Карл Труман, супруги Остин и поиск евангелической идентичности
На мой взгляд, Карл Труман в одиночку поддерживает равновесие во вселенной, в которой существуют Джоел и Виктория Остин. Труман здравомыслен, верен Библии и неуклонно следует своим убеждением. Супруги Остин уютно устроились на противоположном полюсе.
Недавняя шумиха по поводу замечания Виктории Остин о том, что послушание и поклонение христиан должны быть эгоцентричными, вновь напомнила мне об этой полярности, вызвала в памяти книгу Трумана The Real Scandal of the Evangelical Mind («Настоящее прегрешение евангелического мышления») и навела на мысль о том, каким образом деятельность супругов Остин в действительности может принести пользу евангельскому движению.
Труман в названии своей книги обыгрывает название эпохальной книги Марка Нолла The Scandal of the Evangelical Mind («Прегрешение евангелического мышления»). Он выворачивает наизнанку тезис Нолла и утверждает, что суть «прегрешения» не столько в том, что «отсутствует мышление, сколько в том, что отсутствует понятие евангельского».
Отчасти Труман соглашается с тезисом Нолла, отмечая: «Взгляды некоторых евангелических христиан действительно маргинализируют нас в глазах общественности», однако «большую озабоченность вызывает отсутствие какого-либо единодушия в понимании интеллектуальной идентичности евангеликализма…» Далее Труман пишет: «Ибо для того, чтобы можно было говорить о прегрешении евангелического мышления, должно существовать не только мышление, но и нечто такое, что легко можно было бы идентифицировать как „евангелическое“, и движение, именуемое „евангелическим“ — между тем, их существование вызывает все больше сомнений».
Подводя итог своим размышлениям, Труман пишет: «Когда меня спрашивают, причисляю ли я себя к евангелическим христианам, я обычно задаю встречный вопрос: что вы понимаете под этим словом? В мире, в котором евангелическим верующим можно назвать всех, начиная с Джоела Остина и заканчивая Брайаном Мак-Лареном и Джоном Мак-Артуром, я хочу знать, в какой компании я окажусь, ответив на этот вопрос».
Наблюдение Трумана вскрывает подлинную причину шумихи вокруг супругов Остин. Убежденные евангелики столь резко реагируют на их монологи в духе «помоги себе сам» не потому, что супруги Остин от нас отличаются, а потому, что многие считают их одними из нас. По этой же самой причине мы умиляемся, когда чужой ребенок прилюдно ковыряет в носу, но чувствуем стыд, когда тем же самым занимается наш ребенок. Стыд порожден относительной близостью. Подозрения в соучастии заставляют нас краснеть.
Супруги Остин заставляют нас краснеть потому, что многие считают их одними из нас. Мир воспринимает супругов Остин как наших представителей. Именно поэтому в среде убежденных евангеликов высмеивать супругов Остин считается не только позволительным, но и хорошим тоном. По существу, для многих из нас смеяться над ними стало своего рода спортом. В консервативных евангелических кругах такие шутки гарантированно вызывают аплодисменты — подобно обещаниям снизить налоги на национальном съезде республиканской партии.
Однако наилучшей реакцией было бы не ограничиваться заслуженными обличениями в адрес супругов Остин. Гораздо более жестким и плодотворным ответом было бы как можно больше укрепить нашу собственную конфессиональную и личную идентичность, чтобы разница между евангелическим богословием и принципами супругов Остин стала очевидной.
Именно в этом и кроются позитивная сторона существования супругов Остин и наш шанс. Подобно тому как лжеучителя во времена ранней Церкви вызвали к жизни соборы и символы веры, укрепившие Церковь, я молюсь о том, чтобы супруги Остин невольно вызвали у евангелических верующих тот рвотный рефлекс, который подтолкнул бы евангелическое движение в целом к более четкой доктринальной идентичности и к более ясным убеждениям.
Недостаток понимания собственной идентичности и четкого видения границ среди евангеликов — давняя проблема. Многие, в том числе Дэвид Беббингтон, Джеймс Пэкер, Дэррил Харт и Альберт Молер, внесли ценный вклад в лечение этой болезни. И мы должны признать, что в евангелическом движении присутствуют отдельные поразительно крепкие устои — например, доктринальные декларации таких групп, как Together for the Gospel, The Gospel Coalition, Council of Biblical Manhood & Womanhood и Южно-баптистская конвенция. Но даже мимолетный взгляд на то, как много вздора проходит по рубрикой «евангелического», напоминает нам о том, как много еще предстоит сделать.
Да, столь аморфная группа, как евангелики, никогда не сможет построить богословскую Линию Мажино, однако латание дыр и укрепление границ при любой возможности может быть важным шагом в правильном направлении. И до тех пор, пока мир не увидит разницу между Джоелом Остином, Брайаном Мак-Лареном и Джоном Мак-Артуром, наша работа по возведению заборов не окончена.
Нам не удастся избавить мир от учения супругов Остин. Когда они сойдут со сцены, многие другие выйдут вперед, чтобы занять их место в индустрии обольщения слуха. Но, может быть, мы сумеем воспользоваться ими как средством, как катализатором для того, чтобы определиться с тем, кто мы такие, и сделать это настолько агрессивно, чтобы даже светские наблюдатели поняли, что проповедники евангелия преуспевания «вышли от нас, но не были наши».