Что представляет собой сегодня «империя мормонов»?
Уоллас Стегнер |
10 американских городов и округов с наивысшей долей мормонского населения По городам: 1. Прово-Орем (88,1 %) По округам: 1. Округ Франклин, Айдахо (91,5 %) |
Бригам Янг называл ее «Дезерет».
Для писателя Уолласа Стегнера это была «империя мормонов» — широкая полоса земель Большого Бассейна от г. Меса, штат Аризона, на юге, до г. Бойсе, штат Айдахо, на севере, и от г. Рино, штат Невада, на западе, до г. Грэнд-Джанкшн, штат Колорадо, на востоке, обитатели которой признавали политическую и религиозную власть, исходящую из г. Солт-Лейк-Сити.
Наибольшее присутствие Церкви Иисуса Христа Святых последних дней по-прежнему больше всего чувствуется на западном нагорье, где проживают более трех четвертей американских мормонов. Участие Митта Ромни в президентской гонке показала, какое большое влияние мормоны имеют в том регионе — Ромни легко победил в праймериз в штатах Юта, Невада, Колорадо и Вайоминг.
Однако сегодня все больше мормонов переселяется на восток и на запад от тех мест, образуя анклавы на обоих побережьях. Влиятельные общины мормонов возникли в округах Альпайн, штат Калифорния, Блейн, штат Небраска, и Либерти, штат Флорида.
Тем временем, последние исследования религиозной демографии Америки показывают, что Юта и окрестные штаты уже больше не являются тем крепко спаянным религиозным раем, с общинным укладом жизни и любовью к маленьким городкам, который Стегнер описывал в 1942 в своей книге «Страна мормонов» ( Mormon Country ).
Западное нагорье стало «самым городским регионом страны», говорит историк из Университета Юты Пол Рив. Сельскохозяйственная экономика, господствовавшая в этом регионе в XIX веке, уступает место экономике сервиса, которая привлекает все больше уроженцев других штатов, ищущих работу.
Кэтлин Флейк |
Внешние воздействия ослабили влияние Солт-Лейк-Сити на жителей региона. Обитатели юго-восточного Айдахо все еще очень похожи на жителей Юты, но мормоны в Аризоне, Неваде и Южной Калифорнии уже приобрели собственные политические и общественные предпочтения.
По причине многообразия и непостоянства мормонского населения США дать точное определение мормонской церкви становится все труднее, говорит Кэтлин Флейк, преподаватель американской религиозной истории из Университета им. Вандербильта в г. Нэшвилл, штат Теннеси: «Узкая полоса нагорья больше не дает полного представления о контурах церкви».
На следующей неделе мормоны сего мира поднимут руки на 178-й Генеральной Конференции своей церкви, чтобы выразить поддержку Томасу С. Монсону в качестве своего 16-го пророка. Американская церковь, которая досталась ему в наследство, отличается от той церкви, какую видели предыдущие президенты. Вот, как она выглядит.
«Юта в миниатюре»
Юго-восток штата Айдахо — вне всякого сомнения, страна мормонов. В округе Фрэнклин доля жителей-мормонов (91,5 %) выше, чем в любом другом округе страны — чем даже в округе Юта (88,1 %). И влияние Солт-Лейк-Сити здесь огромно. Проходящие дважды в год Генеральные Конференции церкви СПД транслируются здесь по коммерческим телеканалам.
Покателло в начале XX века |
Некогда г. Покателло был железнодорожным узлом с крайне разнообразным — этнически и политически — населением и цитаделью Демократической партии с влиятельными профсоюзами, рассказывает 65-летний Джим Ахо, профессор социологии из Университета штата Айдахо, живущий в Покателло с 1970 года. Однако после «рейгановской рецессии» 1980 года и промышленного спада, который вынудил многих местных жителей уехать, все изменилось. Образовавшейся пустотой воспользовались церковь СПД и Республиканская партия, которые постепенно добились влияния, изменили облик города и привнесли в его жизнь сложности и подозрения, которых здесь никогда прежде не было, рассказывает Ахо.
