Пять способов, которыми евангелие преуспевания наносит вред Африке
Дж. Ли Грейди |
Я не африканец, но в 2008 году мои нигерийские друзья дали мне имя на языке йоруба («Akinwale»), потому что я очень часто бывал в этой стране. Мои приезды туда, а равно и поездки в Уганду, Кению, Малави, Южную Африку и Египет, породили в моем сердце горячую любовь к Африке. Приезд в этом году моего внука из Эфиопии еще более укрепил эту связь.
Меня часто просят описать, как Бог сегодня действует в Африке. Поскольку я оптимист, обычно я рассказываю о больших церквях, о горячем поклонении и о сильном духовном голоде, которые отличают африканское христианство. Однако есть и темная сторона, и, думаю, пришло время поговорить об одной из самых больших опасностей, которые угрожают вере на этом континенте.
Я говорю о евангелии преуспевания. Конечно, я знаю, что причесанная версия этого учения проповедуется и в Соединенных Штатах — и я знаю, что именно мы экспортировали его в другие страны. Я не пытаюсь преуменьшить вред, который учение о преуспевании нанесло моей собственной стране. Однако я видел, как некоторые африканские христиане доводят это сконцентрированное на деньгах учение до новых и даже более опасных крайностей.
Вот пять причин, почему учение о преуспевании сегодня наносит вред Африканскому континенту:
1. Оно перемешано с оккультизмом. Прежде чем в Нигерию пришло христианство, люди ходили к колдунам-целителям и приносили в жертву коз и коров, чтобы достичь преуспевания. Они совершали жертвенные возлияния, чтобы боги услышали их молитвы. Сегодня они продолжают делать похожие вещи, только на смену языческим жрецам пришел пастор на «Мерседесе». Я знаю одного пастора, который, пытаясь обрести расположение Бога, заживо похоронил под полом своей церкви животное. Другой пастор просил своих прихожан принести в церковь бутылки с песком, чтобы он их освятил; потом он велел людям разбросать освященный песок по своим домам, чтобы привести туда благословения. Людям, которые идут за этими шарлатанами, постоянно напоминают, что обещанный им поток благословений не произойдет, если они не будут давать большие пожертвования.
2. Оно разжигает жадность. Любой человек, который знает Христа, рано или поздно познает радость даяния. Однако евангелие преуспевания учит людей получать, а не отдавать. По сути своей, это эгоистичная и материалистичная вера, покрытая тонким налетом христианства. Членов церкви постоянно побуждают сеять финансовые семена, чтобы пожать благосостояние. Проповедники хвалятся тем, как много они заплатили за костюмы, туфли, украшения и часы. Они рассказывают своим приверженцам, что духовность измеряется тем, есть ли у человека большой дом и билет первого класса. Когда с кафедры проповедуют жадность, она распространяется по дому Божьему, словно рак.
3. Оно питает гордыню. Эта атмосфера жадности в церквях, проповедующих преуспевание, породила искаженный стиль руководства. Мой кенийский друг Гидеон Туранира, редактор журнала Christian Professional, называет этих людей «церковнопредпринимателями». Они создают церкви не потому, что так стремятся спасать погибающих, а потому что видят пачки долларов, когда заставляют зал креслами. Эгоистичное послание воспитывает самодовольных оппортунистов, которым для счастья нужно уважение, аплодисменты и множество бонусов. При этом опаснее всего самый успешный проповедник преуспевания, потому что он способен убедить толпу, что Иисус умер, чтобы у нас с вами было по «Лексусу».
4. Оно препятствует формированию христианского характера. Проповедь преуспевания — плохая имитация Евангелия, поскольку она не оставляет места для сокрушенности, страдания, смирения или отсрочки. Она предлагает человеку вопреки правилам срезать путь. Проповедники преуспевания обещают немедленные результаты и мгновенный успех; если прорыва не происходит, значит, ты пожертвовал мало денег. Иисус призывает нас отречься от себя и следовать за Ним; проповедники преуспевания призывают нас отречься от Иисуса и последовать своим материалистическим похотям. В руководстве африканских церквей назрел кризис, поскольку очень многие пасторы нацелены на самообогащение. Они не могут пройти процесс ученичества, который требует самоотречения.
Джойс Банда |
5. Оно в действительности обрекает людей на бедность. В настоящий момент деятельность правительства Малави является объектом международной проверки по причине мошенничества, которым занималось высшее руководство страны. Самая печальная сторона этого так называемого «Кэшгейта» заключается в том, что в нем участвовали члены правительства президента Джойс Банда, которые называли себя христианами. Один из них украл миллионы малавийских квач и спрятал награбленное в плюшевого медведя! Сегодня большинство малавийцев живет на 1 доллар в день, в то время как их правители покупают дорогие машины и огромные участки земли на чужие деньги. К сожалению, евангелие преуспевания, проповедуемое в Малави, подталкивает пасторов и руководителей церквей к тому, чтобы идти тем же порочным путем. В результате народ Божий подвергается финансовой эксплуатации.
Когда Иисус описывал лжепророков как волков в овечьих одеждах, Он предупредил нас, чтобы мы исследовали их плоды. В Матфея 7:17 сказано: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». Каковы же плоды проповеди преуспевания?
Во многих частях современной Африки церкви росли быстро, однако африканские страны к югу от Сахары — это единственный в мире регион, где уровень нищеты вырос в последние 25 лет. Итак, статистика показывает, что евангелие преуспевания не приносит преуспевания! Это ложная весть, но я верю, что Бог использует самоотверженных, сокрушенных африканских лидеров, чтобы исправить положение.
Дж. Ли Грэйди