Уроки мормонов пополняются новыми данными науки, но станут ли преподаватели ими пользоваться?
Вот уже более столетия мормоны рассказывают бесхитростную историю о чудесном создании своего движения, о его вождях-пророках и героических верующих. Однако в последние несколько лет они столкнулись с радикальным, едва ли не революционным пересмотром этой истории с новыми подробностями, новым контекстом, выпирающими примерами человеческих слабостей, и эта новая версия подчас опровергает знакомые факты, в которые они всегда верили.
Согласно этим новым версиям — изложенным в 11 научных эссе, опубликованных на веб-сайте церкви, — первый пророк СПД Джозеф Смит использовал для перевода Книги Мормона, главного писания церкви, не золотые листы на столе, а «камень видения» в шляпе. Издавна существующий в церкви запрет наделять чернокожих священством обязан своим происхождением не столько откровению свыше, сколько господствовавшему в обществе расизму. История многоженства была гораздо более грязной и болезненной, чем привычные сказки о женах-«сестрах», которые не испытывали ревности друг к другу.
Начиная с января 2017 года, когда члены Церкви Иисуса Христа Святых последних лет приступят к изучению своей истории длиной в год, их задача будет в том, чтобы донести эти новые версии событий до рядовых верующих, не подорвав при этом их веру в достоверность истории в целом.
Это будет непросто.
Вместо того, чтобы переделывать учебник для воскресной школы — учебная программа, с помощью которой мормоны под руководством учителей-мирян изучают текст и основные темы сборника откровений (ниспосланных, в основном, Смиту), именуемого «Учение и Заветы» (УиЗ), — руководство мормонов решило просто добавить новые материалы к концу существующих уроков, выложенных на сайт.
Каждое занятие будет начинаться вступлением, отсылающим учителей к источникам, перечисленным в заключении, говорит главный редактор сайта history.lds.org Мэтью Мак-Брайд, под руководством которого эссе публикуются на этом сайте.
Особое отношение к УиЗ имеет серия статей «Откровения в контексте», которые излагают историю, стоящую за теми или иными разделами УиЗ, говорит Мак-Брайд, а также приводят детали, извлеченные из судьбоносного многотомного издания Joseph Smith Papers Project, которое выходит в свет на протяжении многих лет.
«Мы пытались найти иной подход к изучению УиЗ, — говорит Мак-Брайд, — предлагая читателю повествование [о том или ином разделе] от лица конкретного человека, иногда Джозефа Смита, но зачастую от лица какого-нибудь менее известного мормона».
В число дополнительных ресурсов будут включены и различные описания «Первого видения» Джозефа Смита, которое, как полагают Святые последних дней, представляло собой подлинную встречу с Богом и Иисусом, но которое пророк и основатель церкви мормонов по-разному описывал в разное время.
Кроме того, есть еще и революционные эссе из раздела «Евангельские темы», посвященные целому спектру вопросов от священства и многоженства до природы Бога и веры мормонов в Небесную Мать.
Большинство этих дополнений будет доступно онлайн на 10 языках, начиная со следующей недели, а к концу года они будут напечатаны и доступны в распределительных центрах СПД.
Это «добросовестная попытка со стороны руководства церкви», в том числе жесткое обращение апостола Расселла Балларда к учителям и членам церкви с призывом ознакомиться с эссе, говорит Мак-Брайд: «Мы думаем, это сдвинет дело с мертвой точки».
Он признает, что от высшего руководства мормонов учителя церкви пока еще не получили указаний использовать эти материалы.
«Мы выложили их и надеемся, что люди их найдут и будут использовать», — говорит он, прибавляя к этому пожелание, чтобы «по мере того, как эти ресурсы будут становиться все более доступными, мы начнем излагать нашу историю более обстоятельно».
Однако некоторые ученые-мормоны опасаются, что такой подход не столько просветит членов церкви, сколько собьет их с толку.
Опасные темы
Профессор истории из Ютского университета Пол Рив начал сетовать на учебник по УиЗ 1999 года издания (исправлено и дополнено в 2003 году) еще восемь лет назад, и, по его словам, сегодня все стало только хуже. Учебник либо игнорирует некоторые моменты, либо прямо указывает учителям их не затрагивать, говорит Рив. В некоторых случаях содержание учебника даже противоречит содержанию эссе.
Пол Рив |
Возьмите, к примеру, урок, посвященный 132-му разделу УиЗ, который описывает и отстаивает практику многоженства, подчеркивая при этом неизменность учения о браке на вечность.
Этот урок содержит мало исторических подробностей и рассказывает, что Смит не хотел брать новых жен, но повиновался Божьей заповеди. Далее учебник сообщает, что конец этой практики положил «Манифест» президента Уилфорда Вудраффа в 1890 году, и предлагает учителям не делать многоженство «центром занятия». Эссе же, напротив, разбирают вопрос о многоженстве, объясняют, насколько оно было распространено, как люди его воспринимали, и сообщают, что после указа Вудраффа прошли годы, прежде чем практика многоженства полностью исчезла.
