Внутренняя жизнь самой влиятельной южноафриканской церкви
Пастор Сифисо откидывается на спинку удобного кожаного кресла и готовится развенчать ошибочное мнение (как он полагает), что богатый не может войти в небесное царство. «Послушайте, Библия говорит нам, что на небесах улицы вымощены золотом», — говорит он. Из-под обшлагов рубашки молодого пастора поблескивают дорогие украшения. «Где Иисус, там везде золото», — настаивает он.
Подходит к концу наше знакомство с религией в штаб-квартире церкви «Рема» — самой влиятельной церкви в ЮАР, которая стала играть заметную роль в управлении страной после прихода к власти президента Якоба Зумы. По словам прихожан церкви, в числе которых есть самые влиятельные люди страны, это удачное сочетание двух традиционных южноафриканских ценностей: показного потребления и христианства. По словам же критиков , это культ преуспевания .
Расположенная на собственном земельном участке в престижном пригороде Йоханнесбурга, Рэндлбурге, церковь «Рема» может похвастаться огромной автостоянкой, которая каждое воскресенье превращается в подобие салона по продаже роскошных автомобилей. Эта харизматическая организация делает все возможное, чтобы владельцам шикарных авто было удобно, и пастор, облаченный в черную блестящую рубашку с контрастными белыми строчками, с гордостью рассказывает о влиянии своей церкви: «Мы не обычная церковь. Президент приходит спрашивать у нас совета. Мы очень влиятельны и очень активны в социальных вопросах».
К числу последних относятся вопросы абортов, смертной казни и однополых браков, поясняет он в дипломатически обтекаемых выражениях. Растущее влияние «Ремы» все больше тревожит южноафриканских либералов, которые беспокоятся, что харизматы намерены пересмотреть некоторые наиболее прогрессивные моменты в национальной конституции.
Своей привлекательностью церковь «Рема» в значительной мере обязана своему «евангелию преуспевания», которое обещает возможность достижения «успешной жизни» посредством материализма, знакомств и веры и характеризуется показным потреблением и гламурным образом жизни. «Рема» предлагает своим членам возможность установить связи с серьезными деятелями бизнеса, спорта и политики.
Президент Зума |
В реальности «Рема» насчитывает менее 50 тыс. членов, но среди них есть много известных людей. Статус «Ремы» получил подтверждение в прошлом году, когда г-н Зума — единственный из кандидатов в президенты — смог с кафедры обратиться к прихожанам. К церкви присоединилась большая группа парламентариев из правящей партии и завязавшиеся в результате связи, словно лента конвейера, выносили представителей церкви в правящую верхушку.
Главной иконой успеха в церкви «Рема» является Рэй Мак-Коули, жизнь которого больше всего напоминает сюжет бульварного романа. Для этого бывшего вышибалы из йоханнесбургского ночного клуба, который бросил школу, чтобы стать парикмахером, высшим жизненным достижением было третье место в конкурсе «Мистер Вселенная» 1974 года, в котором победил Арнольд Шварценеггер. Сегодня Мак-Коули — религиозный лидер, и его пропитанные материализмом проповеди собирают (за деньги) 40-тысячные аудитории. Бодибилдинг, как он сегодня объясняет в интервью, был для него попыткой справиться со склонностью к обжорству и робостью, которыми он был обязан детству, проведенному в семье отца-игромана и матери-алкоголички.
Рэй Мак-Коули и его жена Зельда |
«Прирожденный рассказчик» (по собственному признанию), пастор Рэй обрел свое истинное призвание в г. Талса, штат Оклахома, в относительно малоизвестной библейской школе. Затем он со своей первой женой Линди вернулся на родину и создал по тому же образцу свою собственную церковь «Рема» в пустующей комнате родительского дома. В прошлом году эта церковь торжественно отметила свое 30-летие, причем празднество посетили поп-звезды, герои спорта и самая скандально известная из жен президента Зумы, Ма Нтули, о безумных тратах которой не раз писала местная пресса.