65-летний житель Покателло Джордж У. Кацилометрес — владелец местной гостиницы. Его дед приехал в Америку из Греции, чтобы работать на Объединенную тихоокеанскую железную дорогу. «Насколько я понимаю церковь СПД, они очень держатся друг за друга», — говорит он. — «Они живут одной группой и помогают друг другу… Они хотят, чтобы к ним присоединялись другие; они хотят, чтобы их церковь росла. Однако они далеко не всегда прилагают какие-то усилия к тому, чтобы узнать и понять других людей».
С каждым новым поколением население становится все более однородным. «В принципе, можно быть избранным или войти в команду, если ты не мормон», — говорит Кацилометрес, — «но тебе нужно обладать очень выдающимися качествами».
Опыт штата Аризона
Джейкоб Хэмблин, президент Южной Индейской Миссии |
Джейкоб Хэмблин привел мормонских поселенцев-миссионеров на территорию индейцев хопи еще в 1858 году, и они постепенно продвигались на юг. В конце концов, поселения мормонов возникли вдоль рек Литл-Колорадо, Солт и Хила.
Мормоны научились жить в мире с соседями, рассказывает историк-мормон Чарльз Петерсон: «Они никогда не испытывали таких трудностей и разочарований из-за вопроса многоженства, как их единоверцы в Айдахо. Соседи с благодарностью приняли познания и опыт мормонов в деле орошения земель. Это обеспечило хорошие взаимоотношения». Некоторые города, такие как Сноуфлейк, Гилберт и Тэтчер, по-прежнему населены преимущественно мормонами, а в других мормоны утратили свое господство. За последние три десятилетия доля мормонов в г. Меса упала с почти 50 до 8 процентов, говорит архитектор-мормон Эрик Пол. Однако мормоны все еще играют значительную роль в политике на уровне штата и города — более десятка мормонов избрано в Законодательное собрание, а один, республиканец Джефф Флейк, — в Конгресс. Один из двух кандидатов в мэры г. Меса — мормон.
Мормоны, живущие в Аризоне не испытывают потребности поступать в Университет им. Бригама Янга, чтобы учиться среди своих. При местных университетах действуют Институты религии СПД, которые дают студентам-мормонам возможность общаться и получить церковное обучение.
« Зрелый мормонизм »
За год до того, как Бригам Янг воскликнул: «Вот это место», — на холме близ нынешнего Солт-Лейк-Сити, некоторые мормоны уже прибыли морем в залив Сан-Франциско. Многие нынешние калифорнийские мормоны с гордостью вспоминают об этом факте.
Мормонский храм в г. Окленд, Калифорния |
Хотя среди мормонов в Калифорнии есть немало местных уроженцев, большинство руководителей местной церкви — уроженцы или дети уроженцев штата Юта, говорит Расселл Франдсен, адвокат-мормон, живущий в г. Ла-Канада.
В Калифорнии проживает больше мормонов ( почти 750 000 чел .), чем в любом другом штате , за исключением Юты . Как выяснилось во время президентской кампании Ромни, у них также самые глубокие карманы — по состоянию на 20 февраля они внесли в фонд избирательной кампании Ромни почти 8,2 млн. долларов (сравните с 5,5 млн. долларов в штате Юта).
Однако в местных мормонских общинах становится все больше демократов. Сами общины становятся все более разнообразными этнически — в окрестностях Лос-Анджелеса уже есть испанские, корейские, китайские и армянские общины, а общины в центре города напоминают «ООН в миниатюре», говорит Франдсен: «Мы отлично уживаемся с латиноамериканской культурой. Проблемы иммиграции нас не слишком волнуют ».
