Преп . Мун и чернокожие священники
Чикаго становится все более важным стратегическим пунктом для Сан Мюн Муна и его движения. Здесь находится его большая компания по производству морепродуктов, и здесь создана модель работы, которой Американская конференция высшего духовенства ( ACLC ) — в которой преобладают чернокожие клирики — будет следовать в остальных регионах США. Чикагская семейная церковь мира в Роджерс-Парк, воскресные богослужения в которой посещают около 100 человек, — единственное богослужебное здание Церкви Объединения в Чикаго. Несмотря на скромные размеры, эта община играет в движении важную роль: два ее предыдущих пастора, Майкл Дженкинс и Ки Хун Ким теперь возглавляют движение Объединения в США.
Похожее на склад здание Центральной объединенной общинной церкви в чикагском районе Саут-Сайд служит прибежищем для нуждающихся и духовно страждущих людей. Внутри можно увидеть потертые деревянные скамьи и кафедру, откуда с жаром проповедует пастор. Не хватает лишь самого главного христианского символа — креста .
Джозеф Макафи |
Преп. Джозеф Макафи снял крест со стены и похоронил его, попав под влияние проповедей Сан Мюн Муна, скандально известного духовного лидера из Кореи. «Если ты останавливаешься на кресте, ты проповедуешь только боль», — говорит Макафи, в кабинете которого стоит фотография основателя Церкви Объединения с его личным автографом.
Возможно, для Макафи крест и является символом боли, но его удаление из церкви служит символом чего-то более важного: растущего и крепнущего союза между Муном и чернокожими религиозными лидерами со всех концов Америки. Удивительный союз, названный Американской конференцией высшего духовенства ( ACLC ), представляет собой очередной этап на пути превращения Муна из осужденного преступника и лидера секты во влиятельного религиозного и политического деятеля, имеющего близкие отношения с Джерри Фолуэллом и экс-президентом Джорджем Бушем-старшим.
По всей Америке тысячи пасторов посещают ежемесячные молитвенные завтраки, на которых величают Муна и его супругу «Отцом и Матерью». Многие из них побывали в Японии, Корее и Европе — поездки оплачивала Церковь Объединения. А десятки священников в окрестностях Чикаго, подобно Макафи, вынесли кресты из своих церквей или участвовали в таких церемониях. Приверженцы Муна считают Чикаго образцом, по которому религиозное объединение должно развиваться в других частях США.
Супруги Буш и супруги Мун |
Дружба Муна с пасторами (в основном, баптистами и пятидесятниками) крепнет, несмотря на учение Церкви Объединения о том, что Мун — Второе Пришествие Мессии, и что Иисус Христос не сумел выполнить порученную Ему Богом миссию. ACLC привлекает в свои ряды в основном чернокожих священников, хотя Мун стремится создать новую человеческую семью, в рамках которой, благодаря межрасовым супружествам, должна возникнуть единая, «желтая» раса. Как выразился Мун в одной из своих проповедей в 1991 году, «мало-помалу кожа чернокожих станет светлее».
Хотя ACLC рекламируется как мост между расами и вероисповеданиями, эта организация стала браком по расчету между Муном и афроамериканскими лидерами церквей. Чернокожие священники получают престиж, могущественного союзника и подарки (например, часы стоимостью 12 тыс. долларов). Муну же благодаря этому союзу завоевывает доверие бедных городских кварталов и получает новую опору для своих богословских и политических амбиций.
Филлип Шанкер |
«Все думают, что для него это просто возможность завоевать доверие людей», — говорит Филлип Шанкер, представитель Церкви Объединения. — «Я видел другое». Некоторые пасторы-афроамериканцы, опекаемые последователями Муна, допускают, что он создал организацию для достижения собственных целей, но другие, имеющие более тесные связи с движением Объединения, думают иначе, хотя и не провозглашают Муна Мессией Второго Пришествия. « У меня уже есть Мессия . Это Иисус Христос», — говорит Макафи. — «Мне не нужен еще один Мессия. Но мне нужен друг».
