Мормонская энциклопедия: «Писания сообщают, почему человек был сотворен, но не говорят нам, каким образом»
Адам или обезьяна? Этот вопрос неизбежно встает, когда разговор заходит об эволюции. И, естественно, он возник во вторник в колледже Юта-Вэлли во время обсуждения новой книге, посвященной взглядам церкви СПД на теорию эволюции.
Дуэйн Джеффери, профессор биологии из Университета им. Бригама Янга, и Уильям Эвенсон, администратор и профессор физики из колледжа Юта-Вэлли, которые в соавторстве написали книгу под названием «Мормонизм и эволюция: авторитетные заявления СПД», говорят, что позиция церкви по вопросу об эволюции совершенно очевидна: у церкви нет никакой позиции.
«Когда смотришь на все, что церковь сказала по этому вопросу, в контексте, становится понятна, что церковь ни разу не сделала твердого заявления о том, что эволюция несовместима с религией», — говорит Эвенсон, который в течение 34 лет работал администратором и преподавателем в Университете им. Бригама Янга, прежде чем ушел на пенсию и занял свою нынешнюю должность в колледже.
Джозеф Ф. Смит (1838-1918), шестой президент СПД |
123-страничная книга, написанная двумя учеными и изданная компанией Greg Kofford Books из Солт-Лейк Сити, только начинает появляться на полках местных книжных магазинов. Она очень вовремя вышла в свет, поскольку как раз на этой неделе Законодательное собрание отклонило законопроект, обязывающий преподавателей государственных учебных заведений штата Юта говорить учащимся, что эволюция — это не факт.
Проблема, как утверждают
профессоры, заключается в том, что многие святые последних дней имеют неверное
представление о позиции своей церкви, зачастую критикуя Чарльза Дарвина на основании
вырванных из контекста слов руководства церкви. Эвенсон и Джеффери — которые
считают, что у теории Дарвина нет недостатка в подтверждениях, — принимают в
расчет лишь авторитетные заявления церкви.
Наиболее весомыми являются три официальных заявления, сделанные Первым Председательством:
первое — в 1909 году при президенте Джозефе Ф. Смите, второе — в рождественском
послании 1910 года, и третье — в 1925 году при президенте Хебере Дж. Гранте.
Важным источником является и изданная в 1992 году «Энциклопедия мормонизма»
(Encyclopedia of Mormonism), в которой статья об эволюции включает
в себя выдержки из протокола заседания Первого Председательства в 1931 году.
Джеффери говорит, что заявление 1909 года, хотя и не отвергает эволюцию прямо, явно направлено против теории Дарвина. По его же словам, заявление 1925 года повторяет предыдущее, но не содержит высказываний против теории эволюции.
Хебер Дж. Грант (1856-1945), седьмой президент СПД |
Статья из «Энциклопедии», написанная Эвенсоном и одобренная руководством церкви, гласит: «Писания сообщают, почему человек был сотворен, но не говорят нам, каким образом». Далее в статье цитируются указания, данные в 1931 году Первым Председательством генеральным властям церкви: «Оставьте геологию, биологию, археологию и антропологию, которые не имеют отношения к спасению душ человеческих, ученым».
Рекс Ли (1935-1996), Генеральный Прокурор США (1981-1985), 10-й президент Университета им. Бригама Янга (1989-1995) |
Эвенсон и Джеффери подкрепляют свои слова перечнем других документов, одобренных или изданных Первым Председательством, а также письменных заявлений президентов церкви, опубликованных за их подписью. К примеру, передовица в церковном журнале Juvenile Instructor за 1911 год, написанная президентом Джозефом Ф. Смитом. «Церковь сама по себе не имеет никакой философии относительно modus operandi, к которому прибег Господь при сотворении мира», — писал Смит, который лично был против идеи эволюции.
Идея новой книги родилась в 1992 году, когда президент Университета им. Бригама Янга Рекс Ли устал отвечать на вопросы студентов об эволюции и распорядился составить пакет документов, информирующий студентов об официальной позиции церкви. Джеффери и Эвенсон участвовали в составлении этого пакета, который, по сути, и воспроизводится в их книге с добавлением некоторых пояснений, чтобы поставить факты в контекст.
Джеффери говорит, что многие антинаучные взгляды членов церкви восходят либо к заявлению 1909 года, либо к книге Джозефа Филдинга Смита «Человек: его происхождение и судьба», написанной в 1954 году. Слишком многие мормоны, по его словам, не имеют понятия о других заявлениях. «Наша книга рассказывает остальную часть истории».