Жители Салема, познакомьтесь с вашими новыми соседями
Когда в пятницу Сатанинский храм официально открылся, Салем стал местом расположения международной штаб-квартиры сатанизма. Однако увидеть у входа толпу протестующих с вилами и факелами маловероятно, потому что дышащее огнем и серой богословие пуритан, некогда составлявших население Салема, уступило место принципу «живи сам и дай жить другим», которым руководствуются нынешние его жители.
На расстоянии меньше мили от Гэллоуз-Хилл — печально известному месту, где деревенские жители в 1890-х годах предали казни более десятка человек, обвиненных в колдовстве, — викторианский дом 1882 года на улице Bridge Street станет первой реальной штаб-квартирой Сатанинского храма, заявил представитель организации Люсьей Гривз.
Дом, в котором откроется Сатанинский храм |
«История Салема также является частью истории сатанизма, — сказал Гривз. — [Салем] представляется мне очень подходящим местом для этого» храма.
Здание Сатанинского храма, которое официально считается художественной галереей, предложит публике выставки произведений искусства, лекции и просмотры фильмов, сказал Гривз, житель Кембриджа. Тех, кто ожидает увидеть там демонические сцены, представленные в фильме Романа Поланского «Ребенок Розмари» (1968), скорее всего, ждет разочарование.
Вот уже несколько сотен лет широкие слои американского общества неправильно понимают сатанизм, говорит Гривз. Сатанисты не поклоняются ни антихристу, ни какому-либо иному божеству. Напротив, сатанизм проповедует независимое мышление, стремится понять мир при помощи основанной на фактах науки и рассматривает сатану как литературный образ вечной борьбы против авторитарной власти.
В настоящий момент Сатанинский храм насчитывает примерно 40 тыс. членов по всей стране, говорит Гривз. Его филиалы провели целый ряд кампаний в поддержку таких принципов, как разделение церкви и государства и свобода слова.
Люсьен Гривз |
В г. Оклахома-сити члены Сатанинского храма спровоцировали скандал, когда безуспешно пытались пролоббировать установку статуи Бафомета (крылатой фигуры с головой козла и телом человека) рядом с памятником Десяти Заповедям на территории Капитолия штата. Памятник Десяти заповедям в прошлом году демонтировали, поскольку Верховный Суд штата постановил, что религиозная скульптура не может быть установлена на земле, принадлежащей правительству.
До сих пор жителей и предпринимателей г. Салем, похоже, не волновала перспектива добавить сатанистов к разношерстному обществу виккан, чернокнижников и целого спектра нетрадиционных вероучений, обитающих в Городе Ведьм. «К нам поступило в общей сложности четыре телефонных звонка» по поводу нового храма, заявил в понедельник Доминик Пангалло, глава администрации мэра Салема Кимберли Дрисколл. «Звонивший просто выражали озабоченность или высказывали свои возражения».
Один из вопросов, который в настоящий момент рассматривают городские власти, заключается в том, будет ли новый храм функционировать не только как музей, но и как место собраний, поскольку это может противоречить существующей городской планировке, заявил Пангалло.
Роберт Лиани-младший, владелец кафе-кондитерской по соседству, до прошлой неделе понятия не имел, что в здание, которое ранее занимала страховая компания, и которое еще раньше долгое время служило залом для отпевания усопших, въезжает Сатанинский храм. Лиани, организатор соревнований между местными бизнесменами на лучшее благоустройство территории, сомневается, что сатанисты столкнутся с серьезным сопротивлением. «Лично для меня это не самое желанное соседство, — сказал Лиани. — Я был несколько удивлен, но посмотрим, какого рода искусство они там будут выставлять».
Здание Сатанинского храма с новенькими решетками на окнах и видеокамерами наблюдения по периметру для защиты от вандалов откроется в октябре, когда в Салем на Хэллоуин стекается примерно 250 тыс. туристов. Гривза не заботит отношение публики, он надеется, что приток туристов обеспечит высокую посещаемость храма. Что касается местных жителей, то все, кто питает сомнения или страхи, рано или поздно зайдут полюбопытствовать.
«Мы не ходим по домам с проповедями, — говорит Гривз. — Мы не хотим провоцировать никаких беспорядков среди жителей Салема».