В начале
ACLC родилась на вершине горы в Корее в мае 2000 года. Мун пригласил 120 учредителей за счет Церкви Объединения приехать на церемонию, где он благословил пасторов, подарил каждому украшенные драгоценными камнями часы и сказал, что они «станут единым целым с Истинными Родителями», как называют Муна и его супругу в Церкви Объединения. Среди участников поездки были руководители ACLC в Чикаго , преп . Т . Л . Барретт - младший и преп . Гарольд Уайт . С их помощью коференция духовенства стала главным инструментом в среде чернокожих, при помощи которого Мун намерен объединить мировые религии вокруг своей философии, по сути, создав всемирную теократию.
«Отделения церкви от государства в том виде, в котором его понимают сейчас, не будет», — говорит Шанкер.
Чтобы финансировать этот грандиозный план, Мун и его последователи создали процветающую деловую империю, которая включает в себя отель «Нью-Йоркер», газету «Вашингтон Таймс» и компанию по производству морепродуктов « True World Group Inc .», которая поставляет рыбу для изготовления суши в тысячи американских ресторанов.
По словам Церкви Объединения, на создание ACLC Мун потратил несколько миллионов долларов.
Филлип Джонсон |
Религиозные убеждения Муна не смущают его афроамериканских друзей. «Если уж мы смогли выжить под жестоким гнетом белых, конечно, у меня нет никаких проблем с корейцами», — говорит епископ из Вашингтона Филлип Джонсон. — «Если Богу угодно сделать его лидером, чтобы положить начало подлинной религиозной и расовой гармонии, у меня нет проблем с тем, чтобы идти за ним».
Некоторые афроамериканские пасторы, вспоминая о проявлениях расизма и жестокости в истории США, видят особый смысл в церемониях снятия крестов. Макафи, который участвовал в организованных Муном поездках, но не получил часы, сравнивает изображение распятия с фотографиями линчевания чернокожих.
«Я знаю, что мы должны говорить о рабстве. Мы должны помнить о нем. Но должны ли мы показывать фотографии чернокожих, висящих на деревьях?» — спрашивает Макафи, снявший в своей церкви крест на Пасху в 2003 году. — «Чего ради вам приходить в церковь каждое воскресенье и смотреть на мертвого человека, распятого на куске дерева?»
Шанкер говорит, что Мун с уважением относится к изображению креста, но считает, что крест «стал символом нетерпимого отношения к иудеям и мусульманам». Тот факт, что Муну удалось убедить пасторов ACLC воплотить эту идею в жизнь, показывает, насколько окрепло движение Объединения с тех пор, как в начале 1980-х его основатель был арестован за уклонение от налогов.
Лицо Муна в Чикаго
В среде афроамериканцев ACLC стала самым ярким примером того, как Мун завоевывает себе позиции в консервативном американском христианстве. На ежемесячном молитвенном завтраке в Чикаго десятки по преимуществу чернокожих пасторов склонили головы, пока певица-японка в необычном стиле исполняла гимн «О благодать». После столь торжественного начала собрание закончилось зажигательной проповедью и шквалом аплодисментов и хвалебных возгласов в адрес «Отца Муна». Среди выступавших был и Барретт, пастор одной из самых крупных чикагских афроамериканских пятидесятнических общин.
Томас Ли Барретт |
Как и многие другие участники ACLC , Барретт познакомился в движением Муна, когда члены Церкви Объединения зашли к нему в церковь, одарив его цветами и любовью. Они сразу же пригласили Баррета, харизматичного проповедника и певца, выступить на будущем мероприятии, которое Мун должен был организовать в Чикаго. Барретт впервые познакомился с Муном в 1993 году, а потом не раз сопровождал Муна и его супругу в поездках по миру и посещал Корею и Израиль за счет Церкви Объединения. В 2000 году он посетил празднование дня рождения Муна в Сеуле, где получил от него часы фирмы «Кристиан Бернар» стоимостью в 250 тыс. долларов. Однако дружба с Муном обошлась Баррету дорого: его собственная конфессия, «Церковь Бога во Христе», публично осудила его отношения с главой Церкви Объединения.
