Ученые критикуют фильм об Иисусе
Для того, чтобы решить вопрос, действительно ли в двух каменных ящиках, найденных в пригороде Иерусалима, могли находиться останки Иисуса и Марии Магдалины, авторы нового документального фильма использовали новые методы — в том числе, статистический анализ.
Альберт Мохлер |
Однако полученные цифры не убедили некоторых богословов и археологов.
Группа ученых, присоединившихся к создателям фильма во время презентации в Публичной библиотеке Нью-Йорка, попыталась ответить на подобные возражения.
Джеймс Табор, профессор религиоведения из Университета Сев. Каролины в г. Шарлотт, сказал, что, хотя сторонники буквального толкования Библии и говорят, что физическое тело Иисуса восстало из мертвых, «кто-то скажет, что воскресение произошло более духовным образом, так что телесный прах остался на земле».
Почему же воскресения Иисуса Христа так важно? Альберт Мохлер, президент Южно-баптистской богословской семинарии говорит, что христианство «всегда считало телесное воскресение Христа стержнем христианской веры».
Камерон, получивший «Оскара» за фильм «Титаник», заявил, что он был рад участвовать в работе над фильмом об Иисусе, режиссером которого является кинематографист из Торонто Симха Якобовичи: «У нас нет ни одного осязаемого свидетельства существования Иисуса. Так что этот фильм… впервые показывает осязаемые, материальные, археологические и в некоторых случаях юридические доказательства». Он сказал, что на взгляд рядового верующего фильм «выглядит чертовски убедительно».
Стивен Пфанн |
В 1996 году, когда BBC показала короткий фильм на ту же тему, археологи усомнились в какой-либо связи между захоронением и семьей Иисуса. Амос Клонер, первый археолог, занявшийся изучением склепа, заявил, что эта идея не соответствует археологическим стандартам, но будет хорошим телевизионным сюжетом. «Они просто хотят получить за это деньги», — говорит Клонер.
Однако Шимон Гибсон, который наряду с Клонером был в числе трех археологов, обнаруживших склеп в 1980 году, пришел на презентацию в понедельник и заявил: «Я отношусь к этим утверждениям скептически, но это мне свойственно. Я готов допустить такую возможность ».
Стивен Пфанн, богослов из Университета Святой Земли в Иерусалиме, интервью с которым использовано в фильме, заявил, что гипотеза, высказанная в фильме, малоубедительна: «Я не думаю, что христиане поверят этому. Но скептики в целом будут рады увидеть то, что может проделать дыру в истории, столь дорогой для сердца многих».
Надпись на первом саркофаге, сделанная на арамейском, звучит «Йешуа бар-Йосеф», т. е. «Иисус, сын Иосифа». На втором саркофаге по - еврейски написано : « Мария ». На третьем, опять же по-еврейски, написано «Матиа», т. е. «Матфей». На четвертом саркофаге, по-еврейски написано «Йосе» — это уменьшительное от «Йосеф», т. е. «Иосиф». На пятом саркофаге надпись сделана на греческом языке и звучит так: «Мариамене э Мара». Авторы фильма перевил это как «Госпожа Мария» или «Учитель Мария». На шестом саркофаге написано по-арамейски «Йехуда бар-Йешуа», т. е. «Иуда, сын Иисуса».
Андрей Фойерфергер |
Якобовичи сказал, что поначалу в саркофагах не увидели ничего необычного, потому что эти имена слишком распространены. Однако создатели фильма попросили математиков подсчитать вероятность того, что какая-нибудь другая семья в Иерусалиме первого столетия могла иметь тот же набор имен.
«Есть один шанс из 100 или из 1000, что это какая-то другая семья», — сказал Андрей Фойерфергер, профессор математики из Университета Торонто.
Оснат Гоаз, представитель государственной структуры Израиля, отвечающей за раскопки, сказал, что они согласились отправить два саркофага в Нью-Йорк, где они были представлены публике во время презентации. «Но это не значит, что мы согласны [с авторами фильма]», — сказал он.
В саркофагах нет костей. Останки были перезахоронены после вскрытия склепа — это обычная практика во время археологических раскопок в Израиле. Однако Якобовичи утверждает, что образцы ДНК можно взять с самих саркофагов. Он сказал, что на данный момент анализ ДНК показал, что Иисус и Мариамене (якобы Мария Магдалина) не были родственниками, то есть могли быть мужем и женой.