Ульф Экман и католические тенденции в «Livets Ord» и «Слово Жизни Интернэшнл». Критика синкретического экуменизма с протестантской точки зрения. Часть первая
Ульф Экман |
С момента публикации в феврале этого года статьи "Шведский центр "Livets Ord": конфликт в Донецке и проблемы в отношениях с национальными церквями" произошел ряд событий, которые позволяют по-новому взглянуть на принципы деятельности центра "Livets Ord" ("Слово жизни") и аффилированных с ним организаций, на экуменизм Ульфа Экмана и его отношения с протестантскими церквями на постсоветском пространстве.
Немного истории
Библейский центр "Livets Ord" был основан в 1983 году Ульфом Экманом в г. Упсала (Швеция). По своей организационно-правовой форме центр является фондом, что до последнего времени позволяло У. Экману практически единолично контролировать центр со всеми его структурными подразделениями (община, библейская школа, миссия и т.д.). В этом контексте следует отметить, что для большинства шведских протестантов (баптистов, пятидесятников и др.), в отличие от центра "Livets Ord", характерной является коллективная форма управления церковными структурами.
Во второй половине 1980-х годов "Livets Ord" начал свою деятельность на территории Советского Союза. В начале 1990-х основными "опорными пунктами" шведского центра на постсоветском пространстве были города Тарту (Эстония), Санкт-Петербург и Абакан (РФ). Немного позднее "Livets Ord" укрепил свои позиции в России, переместив свою управленческую базу в Москву.
В середине 1990-х годов в Москве была создана Ассоциация церквей христиан веры евангельской "Церкви веры" во главе с Ульфом Экманом. В дальнейшем эта организация, в связи с изменением законодательства РФ о свободе вероисповедания, вошла в состав Российского объединённого союза христиан веры евангельской (пятидесятников), сокращенно – РОСХВЕ (начальствующий епископ – Сергей Ряховский). В настоящее время Ассоциацией руководит представитель (миссионер) "Livets Ord" в России Маттс-Ола Исхоел, который имеет норвежское гражданство. Он также является президентом Библейского центра "Слово жизни" г. Москвы и возглавляет Духовный совет РОСХВЕ. Фактически Маттс-Ола Исхоел является куратором от шведского центра "Livets Ord" на постсоветском пространстве.
Маттс-Ола Исхоел |
В начале 2000-х годов Ульф Экман и "Livets Ord" стали продвигать и частично реализовывать идею создания библейских центров (своеобразных "опорных пунктов") в ряде городов России, Украины, Армении, Азербайджана, Индии и Израиля. Это сопровождалось построением жесткой вертикали власти, связанной с усилением влияния на управленческие процессы в указанных библейских центрах, а через них – в поместных общинах.
В марте 2012 году на первом международном конгрессе "Слово жизни" в Ефесе (Турция) было провозглашено создание организации "Слово Жизни Интернэшнл" (другое название – Международная организация "Слово Жизни", сокращенно – МОСЖ). Формальными основателями этой международной организации стали библейские центры из ряда постсоветских республик, но ключевая роль в её управлении была закреплена за шведским центром "Livets Ord" во главе с Ульфом Экманом.
На этом же конгрессе Ульф Экман огласил так называемое ДНК "Слово жизни", которое стало идеологической основой этого движения. В мае 2012 года был принят устав "Слово Жизни Интернэшнл" (МОСЖ). При этом следует заметить, что существуют документальные подтверждения того, что организация "Слово Жизни Интернэшнл", которую якобы создали в Ефесе, уже существовала минимум два года до этого конгресса.
Иоаким Люндквист |
В конце мая прошлого года у Ульфа Экмана возникли проблемы со здоровьем: он сам называет это приступом, связанным с переутомлением. Следствием стала передача им правлению фонда части полномочий по руководству "Livets Ord". В марте 2013 года на собрании в своей общине Ульф Экман заявил о том, что с 1 июня 2013 года полномочия пастора библейского центра в г. Упсала перейдут к Иоакиму Люндквисту, а сам Экман останется президентом "Слово Жизни Интернэшнл" (что не предусмотрено уставом), будет заниматься теологией и написанием книг.
Ульф Экман и католицизм
Интерес Ульфа Экмана к католицизму существует достаточно давно, но более явно он начал проявляться во время его временного проживания в Иерусалиме (Израиль) в начале 2000-х годов: посещение католических монастырей и храмов, участие в богослужениях, литургиях, контакты с представителями Римско-католической церкви стимулировали этот интерес.