Однако многие прихожане Барретта не видят ничего плохого в общении пастора с Муном: «Я верю пастору Барретту», — сказала после воскресного богослужения Сондра Смит. — «Я слышала от него, как сильно он уважает преп. Муна , и я к этому отношусь нормально . Если Мун нравится ему , он нравится и мне ».
Барретт также не видит ничего предосудительного в своих отношениях с Муном и в своем участии в ACLC . Он говорит, что обязан Муну благодарностью за то, что тот примирил его с женой после почти десяти лет жизни порознь.
По оценкам преп . Леви Догерти, исполнительного директора ACLC , членами Конференции являются 1200 религиозных лидеров из окрестностей Чикаго, однако предоставить их список Догерти отказался. Всего, по его словам, в ACLC входят 6000 человек, три четверти из которых чернокожие.
Хайсел Тейлор |
Догерти и другие руководители ACLC говорят, что у них нет намерения обращать чернокожих пасторов в мунизм. И все же некоторые из этих людей, сочиняя проповеди, ищут вдохновения в «Божественном Принципе» — даже если они открыто не упоминают имя Муна. «Я могу пользоваться этой книгой, и мне никогда не приходится упоминать имя преп. Муна», — говорит Гарольд Уайт, старший пастор баптистской церкви «Истинный Свет» в районе Саут-Сайд. Как и другие пасторы, Уайт говорит, что он не считает себя обязанными принимать учение Церкви Объединения во всей его полноте: «Это шведский стол, с которого ты можешь брать то, что тебе нравится».
Развивая связи с пасторами, ACLC надеется реабилитировать Муна в глазах общественности. «С большим количеством членов мы изменим отношение общественности к нашему основателю [Муну]», — писали руководители ACLC в начале 2006 года в изложении целей Конференции. — «Мы сможем влиять на политические решения Законодательного собрания штата и Конгресса США. Даже правительственным чиновникам придется прислушиваться к голосу ACLC . Это голос пророка, обращенный к царю».
Голоса недовольных
Очи Букер |
И все же учение Церкви Объединения заботит кое-кого из тех, кого обольщают Мун и его последователи. Преп . Хайсел Тэйлор, бывший преподаватель семинарии в г. Эванстон, ездил за счет Церкви Объединения в Израиль и Корею и по-прежнему носит подаренные Муном золотые часы стоимостью в 12 тыс. долларов. Он говорит, что в частном порядке предостерегал руководителей Церкви Объединения от попыток завоевать расположение чернокожих при помощи «дешевых безделушек», которые сыграли тревожно большую роль в становлении ACL С. «Я думаю, это не те слова, которые они хотели бы услышать, но я лично предупредил лидеров Объединения, что они наносят вред моим прихожанам и нашим общинам». Однако Тэйлор продолжает участвовать в оплаченных Муном заграничных поездках, потому что, как он говорит, разделяет некоторые идеи и цели Муна.
Другие афроамериканские пасторы потрясены тем, что их братья общаются с Муном и принимают его «антихристианское» богословие. « Да что там происходит ? Вынести крест из церкви ? Я просто не понимаю людей, которые так поступили бы», — сказал епископ Очи Букер, глава Церкви Бога во Христе в штате Иллинойс. Буккер сказал, что его уговаривали присоединиться к ACLC , но не объясняли, что эта организация имеет отношение к Муну. Его подозрение вызвало то, что, когда он настойчиво потребовал у представителей Муна документов с изложением их вероучения, они отказались таковые предоставить. «Один из них как-то заявил мне, что „мы согласны со всеми религиями“», — вспоминает Букер. — «Я не могу с этим согласиться. Нельзя соглашаться со всеми религиями и быть правым. Нужно во что-то верить».