Супруги Остин идут путем Дональда Стерлинга
Дональд Стерлинг |
Когда Дональду Стерлингу пришлось продать баскетбольную команду «Лос-Анджелес Клипперс» — кто-то записал на пленку его реплику о том, что он не хочет, чтобы его любовница приводила на матчи негров, — многие шумно приветствовали это решение. Но если бы вы внимательно слушали высказывания Стерлинга до того, как эта аудиозапись стала достоянием гласности, наверное, вы не стали бы скакать от радости — и не потому, что слова Стерлинга не показались бы вам ужасными, а потому, что проблемы, которые начались у него после данного конкретного высказывания, выглядели несколько запоздалыми.
На Стерлинга подавали в суд за расовую дискриминацию в баскетболе. Его неоднократно привлекали к суду за дискриминацию чернокожих и латиноамериканцев в окрестностях своего дома. Жена Стерлинга якобы обходила соседей, притворяясь инспектором службы здравоохранения, чтобы посмотреть, люди какой расы живут с ними по соседству, и пугала штрафами тех, кто плохо следил за своим участком земли. Не желать, чтобы люди определенного цвета кожи не ходили на твои баскетбольные матчи, несомненно, плохо. Но по расистской шкале Рихтера это легкая дрожь в сравнении с той сокрушительной дискриминацией, которая наносит непосредственный ущерб людям и нарушает спокойствие их совместной жизни. И если принять во внимание все расистские выходки Стерлинга, разве не грустно, что поводом для восстановления справедливости стало наименее расистское его высказывание?
С богословской точки зрения я вижу в этой истории много общего с той гневной реакцией, которую вызвало в разных христианских кругах последнее заявление Виктории Остин, супруги Джоела Остина и «пастора» церкви Лэйквуд, крупнейшей религиозной общины в Америке. На одном из недавних собраний г-жа Остин высказала мысль, что, когда мы предлагаем Богу наше послушание и поклонение, мы делаем это не ради славы Бога, а ради своего собственного счастья. Как и пресловутая аудиозапись Стерлинга, слова г-жи Остин неприглядны. Да, видеоролик длиной 37 секунд, в котором она это говорит, — это бессвязный лепет, порожденный почти невероятным невежеством в отношении того, чему учит Библия. И да, я надеюсь, что этот случай побудит последователей супругов Остин серьезно пересмотреть свое отношение к самой «мега» из всех американских мегацерквей. Но если эти слова станут причиной краха империи супругов Остин, разве не будет в этом чего-то гротескного — ведь за время своего служения в церкви Лэйквуд супруги Остин произнесли тысячу вещей, которые в еще большей степени лишены богословского оправдания?
Давняя традиция богословского невежества
Джоел и Виктория Остин |
Отвечая на вопрос журналиста, Джоел Остин не говорит прямо, что вне веры во Христа нет спасения, и, судя по всему, не может внятно изложить суть учения о покаянии. И, как показывают оба эти видеоролика, ответ супругов Остин на любой трудный богословский вопрос обычно сводится, по существу, к следующему: «Ну, что бы там в Библии не было об этом сказано, главное, чтобы все считали меня милым человеком». Стоит ли ужасаться, когда один из супругов Остин говорит христианам, что Богу угодно, чтобы они больше заботились о своем счастье, чем о Его славе? Безусловно. Но это заявление бледнеет в сравнении со словами второго супруга, который сообщает христианам, что они должны больше стремиться подражать непоколебимо позитивному настрою Джоела, чем узнать, что же на самом деле говорит Слово Божье.
В своих проповедях и книгах Джоел и Виктория Остин безоговорочно одобряют евангелие преуспевания — учение, которое утверждает, что причиной страданий, нищеты и болезней является исключительно недостаток веры и уверенности в себе. Конечно, в этой христианизированной версии фильма «Тайна», которая утверждает, что благословения от Бога можно овеществить с помощью слов, хватает проблем. Прежде всего, это учение не имеет никакого основания в Писании и удобно обходит внимание все, что Иисус говорил о страдании, цене следования за Ним и блаженстве гонимых. Во-вторых, это учение не может предложить ничего кроме отчаяния тем, кто верно несет крест, возложенный на них Христом. В-третьих, это учение не имеет ничего общего с жизнью апостолов, первыми рассказавших нам о благословениях Божьих во Христе.
Так плохо ли, что Виктория Остин предлагает нам думать о Боге как об источнике нашего самоудовлетворения? Несомненно. Но, конечно, эта ложь находится несколько ниже по шкале богословской беспомощности, чем утверждения, которые, во-первых, прямо противоречат Библии; во-вторых, унижают страдающих христиан с бесчувственностью человека, размахивающего сладкой булкой перед носом полумертвого от голода ребенка; в-третьих, косвенно предполагают, что св. Петр, св. Павел и даже Сам Господь Иисус были плохими христианами, поскольку так и не раскрыли секрета получения материальных благословений от Бога.
