Как выглядит детство в культе
Лайза Кон |
В своей новой книге To the Moon and Back: A Childhood Under the Influence Лайза Кон описывает, как она пришла в Церковь Объединения, и как ушла оттуда.
1 июля 1982 года, во время летних каникул после 1-го курса университета, Лайза Кон присутствовала на бракосочетании своей матери. Однако ее мать — Мими, как называла ее Лайза, — была не единственной, кто в тот день сочетался браком в спортивно-концертном центре Мэдисон-Сквэр-Гарден. В тот день были обвенчаны более 2000 пар, лично отобранных Сан Мен Муном, основателем Церкви Объединения. Лайза и Мими были членами этой церкви. Обычно их называли «мунистами».
К тому времени Лайза уже начала дистанцироваться от организации, членом которой была с самого детства. Но сделать это после многолетней интенсивной индоктринации было непросто. В своей новой книге она рассказывает, как стала частью этой религиозной организации, которую многие считают культом, как жила в ней, и как в конце концов обрела свободу.
Лайза присоединилась к этому движению в 1974 году в возрасте 10 лет — через несколько месяцев после того, как Мими впервые услышала проповедь преподобного Муна. Поначалу ей нравилась четкая структура организации, возможность оторваться от жизни, к которой она уже привыкла в собственной семье, от нудизма, наркотиков и беспорядочной жизни своих разведенных родителей.
«К тому моменту, когда мама привела нас в эту церковь, она стала спасительным прибежищем для меня и моего брата Робби, — рассказывает Лайза, которой сейчас уже 55 лет. — Мои мама и папа были хиппа. В семье не было никакого порядка, и приятель мамы часто ее бил. Там было небезопасно».
Лиза и ее брат восприняли Церковь Объединения как прибежище и быстро обрели кумира в лице ее главы. Преподобный Мун — «Отец», как его называли последователи, — создал свою организацию в 1954 году в Корее после того, как получил видение. В этом видении Иисус сообщил Муну, что Его распяли раньше, чем Он завершил Свою миссию на земле, и что единственный способ уничтожить первородный грех — объединить все мировые религии. Как говорится в книге Муна «Божественный Принцип», священном писании Церкви Объединения, в 1930-х годах Бог послал в Корею мессию, чтобы тот возглавил эту работу. Мун, подходивший на эту роль, принял возложенное на него поручение. (Мун умер в 2012 году в возрасте 92 лет; его церковь все еще действует, и теперь официально называется «Федерацией семей за объединение и мир во всем мире», хотя от этого основного течения откололся ряд мелких сект. Лидером движения Объединения, как правило, считают вдову Муна.)
Мими, которая интересовалась духовностью и всю жизнь изучала разные религии, проповедь Муна показалась «разумной», говорит Лайза. По выходным женщина с двумя детьми ездила из Нью-Джерси в Бэрритаун, штат Нью-Йорк, чтобы слушать проповеди Муна, часами сидя на жестком полу. Вскоре Мими устроилась на полновременную работу в Церковь Объединения, а детей оставляла с их дедом, а потом — с их отцом в грязной квартирке в Нижнем Ист-Сайде. Вместо мебели и игрушек в этом жилище были вечеринки, пакеты с кокаином и непонятные люди, «в шутку» предлагавшие купить Лайзу. Дэнни даже давал сыну покурить травки — Лайза, которая придерживалась более строгих правил, всегда отказывалась.
Лайза, Мими и Робби |
Единственной отдушиной для Лайзы и Робби были поездки к матери на выходные, которые были полной противоположностью будням у отца. В Церкви Объединения алкоголь, наркотики и секс до брака были под строгим запретом, а общение людей разных полов ограничивалось. От членов движения требовали жить «в монашеской чистоте»; как писала газета «Нью-Йорк Таймс», они не принимали никаких самостоятельных решений, не думали своей головой — лишь ревностно следовали указания и занимались черновой работой.
«Во многих отношения в церкви я чувствовала большую безопасность, мне было уютнее с мамой, и я все больше отдалялась от отца и все больше боялась его, — рассказывает Лайза. — Я считала его порочным, действующим по наущению сатаны. Через него сатана пытался нас вновь заполучить себе». Лайза с братом целыми днями бегали с «истинными детьми» (детьми преподобного Муна и его жены), к которым в организации относились с почтением, и которых постоянно охраняли. По словам Лайзы, взрослые считали благословением, если «истинные дети» (считавшиеся безгрешными) обращали на них какое-то внимание, пусть даже негативное — например, передразнивали или бросались камнями.
Лиза наслаждалась жизнью в новой семье. «Когда я была там, то считала это единственным благом и единственной истиной. Только сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было не так», — говорит она. Как-то раз, еще в старших классах школы, она даже ездила летом в Сиэтл, чтобы проповедовать. Она была без ума от церковной музыкальной группы Sunburst.
Но вскоре она ощутила, что ее побуждают стать совершенной верующей. И по мере того, как Лайза взрослела, ее верность организации слабела. «Это было очень трудно, там были строгие правила, отделявшие тебя от внешнего мира», — рассказывает она. Лиза подавляла в себе влечение к мальчикам (свидания были строго запрещены) и впервые ощутила сомнения по поводу учений организации, когда ей было 17 лет, и она побывала в летнем лагере, где подружилась с несколькими «голубыми».
Я поехала в музыкальный лагерь, я впервые оказалась одна, не в церковной обстановке, и мне было очень страшно. Многие мои друзья и подруги были гомосексуальны. Я помню, что была в ужасе и смятении. Помню, что они мне очень нравились, это были чудесные ребята, но они жили во грехе. Мать постоянно твердила: «Ты должна или обратить их, или держаться от них подальше». Я впервые не увидела в ее словах смысла. В первый раз все во мне протестовало.
К тому моменту, когда два года спустя ее мать вступила в брак — раньше Лайза сама мечтала участвовать в этом обряде, — девушка уже отчаянно хотела уйти из организации. «Я больше не хотела там оставаться», — говорит она.
Решение уйти далось ей непросто. «Мне было трудно уйти. Я знала, что так будет правильно, но мне не хватало сил довести дело до конца», — говорит она.
Лайза казалась себе неудачницей и начала катиться по наклонной плоскости. Она вступала в отношения с мужчинами, которые били ее, она начала принимать наркотики, к которым прежде чувствовала отвращение, у нее началась анорексия, и она даже хотела броситься с моста в своем студенческом городке. «Мой самый страшный грех заключался в грехопадении, я вступила в отношения с мальчиком, я ушла из церкви», — так она думала тогда.
Только теперь, оглядываясь назад, исцелившись, пройдя программу «12 шагов», Лайза понимает, что Церковь Объединения действительно была тем, чем ее многие считали, — культом.
Процесс выздоровления еще не завершен, но Лайза, ныне владелица собственной консалтинговой компании, замужняя женщина с двумя детьми, не живет прошлым, а смотрит в будущее. У нее ровные, но неблизкие отношения с обоими родителями (мать тоже со временем ушла из организации). Они поддержали ее в решении написать воспоминания. А ее отношениям с братом (который тоже покинул организацию) ничто не может помешать.
Лайза надеется, что ее книга поможет читателям понять три вещи: «Во-первых, что экстремистские верования опасны. Нет ничего более опьяняющего, чем сознание, что ты обладаешь истиной. Во-вторых, я хочу донести до людей весть надежды. И, наконец, что людям нужно больше любить себя, сочувствовать себе и принимать окружающих».
Лайза считает, что решение идти вперед, обрести новую жизнь, наконец помогло ей почувствовать себя свободной.