Епископ СПД и президент кола подружились с евангелическим пастором
Спросите епископа СПД Джона Зарбока, какие ассоциации возникали у него прежде со словами «евангелические христиане». Ответ будет прост: конечно, демонстранты с плакатами на Храмовой площади в Солт-Лейк Сити, орущие на прохожих. Так что Зарбок очень удивился, когда в 2004 году получил от преп. Трэвиса Митчелла из поместной церкви города Сэнди-Ридж письмо с предложением установить «позитивные взаимоотношения».
«Я не колебался», — говорит он, — «но мне было интересно, как все получится».
Вот уже два года каждые полтора месяца Митчелл, Зарбок и президент кола Сэнди-Кресцент Лорин Пью встречаются в отдельном кабинете местного ресторана. Зарбок до сих пор так и не побывал в церкви Митчелла, но это не мешает их дружбе. Пью говорит, что споры о том, кому оплачивать счет, — самый серьезный повод для разногласий в их компании.
Они рассказывают
друг другу о семьях и обмениваются игривыми колкостями. Зарбок и Пью в шутку
интересуются, как Митчеллу удалось заполучить такую красивую жену. Митчелл,
в свою очередь, говорит, что позволяет Зарбоку обыграть себя в гольф лишь потому,
что иначе «тот заплачет». Зарбок острит, что, проиграв партию, Митчелл теперь
вынужден «признать истинность церкви мормонов».
«Что мне нравится в Джоне и Лорине, так это их попытки меня обратить. Если бы
они не пытались, я бы обиделся», — говорит Митчелл и признается, что в университете
сам смотрел на мормонов как на «объекты».
По самой своей сути эти люди посвятили себя тому, чтобы убеждать других людей в истинности своей точки зрения. И когда дело доходит до богословия, они хорошо понимают, что разделяет их, и с жаром обсуждают эти моменты. Природа Бога, роль Христа, представления о благодати, откровении и источнике авторитета. Эти друзья собираются не просто для того, чтобы убить время.
«Я не думаю, что Трэвис оставил мысль переубедить нас», — говорит Пью.
«А мы не оставили мысль переубедить его», — вставляет Зарбок.
Однако они говорят, что их цель — не столько обратить друг друга, сколько научиться уважать и понимать друг друга. Им понравилась такая возможность задавать вопросы и узнавать, во что и почему верит другой человек. И они осознали и оценили то общее, что у них есть. Например, они полностью единодушны в представлениях о семейных ценностях, о нравственных принципах, о святости жизни, о недопустимости порнографии и важности служения обществу. По их словам, возможность укрепляться в этих общих убеждениях — особенно в современном обществе — важнее, нежели различия во мнениях.
Пью допускает, что некоторые мормоны не одобряют их встреч с христианским пастором и беспокоятся, что они с Зарбоком «предают истину». Но, по его словам, он перестал волноваться на этот счет, когда услышал от Митчелла: «Такова цена лидерства. Некоторые неизбежно почувствуют себя неуютно».
Однако общение имеет и свои выгоды, говорит Зарбок. Теперь, встречаясь с человеком, не принадлежащим к церкви СПД, он может просто сказать: «У меня есть хороший друг, он христианский пастор», — и двери открываются.
Друзья говорят, что сложившиеся между ними отношения уже повлияли не только на них самих. Их общины уже участвовали в совместных общественных проектах. Бок о бок мормоны и христиане ходили по домам, собирали продукты и пожертвования для бездомных. Во время городского субботника, который состоится через несколько недель, прихожане Митчелла встретятся с общиной Зарбока за завтраком, а потом вместе отправятся убирать улицы.
«Мы хотим создать образец взаимоотношений», — говорит Митчелл. — «Я очень ценю нашу дружбу и буду тронут, если наши усилия на кого-то повлияют».
«Возможно, лет через пять», — говорит он с улыбкой, — «это станет обычным делом».