«Если говорить о многоженстве нельзя, — спрашивает Рив, — как святы, сидящие на скамьях, поймут историю многоженства?»
Еще больше профессора беспокоит то, что говорится в учебнике о прежнем запрете на рукоположение чернокожих. 25-е занятие под названием «Священство: сила благочестия» ни словом не упоминает об этом запрете, тогда как 42-е занятие, «Продолжающееся откровение пророкам Святых последних дней», упоминает несколько примеров того, что расценивается как перемены, обусловленные откровением, — в том числе деятельность церковных вспомогательных структур и издание новых редакций писаний СПД. Единственное изменение, которое считают откровением большинство мормонов, и которое канонизировано в УиЗ, — это декларация 1978 года, открывающая доступ к мормонскому священству «всем достойным мужчинам» вне зависимости от расы, но эта декларация упоминается в тексту урока лишь мельком.
Недавние научные статьи, в том числе новое предисловие к декларации 1978 года и опубликованное в 2013 году эссе «Раса и священство», объясняют, что в ранние годы истории мормонов чернокожих рукополагали в священство, говорит Рив, и помогают сегодняшней церкви СПД «вспомнить о чернокожих мормонских пионерах и вернуть им заслуженное место в истории СПД». «Смешнее всего», — говорит он, — что урок «не предлагает ни контекста, ни объяснения того, зачем вообще понадобилось откровение, позволяющее наделять священством чернокожих африканского происхождения».
Церковь СПД находится «на середине долгого пути к пониманию того, как рассказывать свою историю», — говорит Рив. По его словам, с такими же трудностями столкнулись все американцы в 1970-х годах, когда достоянием гласности стали менее причесанные изложения истории США.
Отчасти задачей эссе было помочь верующим правильно оценить противоречивые сведения, которые уже доступны в сети Интернет. «Проблема в том, чтобы создать безопасное пространство для открытого обсуждения этих вопросов, — говорит Рив, — чтобы люди на церковных скамьях не думали, будто в утверждениях, что церковь что-то от них скрывает, есть какая-то правда».
Если не в церковной воскресной школе, недоумевает Рив, где еще это сделать?
Маленькие шаги и гигантские скачки
Историк-мормон Мэтью Боумэн, автор книги The Mormon People: The Making of an American Faith («Народ мормонов: как появилась эта американская вера») никогда не думал, что учебник по УиЗ подвергнется редакции.
Мэтью Боумэн |
«Воскресная школа — неправильное название, — говорит Боумэн, — она почти 50 лет не доносила до людей информацию и не поддерживала прозрачность убеждений». По его словам, цель этого еженедельного собрания заключалась в «воспитании нравственного поведения и этики». «Собственно текст Писания, о котором идет речь, имеет второстепенную значимость по отношению к практическому применению и повседневной жизни Святого последних дней».
Боумэн, который преподает историю в университете им. Хендерсона в штате Арканзас, был бы больше удивлен, если бы церковь СПД радикально изменила свой учебный план в столь короткое время. «Понадобится нечто вроде реформации задач воскресной школы, — говорит он, — а это довольно большая перемена».
И все же он считает широкую доступность этих ресурсов позитивным фактором. «То, что „Евангельские темы“ медленно приобретают известность, — говорит Боумэн, — это хорошее начало».
Однако некоторые настаивают, что нужны шаги побольше и побыстрее.
Спасти завтрашний день сегодня
Легко забыть о том, как много мормоны-ученые узнали о своем прошлом за последние 20 лет, говорит мормонка Ардис Паршалл, «но никакие из этих открытий не нашли отражение в учебнике, изданном еще в прошлом веке».
Ардис Паршалл |
Сейчас «замечательное время быть историком и мормонкой», говорит она, но расстраивается из-за того, что ее попытки рассказать о новых открытиях на занятиях воскресной школы наталкиваются на «подозрительное отношение и даже откровенное сопротивление».
Сегодня существует «одна относительно небольшая группа Святых последних дней, которые прочитали „Евангельские темы“ и теперь переваривают прочитанное, — говорит Паршалл, — а также подавляющее большинство, которое об этих текстах никогда не слышало или сомневается в их правильности. Что это разделение делает с нашей способностью говорить о своей вере?»
Паршалл, живущая в Солт-Лейк-Сити, беспокоится о будущих поколениях верующих.
«Молодые люди, с которыми я общаюсь сегодня, изо всех сил стремятся понять наше прошлое и настоящее и найти свое место в современной церкви, — говорит Паршалл. — Некоторые из них могли бы остаться в церкви, но через два-три года их здесь не будет, если к тому времени наши учебные планы и учебные материалы не обновятся».
Так что ключом к будущему мормонизма, похоже, будет то, как эта религия рассказывает последователям о своем прошлом.