Возвратившись в Упсалу, Ульф Экман активизировал свои контакты с представителями Католической церкви в Швеции и Ватикане. Наряду с этим, в шведском центре "Livets Ord" постепенно начали внедряться внешние элементы служения, стилизованные под католицизм. В проповедях стали больше акцентировать внимание на "единстве" христиан разных конфессий, на Деве Марии, на Причастии в близком к католическому учению понимании и прочее. В церковном магазине "Livets Ord" появились распятия, кресты, иконы, статуэтки Девы Марии и другие религиозные атрибуты, несвойственные евангельскому христианству. Такого рода тенденции, вызванные потерей конфессиональной идентичности и религиозным синкретизмом, привели к оттоку части прихожан из общины "Livets Ord" в Упсале, а также из церквей движения "Слово Жизни Интернешнл" в других городах.
С 2008-го по 2013 год Ульф Экман организовал несколько поездок в Рим для пасторов харизматическо-пятидесятнических церквей из постсоветского пространства. Последняя такая поездка состоялась в апреле этого года под названием "Римские каникулы", в ней приняли участие несколько десятков российских пасторов. Во время поездок в Рим пасторам, помимо туристско-экскурсионных маршрутов, предлагалось знакомство с историей и традициями Католической церкви,а также с официальными лицами Ватикана. Программа поездки включала встречи с представителями Папского совета по содействию христианскому единству, лекции католических священников, встречи с харизматическими католиками и участие в их богослужениях.
После первой такой поездки в ноябре 2008 года в журнале "Харизма" вышла критическая статья по поводу того, что Ульф Экман хочет объединить протестантов "под Папой Римским". Ответными заявлениями Ульф Экман и его московский представитель Маттс-Ола Исхоел попытались опровергнуть содержавшуюся в журнале "Харизма" критику. Они пояснили тесные контакты с Ватиканом стремлением христиан к единству в Теле Христовом, знакомством с различными христианскими традициями и опытом, историей вселенской Церкви и т.д. Однако дальнейшее развитие событий показывает, что замечания в адрес Ульфа Экмана по поводу его "увлечения" католицизмом имеют под собой основания.
Последние годы Ульф Экман и представители шведского центра "Livets Ord" проводят активную информационную кампанию в социальных сетях по популяризации икон, распятий, католических обрядов, богослужений и святых мест. Даже в принадлежащем "Livets Ord" здании в поселке Ribbingeback возле Упсалы можно заметить иконы на стенах, в углу потолка большое распятие Христа с нимбом на голове и свечи под ним – в такой атмосфере Ульф Экман и его помощники обучают пасторов поместных общин. На официальном сайте комплекса Ribbingeback, созданном "Livets Ord" в рекламных целях для поиска арендаторов, указано: "Большой деревянный резной крест дает вам переживание близости к Богу".
Сам Экман до возникновения проблем со здоровьем часто посещал Рим и присутствовал в Ватикане на мессах понтифика, принимал участие в различных конференциях, совещаниях и встречах, организованных католиками. Также очевиден крен в сторону католицизма в богословии и доктринах, которые Ульф Экман стал популяризировать в своих проповедях и публичных лекциях, вызвав широкий резонанс среди пасторов и теологов в самой Швеции, о чем в последние годы неоднократно сообщала авторитетная шведская газета "Dagen".
После того, как возникли проблемы со здоровьем, Ульф Экман стал чаще посещать католические монастыри, принимать участие в службах и литургиях Католической церкви. Подобными поступками он и его окружение мало-помалу, незаметно внедряли элементы католицизма в умы своих последователей, смешивая различные конфессиональные традиции. Итогом этого стало создание "церковной организации", ориентированной на Римского понтифика, о чем сам Ульф Экман прямо намекает в своей статье "Епископство, единство и будущее" (журнал "ММ", 1/2013, сс. 12-15).
Конечно же, нет ничего предосудительного в том, чтобы посещать Рим, места, связанные с историей Христианства, а также иметь встречи с официальными лицами Католической церкви. Наоборот, это полезно в контексте знакомства с историей Церкви, различными христианскими традициями, развитием межхристианского диалога и сотрудничества в сфере защиты моральных ценностей в обществе.
Однако проблемы возникают тогда, когда лидерская позиция и доверие верующих используются, чтобы "за спиной" у пасторов поместных общин и их прихожан о чем-то договариваться в угоду собственным интересам для реализации проектов по изменению религиозной идентичности и практики церковных общин по принципу "мало-помалу" с извлечением определенных политико-религиозных и экономических выгод. Но такой подход едва ли будет содействовать укреплению доверия и дальнейшему развитию межхристианского диалога и сотрудничества между католиками, протестантами и православными, поскольку единства Христианства нельзя добиться нехристианскими методами.