Бывшие члены религиозной секты рассказывают о безбожном насилии
Со всех концов земли они стекались в этот крохотный городок у подножия гор Блю-Ридж-Маунтайнс, привлеченные обещаниями внутреннего мира и вечной жизни. И многие рассказывают, что вместо этого они нашли годы ужаса, оправдываемого именем Божьим. Как по-отдельности рассказали агентству Ассошиэйтед Пресс 43 бывших прихожанина Общины Слова Веры, их регулярно били, хлестали по щекам, душили, зажимали дверями, швыряли об стены — все это с целью «очистить» грешников путем выколачивания бесов.
По некоторым сведениям, в числе жертв насилия были дети и младенцы, даже плачущие дети, на которых кричали и которых сильно трясли, даже били, чтобы изгнать бесов.
«За эти годы я столько раз видел, как людей избивали. Маленьких детей били по лицу, называли сатанистами», — говорит Катерина Фетаху, которая провела в общине почти 17 лет.
Слово Веры также подвергало своих членов ритуалу, который они называли «продувкой», — оглушающе-громкой словесной атаке, которая часто длилась часами, с целью изгнания бесов.
В рамках проведенного журналистского расследования агентство Ассошиэйтед Пресс изучило сотни страниц полицейских рапортов, судебных документов и бумаг агентств по опеке, а также прослушало многочасовые записи разговоров с Джейн Уэйли, авторитарного лидера общины, тайно сделанные верующими. Кроме того, агентство потратило больше года на розыски десятков бывших учеников, рассеявшихся по миру после ухода из общины.
Джейн Уэйли |
Опрошенные — большинство из них с детство принадлежало к общине — говорят, что руководство Слова Веры много десятилетий прибегало к обману, чтобы помешать расследованиям, проводимым силовыми структурами и социальными службами, и помимо прочего подговаривало юных жертв и их родителей лгать. По их словам, членам общины было запрещено обращаться с телесными повреждениями — порезами, растяжениями и трещинами в ребрах — к сторонним врачам. Некоторые бывшие последователи говорят, что были случаи сексуальных домогательств, в том числе в отношении малолетних.
Бывшие члены общины говорят, что заговорили об этом сейчас из чувства вины, что они не сделали больше, чтобы помешать насилию, и из опасения за жизнь и здоровья детей, которые все еще остаются в общине, — по некоторым данным, их насчитывается около сотни.
В прошлом Уэйли категорически отрицала, что она сама или кто-либо еще из руководителей церкви совершал насильственные действия в отношении членов Слова Веры, и утверждала, что на любые церковные наказания распространяются принципы свободы вероисповедания, зафиксированные в 1-й Поправке к Конституции США. Она и юрисконсульт общины Джош Фармер неоднократно отвергали просьбы дать интервью, чтобы ответить на недавние обвинения десятков бывших членов общины.
Бывшие члены общины говорят, что насилие в ней присутствовало всегда: малолетних забирали у родителей и помещали в дома служителей, где детей избивали, где на них кричали, и в некоторых случаях разлучали с родителями на десять лет.
В течение нескольких лет мужчин, которых считали худшими из грешников, держали в четырехкомнатном помещении бывшего склада в т. н. «Нижнем здании». Их разлучали с семьями на срок до года, они никогда не знали, когда их выпустят, и подвергались особенно жестоким и длительным избиениям. Об этом рассказали как минимум двенадцать опрошенных.
Учителя в принадлежащей общине 12-летней школе подстрекали учеников избивать одноклассников за рассеянность, усмешки и тому подобное поведение, которое, по словам руководства общины, свидетельствовало о бесовской одержимости.
«Кричать и визжать на бесов было недостаточно. Нужно было в буквальном смысле выколачивать бесов из людей», — говорит 61-летний Рик Купер, ветеран американского военного флота, который провел в общине 20 лет и вырастил там 9 детей.
С начала 1990-х силовые структуры, социальные службы и новостные СМИ изучали деятельность Общины Слова Веры, но без особых успехов — в основном, потому, что верующие отказывались сотрудничать.
Некоторые бывшие члены объясняют свое многолетнее молчание богословскими причинами: Уэйли часто предупреждала, что Бог поразит их глухотой, если они предадут ее или общину.
Община Слова Веры была основана в 1979 году Уэйли, молодой бывшей учительницей математики, и ее мужем Сэмом, в прошлом торговцем подержанными машинами. Они оба числятся пасторами, однако все опрошенные заявили, что именно Джейн Уэйли — пылкая 77-летняя «харизматическая» проповедница — железной рукой управляет своей паствой и время от времени лично участвует в избиениях. У нее есть множество строгих правил, с помощью которых она контролирует жизнь своих последователей, — в том числе по поводу того, могут ли они вступать в брак и вступать в детей. Одно из главных правил: никто не жалуется на нее и не ставит под сомнение ее авторитет. Нарушение этого правила, по словам большинства опрошенных, часто становится причиной унизительных обличений с кафедры или, хуже того, физического наказания.
Под руководством Джейн Уэйли Община Слова Веры выросла из горстки верующих в секту, насчитывающую 750 человек, проживающих на территории площадью 14 га, которая окружена плотной лесопосадкой и хорошо охраняется. Кроме того, у группы есть около 2000 последователей в Бразилии, Гане и других странах.
Участников международных библейских семинаров, которые церковь организовывала дважды в год, призывали переехать в Спиндейл — общину с населением 4300 человек, расположенную между городами Шарлотт и Эшвилл. Только продав свои дома и поселившись в Северной Каролине, члены церкви знакомились с «темной стороной» общины. Но к тому моменту они уже были оторваны от семьи и друзей и считали Уэйли пророчицей, а потому боялись и заговорить, и уехать.
Учитывая, что Уэйли имеет репутацию человека, мстящего тем, кого она считает предателями, бывшие члены надеются на то, что вместе они будут сильнее и в большей безопасности. «Большую часть своей жизни я провел в страхе. Я больше не боюсь», — говорит Джон Купер, один из сыновей Рика Купера.
Однако многие бывшие члены общины говорят, что память и ночные кошмары со временем не ослабевают, и они живут в постоянном страхе за родственников, которые все еще остаются в церкви.
Даниэль Кордес, которой уже 22 года, говорит, что после того, как она провела три четверти жизни в мире Уэйли, у нее в душе остались глубокие психологические шрамы. Три года назад, в последний раз, когда она попыталась навестить родителей у них дома, отец без слов захлопнул дверь у нее перед носом. До сих пор, когда она звонит родным, те вешают трубку. «Мне нужна семья, а ее больше нет», — говорит она.
Говорит Рик Купер: «Ты отрезан от всех в мире. Церковь и Джейн — это все, что ты знаешь. Ты считаешь ее пророком, линией связи с Богом. Так что ты стоишь и смотришь, как она разрывает твою семью на части. Я не знаю, как можно это пережить».