Церковь СПД говорит, что «Небесная Мать» существует
В новом эссе, опубликованном в пятницу, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней подтверждает существование «Небесной Матери». «Учение о Небесной Матери среди Святых последних дней является почитаемым и уникальным учением», — говорится в эссе.
Гален Дара. Небесная Мать (2012) |
Хотя никаких записей о том, что Джозеф Смит, создавая мормонизм, получил прямое откровение о Небесной Матери, не существует, по словам церкви СПД, есть свидетельства о том, что он в самом начале проповедовал это учение женщинам. Другие руководители СПД также «подтвердили существование Небесной Матери» наряду с Небесным Отцом.
В опубликованном эссе церковь СПД пишет: «Святые последних дней адресуют поклонение Небесному Отцу во имя Христа и не молятся Небесной Матери. В этом отношении они следуют образцу, установленному Иисусом Христом, Который учил Своих учеников, что они „должны всегда молиться Отцу во имя Моё“» (3 Нефий 18:19).
Идея существования «Небесной Матери» обсуждается уже много лет, и многие мормонские феминистки отстаивают право ей молиться. Вновь опубликованная статья о Небесной Матери — последняя в серии статей, опубликованных церковью СПД и рассматривающих некоторые спорные вопросы, такие как многоженство, расовые привилегии, историчность Книги Мормона и результаты исследований ДНК.
В другом эссе, также опубликованном в пятницу, церковь СПД затронула вопрос о женщинах и священстве, утверждая, что женщины в действительности совершают некоторые храмовые обряды. Однако, заявила церковь, женщины не получают чины священства, а служат другими способами, которые предлагает церковное вероучение.
В ответ на опубликованные эссе Интернет-сообщество Ordain Women, которое в прошлом организовывало публичные акции в поддержку наделения женщин священством, выпустило такое заявление:
Недавно опубликованные эссе о Небесной Матери и женщинах и священстве показывают, что история вопроса о женщинах и власти в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней имеет более сложную и запутанную историю, чем представлялось прежде. Мы рады видеть, что наше руководство рассматривает эти важные темы, но констатируем, что в обоих случаях все еще есть вопросы, оставшиеся без ответа. Мы ждем новых откровений относительно Небесной Матери и рукоположения женщин.
Мы жаждем знать больше о нашей Небесной Матери. Она — образец для нашей сегодняшней жизни, и мы надеемся в будущем воссоединиться с ней. Храмовые благословения обещают нам в будущем доступ к священству, и нас беспокоит, что недопущение женщин к рукоположению лишает их возможности в полной мере подготовиться к исполнению будущих обязанностей.
Что самое важное, исторический контекст священства, в конечном итоге, имеет мало отношения к сегодняшним дискуссиям. Мы видели, что власть священства и доступ к священству постоянно распространялись с тех пор, как апостолы Иисуса Христа начали проповедовать Его учение. Это распространение — сначала на жителей Америки, потом на Джозефа Смита, потом на юных мальчиков, потом на мужчин африканского происхождения, стало источником великого и чудесного дела — роста церкви и распространения евангелия. Вообразите, что могло бы произойти, распространи мы эту силу и власть на всех женщин в церкви. Нам нужно только попросить.
Это уже одиннадцатое и двенадцатое эссе, опубликованные мормонской церковью, начиная с ноября 2013 года, в ответ на вопросы рядовых мормонов относительно спорных моментов истории и учения церкви. Толчком к их публикации, судя по всему, послужили массовые брожения в среде шведских мормонов, в результате которых, в частности, церковь покинул бывший зональный руководитель СПД Ханс Маттсон.
Учение о Небесной Матери впервые было озвучено в 1845 году Элизой Р. Сноу — одной из многочисленных жен Джозефа Смита и Бригама Янга, впоследствии занявшей пост второго в истории президента Общества милосердия церкви СПД, — в стихотворении под названием «Мольба, или Вечные Мать и Отец». В 1893 году четвертый президент мормонской церкви Уилфорд Вудрафф назвал это стихотворение «откровением, хотя оно и было дано нам женщиной». Сохранились отдельные указания на то, что это учение восходит корнями к Джозефу Смиту, но нет свидетельств того, что он когда-либо проповедовал его публично. До начала XX века некоторые руководители церкви СПД признавали существование Небесной Матери, однако официальное подтверждение это учение получило только в 1909 году, когда в официальном заявлении Первого Президентства по вопросу об эволюции появилась фраза: «Все мужчины и женщины подобны вселенским Отцу и Матери и в буквальном смысле являются сыновьями и дочерьми Божественного Существа». Мормонов не смущает тот факт, что ни в Библии, ни в одном из их собственных писаний нет ни одного упоминания о «Небесной Матери». Десятый президент церкви СПД Джозеф Филдинг Смит в 1960 году писал: «…тот факт, что ни в Библии, ни в Книге Мормона или Учении и Заветах нет ни одного упоминания о матери на небесах, не является достаточным доказательством того, что никакой матери там нет». Соответственно, учение мормонов по данному вопросу всецело основано на логических выкладках, примером которых могут служить слова апостола Брюса Мак-Конки:
Несмотря на то, что учение о Небесной Матери получило поддержку церковного руководства, в официальных выступлениях и публикациях оно почти никогда не излагается прямым текстом. Гораздо чаще можно встретить обтекаемые упоминания о «Небесных Родителях», не сопровождаемые никакими пояснениями. Отчасти это объясняется, по-видимому, нежеланием привлекать к учению о Небесной Матери излишнего внимания — с одной стороны, из-за негативной реакции христиан и, с другой стороны, из-за ажиотажа, который возник вокруг образа Матери в рядах самих мормонов. Для рядовых мормонов, прежде всего женщин, она стала воплощением потребности в любящем, женском, материнском начале. Начиная с 1970-х годов, мормонки начали в частном порядке писать Небесной Матери гимны и молиться ей. Ситуация зашла настолько далеко, что во времена Гордона Хинкли за подобные молитвы и даже просто за разговоры о Небесной Матери мормонов отлучали от церкви. В апреле 1991 года Хинкли назвал молитвы Матери «маленьким началом отступления от веры». — Дмитрий Розет |