Жители штата Оклахома описывают богословские различия между баптистами и мормонами
Марк Мак-Клеллан |
В утверждении, что баптисты и мормоны придерживаются разных богословских взглядов, нет ничего нового, заявил в пятницу профессор местного университета. Марк Мак-Клеллан, декан Колледжа богословия и служения им. Хоббса в Оклахомском баптистском университете, сказал, что между вероучением «исторической христианской Церкви» (под которой он понимает традиционных протестантов и отчасти римско-католическую церковь) и вероучением, которого придерживаются члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, есть несколько богословских различий.
Кевин Грэйвс, президент кола Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Оклахома-сити, согласился с оценкой Мак-Клеллана, но добавил, что богословие, о котором идет речь, можно толковать по-разному: «Очевидно, что существуют тысячи религий, и у каждой есть свои особые религиозные верования».
Мак-Клеллан сказал, что историческая христианская Церковь и мормонизм расходятся во взглядах на роль Библии. По его словам, историческая христианская Церковь верит, что Библия — это откровенное Слово Божье, единственная богодухновенная и авторитетная книга для христиан. Напротив, сказал он, и Грэйвс с ним согласился, у мормонов не одна священная книга, а набор образцовых трудов, на которые они опираются: Книга Мормона, Библия в Переводе короля Якова, Учение и Заветы (сборник откровений Джозефа Смита, основателя мормонизма) и Драгоценная Жемчужина (сборник из более мелких книг).
Мак-Клеллан сказал, что историческая христианская Церковь исповедует монотеизм и рассматривает Бога как единого вечного Бога. Этот единственный Бог вечно существует в трех Лицах (Троице): Отец, Сын и Святой Дух. Напротив, мормоны, по его словам верят в многочисленных богов и иначе понимают учение о Троице, Бог Отец по их учению некогда был человеком, а люди могут стать богами. Грэйвс признал, что Мак-Клеллан изложил эту сторону учения мормонов верно, и что мормоны верят в Бога Отца Вечного, Его Сына Иисуса Христа и в Святого Духа. «Толкование Мак-Клеллана можно понимать по-разному», — сказал Грэйвс. — «Мы дети Бога, а, имея собственных детей, мы стремимся, чтобы дети были похожи на нас»
Кевин Грэйвс |
Еще одно отличие, по словам Мак-Клеллана, можно найти в учении о благодати. Историческая христианская Церковь утверждает, что люди спасаются одной лишь благодатью через Иисуса Христа. Напротив, мормоны утверждают, что люди спасены не только благодатью, но и послушанием требованиям Книги Мормона и мормонизма. Грэйвс согласился с такой оценкой и добавил: «Мы верим, что человек будет спасен благодатью после всего того, что он сделает сам. Благодать требует действий с нашей стороны».
Наконец, по словам Мак-Клеллана, что в основе мормонизма лежит утверждение, что историческая христианская Церковь развратилась, начиная со второго века нашей эры, и стала ложной. Между тем, сказал он, «хотя у нас были свои разногласия, которые привели к появлению деноминаций, историческая христианская Церковь всегда оставалась таковой с первого века нашей эры».
В то же время Мак-Клеллан говорит, что использование термина «культ» применительно к мормонам, как это сделал недавно один баптистский пастор в Далласе, часто воспринимается как нападки на нравственные и жизненные ценности человека. Хотя мормоны и баптисты исповедуют разные убеждения, полагает он, «слово „культ“, возможно, сегодня лучше не использовать, поскольку оно несет на себе отпечаток враждебности». Как правило, по его словам, этот термин используется для описания религиозных групп, которые претендуют на принадлежность к христианству, но не разделяют убеждения исторической христианской Церкви.
Мак-Клеллан сказал, что он поддерживает дружеские отношения со своими соседями-мормонами: «Я рад, что они мои соседи и друзья, но весь вопрос в том, исповедуем ли мы одно и то же учение. И это не так».
Мак-Клеллан — хороший пример того, как христиане могут и должны излагать учение культов таким образом, чтобы сами культисты узнавали в этом изложении себя. К сожалению, христиане зачастую пользуются непроверенными и даже ложными сведениями, и культисты легко опровергают упреки в свой адрес, основанные на таких сведениях. Напротив, Грэйвс — хороший пример того, как мормоны прибегают к обтекаемым и нечетким формулировкам, чтобы сгладить резкий контраст между мормонизмом и историческим христианством. Например, его заявление, что "мормоны верят в Бога Отца Вечного, Его Сына Иисуса Христа и в Святого Духа" в типичной для мормонов манере ни словом не упоминает о том, что в их богословии Отец, Сын и Святой Дух — это три разных Бога, объединенных лишь своими намерениями, и что в мормонской вселенной существуют миллиарды Богов, некогда бывших людьми, но достигщих "возвышения" через послушание "вечному евангелию". Более подробно о различиях между историческим христианством и мормонизмом можно узнать из материалов соответствующего раздела сайта ЦАИ, а также из соответствующей главы книги "Царство культов". Для еще более детального знакомства можно рекомендовать книгу Марвина Кована "В ответ на заявления мормонов". — Дмитрий Розет |