Калифорнийские мормоны неуклонно взбираются вверх по иерархической лестнице в местных корпорациях. Многие уже достигли ключевых позиций — например, в индустрии компьютерных игр, лом-анджелесской филармонии, студии Диснея и в бейсбольной команде «Лос-Анджелес Доджерс». Хотя среди влиятельных политиков штата мормонов не так много, в 2000 году члены церкви СПД помогли протолкнуть предложение, которое узаконила определение брака как союза одного мужчины и одной женщины.
С востока на запад
Мормонский храм в Бостоне |
Некогда Джозеф Смит провел один месяц в г . Сэлем , штат Массачусетс , где , по словам одного новообращенного мормона , было зарыто сокровище . Так ничего и не найдя, Смит нашел подлинное сокровище в виде потенциальных новых членов церкви. К 1840 году, когда Бригам Янг призвал верных уйти вслед за ним на запад, в Бостоне было уже от 300 до 400 членов церкви — больше, чем в любом другом городе на востоке США.
В конце XIX века вторе поколение мормонов постепенно начало возвращаться на восток, чтобы учиться в престижных университетах. В течение нескольких десятилетий десятки молодых мормонов покинули «страну мормонов» в поисках работы или учебы в Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе. «Эти ранние мигранты не только добились успеха в светском бизнесе, карьере, образовании», — говорит проф. Джонсон, преподаватель Университета им. Бригама Янга на пенсии, который изучает этот период истории, — «но и стали опорой для развития церкви СПД в этих новых районах».
К примеру, с 1950 по 2000 год количество кольев в этих мегаполисах увеличилось в несколько раз. В Вашингтоне был один кол , теперь их уже пятнадцать . Половина нынешних апостолов СПД провела какое-то время в Бостоне — Генри Эйринг, Расселл Нельсон и Роберт Хейлс закончили Гарвард; Л. Том Перри был там президентом кола, а Бойд Пакер — президентом миссии.
«Это движение стало одной из движущих сил, которые изменят лицо церкви в новом столетии», — говорит Джонсон.
Полинезийская культура
Мормонский храм в Лаие |
Мормонизм на Гавайях более самобытен.
Миссионеры прибыли на острова уже в 1850 году, и церковь начала стремительно расти. 15 лет спустя церковь СПД приобрела пастбище площадью в 2,5 гектара на северном побережье острова Оаху, и это ранчо стало местом собраний первых гавайских мормонов. Гавайский храм в Лаие, посвященный в 1919 году, стал первым мормонским храмом за пределами континентальных США.
Сегодня мормонское население Гавайев более многообразно, чем на западном нагорье. В местном отделении Университета им. Бригама Янга, к примеру, учатся около 2 300 студентов из 70 стран мира.
Муфи Ханнеманн |
«Гавайи похожи на жаркое — здесь столько всего намешано», — говорит Джек Хоуг, 75-летний представитель церкви СПД на Гавайях, присоединившийся к церкви 41 год назад. — «Здесь у нас заключается больше межрасовых браков, чем где-либо еще в стране. Большее смешение религий, чем где-либо еще».
Хоуг говорит, что он никогда не видел, чтобы между мормонами и прочими жителями острова были «какие-то особые трения», и приписывает это смешению рас и культур: «Здесь трудно найти семью, в которой друг или двоюродный родственник не служил бы на миссии. Всегда есть какие - то связи ».
В середине 1990-х годов Гавайи первым из американских штатов столкнулись с проблемой однополых браков. Церковь СПД примкнула к католикам, христианам других конфессий и прочим организациям в борьбе с этим грехом. Сражение продолжалось четыре года e , после чего подавляющим числом голосов (70 против 30) однополые браки были запрещены. Хоуг называет это событие «поворотным моментом» в истории взаимоотношений мормонов с христианскими и нехристианскими общинами.
Возможно, именно такие альянсы помогли 53-летнему мормону Муфи Ханнеманну победить в выборах на пост мэра Гонолулу. Во время выборов вопрос об убеждениях Ханнеманна ни разу не вставал, говорит представитель мэра Билл Брэннан: «Вопрос не поднимался так, как это случилось с Миттом Ромни».