Хесс — склонный к идиосинкразии кинематографист, снявший такие ленты, как «Наполеон Динамит», «Суперначо» и «Господа Бронко». Отчасти столь необычное сочетание художника и материала объясняется тем, что Хесс — мормон. И все-таки это странный шаг со стороны человека, отказавшегося от своего фирменного жанра нестандартной комедии в пользу прямого и бесхитростного изложения истории, замешанной на мошенничестве.
Хесс и Мисом (второй режиссер фильма) рассказывают о происшествии, которое потрясло Солт-Лейк-Сити. 15 октября 1985 года с промежутком в час взорвались две самодельные бомбы. Первая уничтожила офис коллекционера редких документов Стива Кристенсена в центре города и убила его самого. Второй взрыв, прозвучавший в пригороде, оборвал жизнь Кэти Шитс (жену Гэри Шитса, бывшего сотрудника Кристенсена). Обе жертвы участвовали в процветающем предприятии, связанном с торговлей редкими книгами и документами, которое за предыдущие 10 лет наделало много шума в мормонской общине. Весь бизнес был построен на поиске, продаже и обмене артефактов XIX века, имеющих значение для Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. К моменту гибели Кристенсен был на пороге заключения от имени церкви СПД фантастической сделки стоимостью в 300 тыс. долларов по приобретению вновь обнаруженного собрания книг, дневников, писем и откровений, получившего название «Коллекция Мак-Леллина».
Марк Хофманн |
Деловым партнером Кристенсена в этой «сделке века» был Марк Хофманн, который к тому времени был уже настоящей легендой в своих кругах. Первые ценные находки он сделал в 1974 году, когда служил миссионером в Англии, в Манчестере. Потом драгоценные находки следовали одна за другой. В 1980 году Марк и его жена Дори нашли в старой Библии сложенное в несколько раз письмо, предположительно составленное в 1828 году Мартином Харрисом, секретарем Джозефа Смита, и содержавшее частичную копию текста золотых листов, найденных Смитом под камнем по указке ангела Морония (это событие — краеугольный камень всей религии мормонов). Так называемая «Копия Энтона» сделала Хофманна звездой и позволила ему сойтись накоротке с руководством церкви СПД, в том числе с тогдашним президентом Гордоном Хинкли.
Так появилось на свет прибыльное предприятие. В 1984 году Хофманн сделал свою самую крупную находку, так называемое «Письмо саламандры» — записку, якобы составленную Мартином Харрисом, в которой говорилось, что Джозефа Смита к золотым листам привел не ангел Мороний, а белая саламандра. Свидетельство о том, что Смит занимался магией, а не следовал указаниям Бога, угрожало потрясти самые основные догматы мормонской церкви.Но с точки зрения создателей «Убийства среди мормонов» более важно другое: Хофманн продал «Письмо саламандры» Кристенсену, который тут же передал документ Гордону Хинкли для дальнейшего изучения и сохранности. Покупатели и продавцы нередко умалчивают о том, где и от кого были получены драгоценные артефакты. Аналогичным образом и церковь СПД решила сохранить в тайне этот потенциально опасный документ, который противоречил канонической истории Джозефа Смита.
Фильм «Убийство среди мормонов» приоткрывает завесу тайны над рынком древних документов с помощью интервью, взятых у ключевых игроков, в том числе Шэннона Флинна, Брента Меткалфа, Курта Бенча и Брента Эшворта. Кроме того, в фильме широко используется архивная киносъемка, в том числе кадры из домашнего видео и новостных репортажей, позволяющие заглянуть за кулисы теневой торговли, охватившей штат Юта в 1980-х годах. Кинокадры знакомят зрителя не только со странными миром торговли редкими мормонскими документами, но и с уникальными личностями, которые этот мир населяли. Самым ярким его представителем был Шэннон Флинн, который сегодня предстает перед камерой в костюме-тройке и галстуке-бабочке. Флинн легко признается в том, что в молодости был бунтарем и любил оружие. Это дало Хессу единственную возможность вернуться к любимому жанру комедии — он снял пародийную сцену, в которой Флинн мчится на спорткаре Марка Хофманна с «Узи» в руке, а потом выскакивает из машины и расстреливает несколько сотен патронов.
Тем не менее, главное внимание в «Убийстве среди мормонов» уделяется Хофманну — «ботанику», воспитанному в мормонской вере, но все более тяготевшему к атеизму. Хофманн ездил в Нью-Йорк, где заключал крупные сделки, а потом отмечал успех в дорогих ресторанах, не ограничивая себя в выпивке (категорическое табу для мормонов). На следующий день после двух взрывов в Солт-Лейк-Сити Хофманн был тяжело ранен бомбой, взорвавшейся в его машине. Он пережил это покушение, но впоследствии, как не удивительно, стал главным подозреваемым в ходе расследования, которое вели прокурор Джерри Д’Элия и детектив Майкл Джордж. Вскоре появились сомнения в подлинности ценностей, найденных Хофманном. Несмотря на то, что поначалу эксперты подтвердили их подлинность, Д’Элия и Джордж не были обескуражены и в конечном итоге докопались до истины. Хофманн оказался искусным фальсификатором, и многие документы, принесшие ему славу и прибыль (включая и «Письмо саламандры»), были подделками.
Таким образом, следствие выяснило, что у Хофманна был мотив совершить двойное убийство. В фильме «Убийство среди мормонов» приводятся отрывки из длинного аудиоинтервью с Хофманном, записанного после объявления приговора. Он не только признает себя виновным в том, за что его осудили, но и раскрывается как жуткий социопат, который получал удовольствие, дурача других людей. Он сознательно подрывал репутацию церкви СПД, распространяя поддельные документы, и при этом нисколько не заботился о людях, которыми воспользовался и которым причинил вред. Хофманн был блестящим манипулятором. Жадность побуждала его обманывать других людей, которые в свою очередь тоже были слишком жадны, чтобы заметить обман. В той среде, где никто не задавал слишком много вопросов и не говорил больше, чем нужно, двурушничество было делом обыденным и привычным.
Даже разделенный на три относительно коротких части фильм «Убийство среди мормонов» выглядит несколько перегруженным — особенно последний эпизод. Однако завершающие сцены фильма искупают все недостатки — они рисуют пугающий образ человека, который из любви к славе и богатству и из желания уничтожить религию мормонов, распоряжался историей, человеческими отношениями и человеческими жизнями как пешками в собственной смертельной игре.