Божий банк: запасая сокровища на земле
Деннис Леонард |
Епископ Деннис Леонард называет это шагом веры. Стоя на сцене в лучах прожекторов, пастор объявляет прихожанам христианского центра «Херитедж» («Наследие»), что если они отдадут церкви 10% своего дохода, Бог благословит их семьи на много поколений вперед. Нужно лишь немного потерпеть, говорит Леонард, и примерно через 90 дней все изменится.
Новый дом, новый бизнес, деньги на учебу… Бог поможет вам получить все это, говорит Леонард. Пожертвования можно сделать наличными, кредиткой или банковским чеком, объясняет он. В фойе христианского центра, рядом с неоновым крестом, на котором написано «Иисус спасает», стоит банкомат.
Это типичный пример евангелия преуспевания — веры в том, что уже в этой жизни Бог вознаградит верных жертвователей финансовым благополучием. Это учение существует уже почти сто лет, но подлинного расцвета достигло усилиями нынешних телепроповедников. Известные проповедники — от Джоела Остина до Джойс Майер — в том или ином виде проповедуют евангелие преуспевания.
Другие богословы и пасторы, в том числе известный писатель Рика Уоррена, автор книги «Целеустремленная жизнь», называют это учение ложным. «Подобные проповеди оказывают сильное воздействие на малоимущих, не сумевших реализовать американскую мечту», — говорит преп. Клео ЛаРю, преподаватель гомилетики в Принстонской богословской семинарии. — «Я знаю пасторов, которые гвоорят: „Когда я проповедую о благословениях, я собираю толпы. Я не хочу говорить обо всем этом богословии“».
Многие пасторы говорят о пожертвованиях неохотно, но Леонард постоянно уделяет по 10 минут кажлуб неделю, чтобы напомнить о Божьей заповеди относительно десятины. «Возможно, сегодня Вы находитесь в низине, ваша жизнь невыносима», — говорил он на одной из проповедей в конце 2005 года. — «Но помните, что долина сменяется горной вершиной, и за испытанием следует свидетельство. Вы не можете получить „денежку“ без „испытания“. Вы е можете получить деньги, если сначала не дадите десятину и пожертвования».
Бывшая прихожанка центра «Херитедж» Джуди Пир верно платила десятину, даже в тяжелые времена, но вместо благословения их с мужем ждало несчастье: мужа уволили с работы. Однако супруги не утратили веру, они откладывали по 10% от пособия по безработице и питались кусками пиццы и куриных ножек, остающимися после церковных вечеринок. «Это изменило наши приоритеты», — говорит Пир. — «Это были не наши деньги, а Божьи. Все, что у нас есть, — это Божий дар. Пока мы живем здесь, на земле, мы получаем все, что у нас есть, в долг. Этот шаг веры сильно изменил нас и сблизил нас как никогда раньше».
Но другие люди рассказывают о более печальных результатах постоянных призывов жертвовать, обращенных к членам церкви, многие из которых имеют небольшой или средний достаток. Церковь начала благотворительную программу, чтобы помочь малоимущим плательщикам десятины с платой за жилье и коммунальные услуги, но через год программу свернули, потому что она истощала церковные ресурсы, рассказывает бывший руководитель испаноязычного служения пастор Джоел Морено: «Ко мне подходили люди, которые рассказывали, что они молились и отдавали десятину, потому что об этом их просил Леонард. А потом у них отключили электричество, и они увидели, что церковь от них отвернулась».
Лори Рэндольф, бывший сотрудник молодежного служения, говорит, что благословение получить, конечно, хотелось бы, но она сомневается в том, что Богу нужны ее деньги, если после этого она окажется на улице. «Бог не ставит нам условий», — говорит она. — «Не ставит. Я не спорю с тем, что есть какие-то основополагающие вещи, которым тебе нужно делать. Но Бог не действует по формуле, согласно которой, если я что-то дам Богу, я получу что-то взамен».
Крейг Бломберг |
В своей книге «Ключи к финансовой свободе: стратегия жизни без долгов» (Keys to Financial Freedom: Strategies for Debt — Free Living) Лернард называет десятину «первым и главным ключом, который открывает Божьи благословения» и ссылается на Давида и Соломона как на пример богатых героев Библии. Поскольку деньги принадлежат Богу, говорит он, не платить десятину значит «воровать у Бога».
Крейг Бломберг, профессор Нового Завета из Денверской семинарии, говорит, что десятина — это действительно библейский принцип, однако Леонард и другие проповедники преуспевания вырывают это принцип из контекста, когда обещают людям материальное вознаграждение. Большинство ветхозаветных обетований процветания относятся не к конкретным людям, а к Израилю, послушание которого должно быть вознаграждено миром, покоем и материальным благословением в земле Ханаанской. «Даже в Ветхом Завете, возьмите, к примеру, книгу Притчей, есть множество текстов о благочестивых нищих и неправедных богачах», — говорит он.
В одном интервью Леонард признал, что не все получают желаемый прорыв в обмен на десятину. В прошлое воскресенье он сказал своим прихожанам, что они не обязаны давать десятину, и что церковь в любом случае будет им помогать. Леонард говорит, что он достиг успеха, но не считает себя живым примером того, что может сделать десятина. Он оправдывает это учение тем, что оно есть в Библии.
Но даже в этом случае, если верить словам Треллеса Стептера, который в 2004 году ушел из совета старейшин церкви, лишь 20% прихожан «Херитедж» платят десятину.
В своей последней книге «Счастье важно» (Happiness Matters) Леонард рассказывает, как он попросил своих прихожан назвать два главных греха в их жизни. Большинство назвали грехи на почве секса и неуплату десятины .