Лучшим показателем статуса г-на Мак-Коули в новом общественном устройстве Южной Африки является его недавнее назначение главой вновь созданного Национального межрелигиозного лидерского совета (NILC) — организации, призванной консультировать и поддерживать правительство, помимо прочего, в сфере социальных услуг. Руководство
NILC , который неожиданно был создан вместо Южноафриканского совета церквей назвал бывшего «качка» «первосвященником Южной Африки».
Растущее влияние этого проповедника глубоко тревожит интеллектуальную элиту Южной Африки. Жак Руссо, преподаватель Кейптаунского университета и директор Института свободного общества, принадлежит к числу самых горячих критиков г-на Мак-Коули. «Это культ преуспевания», — объясняет он. — «Он внушает вам, что преуспевание и счастье — одно и то же, и что преуспевания можно достичь, если пожертвовать деньги Рэю Мак-Коули».
Руссо, автор нескольких гневных передовиц, изобличающих растущее влияние «Ремы», говорит, что «быстрорастворимые убеждения» этой церкви беспокоят не только атеистов, но и «людей веры». Он ссылается на недавние споры вокруг нового законопроекта о порнографии. Тогда их всех религиозных групп власти поинтересовались мнением только христиан и, прежде всего, членов NILC во главе с Мак-Коули. «Мы живем в бедной стране, и люди ищут решения проблем», — говорит Руссо. По его словам, «Рема» эксплуатирует жителей страны, продавая им «рок-н-ролльную религию» с американским привкусом, в которой нет места «спокойному голосу разума».
Гиет Хоса, представитель церкви, говорит, что, став членом «Ремы», он оставил позади трудную жизнь «в лачуге на окраине», прочно утвердившись в среднем классе. Он говорит, что у его церкви есть право участвовать в общественных дебатах по таким вопросам, как однополые браки и аборты, но отрицает, что она проповедует евангелие преуспевания.
Критики президента Зумы обвиняют его в том, что он пользуется этим движением в своих целях, когда публично просит совета у групп, подобных NILC , и во время президентской кампании делает реверансы в сторону «Ремы».
Еще большее беспокойство вызывает явное слияние этой харизматической церкви с правящей партией. Некоторые видные члены «Ремы», в том числе Карл Нихаус, который был вынужден оставить высокий пост в правительстве из-за обвинений в мошенничестве, выдвинулись из Рэндлбурга на первые роли в партии. Нынешний руководитель президентского офиса по связям с общественностью Вузи Мона проделал тот же путь. Межцерковный совет, возглавляемый Мак-Коули, даже рассылал свои пресс-релизы прямиком из штаб-квартиры правящей партии.
По словам биографа президента Зумы Джереми Гордина, его интерес к христианским церквям носит не религиозный, а политический характер: «Насколько мне известно, президент все еще ездит в леса близ г. Нкандла, чтобы пообщаться со своими предками-зулу», — говорит Гордин.
Однако иметь под рукой дружелюбную нравственную силу, которая может высказываться по общественно значимым вопросам, оказалось полезно. Пастор и президент нашли общий язык где-то в промежутке между своими публичными заявлениями о консервативных нравственных ценностях и своей довольно неприглядной личной жизнью. Пастор Рэй сейчас разводится во второй раз, а г-н Зума намерен жениться в шестой раз.
Когда президент, ведущий открыто полигамную жизнь, оказался в центре скандала в связи с тем, что у него обнаружились внебрачные дети, NILC публично его простил.
В этом месяце пастора Рэя даже пригласили благословить в прямом телевизионном эфире национальную футбольную команду, но во время этого мероприятия он выглядел неважно и сразу по окончании оказался в больнице. Сейчас он выздоравливает после операции на сердце.
Стивен Пиенаар, звездный игрок команды Bafana - Bafana , — еще один завсегдатай собраний «Ремы», перед началом игр кубка мира он был замечен, когда совершал нечто вроде возложения рук на своих товарищей по команде.
Проблемы со здоровьем на время отлучили бывшего бодибилдера, ставшего проповедником, от кафедры в зале на 8 тыс. мест в пригороде Рэндлбург, однако его последователи уже строят планы, как сделать здание к его возвращению еще более эффектным и впечатляющим. Готовится проект перестройки на много миллионов фунтов, и архитекторы из разных стран получили приглашение создать проект здания, которое местная пресса уже обозвала «церковью Оскаров».