Упоминал ли Джоел Остин хоть раз об Иисусе?
Но причина, по которой книги и проповеди супругов Остин гораздо хуже всего, что они случайно могут произнести, заключается в том, о чем в их книгах и проповедях НЕ говорится. Супруги Остин много говорят о том, как жить наилучшей возможной жизнью на земле и о том, как открыть дверь земным Божьим благословениям. Но они не говорят о той лучшей жизни, которую приобрел для нас Своей кровью Агнец Божий, и о вечных благословениях, уготованных тем, кто верой держится за Бога. Супруги Остин не говорят о грехе. Они не говорят о прощении, искуплении и жертве. Они не говорят о небесах и аде, о распятии и воскресении. Знаете, почему любимая алкогольная игра трезвенников называется «Выпей стопку каждый раз, когда Джоел Остин говорит об Иисусе?» Потому что Джоел Остин об Иисусе не говорит.
Итак, плохо ли, что проповедники церкви Лэйквуд внушают людям ложную мысль о том, что им не нужно стараться ради славы Бога? Безусловно. Но несравненно хуже внушать людям ложную мысль, что им незачем слышать о Сыне Божьем, без Которого слава Божья никогда не будет нашей. И хотя Виктория Остин заблуждается относительно славы Божьей, если вы считаете эти ее слова более нехристианскими, чем нежелание Джоела Остина провозглашать Самого Христа, я не уверен, что ваши собственные представления о славе Божьей чем-то выгодно отличаются от ее представлений.
… Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.
Что в этих словах из 49-го псалма Бог говорит нам о послушании, славе и поклонении? Бог велел Своему народу приносить в жертву волов и козлов не потому, что нуждался в этих жертвах, чтобы прославиться. Бог совершенно славен и свят даже без нас. Напротив, Бог заповедал Своему народу приносить жертвы, чтобы в крови этих животных они видели Его обещание искупления через кровь грядущего Мессии и благодарили Его за эту милость.
Назад к истине
Иными словами, Бог прославляется тем, что прощает наши грехи, а мы прославляем Бога, поклоняясь Ему и благодаря Его за милость, явленную во Христе. Почему Бог заповедует христианам принимать крещение и совершать Вечерю Господню? Не потому, что Он нуждается в нашем послушании, чтобы прославиться, но потому, что Он желает прославить Себя тем, чтобы облечь нас в Свою славу посредством бани возрождения и напитать нас Христом, Хлебом Жизни, в Таинстве Алтаря. Почему Бог заповедует христианам собираться для совместного поклонения? Не потому, что Он нуждается в жертве нашей хвалы, но потому, что мы нуждаемся в жертве жизни Христовой, которая подается нам в Слове Евангелия, проповедуемом во время христианского богослужения. Как Бог хочет, чтобы мы Его прославили? Не словами: «Господи, смотри, что я для Тебя сделал», — а словами: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты сделал для меня».
Так что когда Виктория Остин говорит, что мы поклоняемся Богу ради себя самих, а не ради Него, она ошибается. Но она ошибается не потому, что в качестве ответа на вопрос «ради чьей пользы мы собираемся для совместного поклонения?» она выбирает человека, а не Бога. Скорее, она неправа потому, что по ее мнению человек имеет возможность выбирать. И хотя критиковать г-жу Остин за эту ошибку и за поверхностное богословие хвалы («Бог просто хочет, чтобы вы были счастливы»), я считаю это заблуждение довольно мелким в сравнении с постоянно присутствующим у супругов Остин заблуждением «практически все, что мы говорим, противоречит Писанию, и мы никогда-никогда не станем указывать вам на крест Христов».
Я рад, что слова Виктории Остин подвергаются критике. Надеюсь, это побудит тех, кто жадно глотал бессмыслицу, исходящую от супругов Остин, возжаждать настоящей духовной пищи, которой они были лишены. Но я бы предпочел, чтобы боксера-тяжеловеса отправили в нокаут мощным апперкотом, а не легким тычком в бок. Я бы предпочел, чтобы Аль Капоне отправили за решетку за убийство, а не за уклонение от налогов. Я бы предпочел, чтобы Дональд Стерлинг лишился баскетбольной команды за то, как он унижал своих соседей, а не за пару слов, сказанных в частной беседе. И хотя те 37 секунд, в течение которых г-жа Осборн несла свою новую бессмыслицу, оправдать нельзя ничем, я бы предпочел увидеть, что империя супругов Остин рушится из-за того, что они часами, днями и неделями уклонялись от проповеди Царя Царей.