Как христианство лишают Христа
Торжественный пасхальный гимн «Иисус Христос воскрес сегодня, аллилуйя!» нынешним утром огласит стены Объединенной церкви Вест-Хилл в г. Торонто, как и многих христианских церквей Канады. Однако в Вест-Хилл этот гимн будет звучать совершенно иначе — слова «Иисус Христос» будут выброшены из текста и заменены на слова «Славная надежда». Таким образом, гимн провозгласит воскресение надежды — обновленного оптимизма и человеческого духа, — а не Иисуса Христа. В общем и целом, воскресная литургия в Вест-Хилл не упоминает ни одну божественную личность.
Гретта Воспер, возглавляющая церковь в течение последних 10 лет, говорит, что не будет «никаких всевластных Больших Богов», никаких молитвенных прошений, никаких чудесных рассказов о рождении Иисуса от девы и возвращении к жизни, никаких упоминаний о спасении, или победе налд смертью через веру в искупительную смерть Христа, или всемогущей Божьей любви. По ее словам, никакого всемогущего Бога (или бога) просто нет.
Г-жа Воспер написала книгу «С Богом или без Бога: почему то, как мы живем, важнее того, во что мы верим?», которая на этой неделе вышла из печати. В этом сочинении она настаивает на том, что христианская церковь в своей нынешней форме изжила себя и должна либо отказаться от мифов, учений и догм, в которые больше никто не верит, либо умереть. Внутри Объединенной церкви, крупнейшей протестантской деноминации Канады, Воспер считается одним из наиболее ярких, пусть даже и нетрадиционных мыслителей. Она получила степень магистра практического богословия в Университете Королевы и в 1922 году была рукоположена в «пасторы». Она является основателем и председателем расположенного в Торонто Канадского центра прогрессивного христианства.
В Канаде, где 75% людей называет себя христианами, лишь 16% еженедельно посещают богослужения. Ссылаясь на эту статистику, г-жа Воспер предлагает не столько стратегию реформ, сколько стратегию выжженной земли.
Некоторые ведущие британские богословы, где уменьшение числа верующих еще более заметно, чем в Канаде, идут по тому же пути. К этому числу принадлежит бывший епископ Эдинбургский и примас Шотландской епископальной (англиканской) церкви Ричард Холлоуэй, который уподобляет Церковь столовой самообслуживания, заставленной грязными подносами с объедками, которые нужно срочно выкинуть на помойку. Как и Холлоуэй, г-жа Воспер не собирается облекать «осадок» прошлых двух тысячелетий в новые слова, чтобы придать ему более аппетитный вид. Она намерена избавиться от него и на пепелище построить новое духовное движение, приспособленное к условиям маленькой глобальной деревни, над которой нависла угроза уничтожения человечества.
Г-жа Веспер утверждает, что в последние 30 лет ученые пришли к почти единодушному мнению, что Библия — не божественное творение, но дело человеческих рук, полное противоречий, взаимоисключающих мировоззрений и политических идей. Тем не менее, говорит она, либеральные церкви, включая ее собственную, не хотят признать, что Библия — дело человеческих рук, во многом недостоверное, и что в XXI столетии она столь же бесполезна в качестве духовного и религиозного руководства, как и другие книги.
Она утверждает, что теперь, когда труды библеистов стали достоянием публики, оказалось, что церкви и их служители проповедуют ложь, в которую мало кто уже готов верить.
Г-жа Веспер хочет дать новое определение «спасения» — обретение новой жизни через устранение причин страданий. Она хочет, чтобы церковь понимала воскресение как «новое начало», «новый шанс». Она хочет избавиться от образа Бога как всемогущего Владыки, которого следует умиротворить, чтобы избежать гнева свыше; скорее, она предложила бы каждой общине дать свое собственное определение «Бога» или «бога» в зависимости от того, что они считают для себя святым и священным. Она хочет, чтобы Евхаристия превратилась из Таинства, делающего участников часть Тела Христова, в символическое выражение любви друг ко другу.
Богословы, которых мы попросили прокомментировать книгу г-жи Веспер, сказали, что не станут этого делать, пока не прочтут ее. Но один из коллег г-жи Веспер, ее хороший знакомый преп. Роб Олифант , «прогрессивный» пастор из Объединенной церкви св . Георгия в Эглингтоне, сказал: «Хотя мне в какой-то степени близка эта идея — избавиться от чепухи и сохранить сердцевину, — я думаю, что во всем этом чего-то не хватает. Исчезли метафора, поэзия, символ, образ, красота, парадокс».
Г-жа Воспер сказала, что она и ее прихожане очень старались не потерять эти элементы в своих поисках священных и трансцендентных сторон жизни. В прошлое воскресенье она встретилась с прихожанами, чтобы обсудить возможный эффект своей книги. Она сказала, что, если на нее поступит жалоба, местное руководство церкви может потребовать дисциплинарного разбирательства, и дисциплинарной комиссии будет интересно задуматься о том, что значит соглашаться с церковным исповеданием веры «в основных моментах».
«Я могу согласиться с некоторыми моментами [исповедания веры], но есть целые разделы, по поводу которых я думаю: „Это ужасно“. Если кто-то спросит меня, верю ли я в Бога, я могу сформулировать ответ так, чтобы он удовлетворил комиссию Объединенной церкви. Но будет ли он отражать то, что написано в их исповедании веры? Не думаю. Однако мой ответ будет очень похож на то, что сказал бы мой коллега из соседнего прихода и его коллега из соседнего прихода. Вот в чем проблема » .