Мормонский фольклор дает представление об их уникальной культуре
Как правило, все мормоны знают истории о Трех Нефийцах, Дж. Голдене Кимбалле и мормонских миссионерах вообще — все это часть мормонской фольклорной традиции. Главным специалистом в этой области является Уильям Уилсон, профессор английского языка из Университета штата Юта и Университета им. Бригама Янга. Уилсон написал несколько книг и ряд статей о своих исследованиях в этой области. В одном интервью он сказал, что фольклор представляет особенный интерес тем, что он распространяется устным путем и «помогает понять то, что нам уже известно».
«Большинство людей считает, что обычно фольклор недостоверен», — говорит Уилсон, — «и его нельзя считать серьезным источником информации. Они убеждены, что фольклорные истории — неправда. Но на самом деле они находятся где-то посередине между правдой и вымыслом. Эти истории не возникают на пустом месте».
Самые распространенные истории в мормонском миссионерском фольклоре — о «ритуалах посвящения», говорит Уилсон. «Лесорубы подшучивают над новичками. Миссионеры тоже. Они разыгрывают „молодых“. Когда мы с Джоном Харрисом собирали истории, вернувшиеся с миссии молодые люди с охотой рассказывали их — за исключением одного миссионера, который сказал, что никогда не слышал подобных рассказов и никогда не проходил через обряд посвящения. Потом он понял, что никогда не „вписывался“ в общество других миссионеров, возможно, именно потому, что не прошел посвящения. Все просто: вы каким-то образом издеваетесь над новичком, и когда вы заканчиваете, он становится частью группы».
Дж. Голден Кимбалл |
В своей книге Уилсон приводит историю о миссионере-новичке, которому велели пропеть первый миссионерский урок на норвежском языке для группы интересующихся — слушатели оказались членами церкви, и все дружно посмеялись над происшедшим.
В другом случае миссионер показывает своему молодому напарнику, как можно оставить Книгу Мормона хозяевам дома, — он в буквальном смысле швыряет книгу через голову хозяйки и убегает, оставив „молодого“ объясняться с женщиной (которая, конечно же, оказывается членом церкви и участницей розыгрыша).
Уилсон говорит, что анекдоты о покойном Дж. Голдене Кимбалле, члене Кворума Семидесяти, символически «сбрасывают высшие власти церкви с постаментов. В других церквях существуют аналогичные антиклерикальные тенденции. Более того, анекдоты, существующие в других культурах, иногда очень похожи на анекдоты про Дж. Голдена».
Иисус и три нефийца |
В одном анекдоте Хибер Дж. Грант, который возглавлял церковь СПД почти три десятка лет, вызывает Дж. Голдена к себе в кабинет и запрещает ему чертыхаться на заседаниях Генеральной конференции. Президент Грант говорит: «Я напишу за тебя следующую речь, а ты прочтешь ее слово в слово». Дж. Голден соглашается, но, получив от президента текст речи и взойдя на трибуну, пристально смотрит на листок бумаги и говорит: «Черт возьми, Хиб, я не могу прочесть здесь ни одного чертова слова!»
По словам Уилсона, эта история смешна не только потому, что Дж. Голден чертыхается вопреки запрету, но и потому, что он называет президента церкви уменьшительным именем. Таким образом, высшие руководители церкви СПД выглядят более доступными для среднего человека — а потому, «менее страшными».
Истории о Трех Нефийцах берут начало в Книге Мормона, которая повествует о трех учениках, которые «не вкусят смерти», но останутся в живых и продолжат делать добрые дела. Существует множество историй о вспаханных ночью полях, взятых с подоконников и отданных миссионерам караваях хлеба и т.п.
Уилсон собирается составить историю мифов о Трех Нефийцах (он собрал 1500 историй) и понять, что нового можно узнать из них о культуре, в рамках которой они возникли. Вездесущий Интернет изменил способ хождения подобных историй — быстрее и по всему миру. Но Уилсон полагает, что это не помешает людям рассказывать истории за кухонным столом: «Такие истории улучшают восприятие любой культуры. Многие истории о нефийцах порождены реальными событиями. Все истории правдивы — все зависит от того, какую правду вы ищете».