Для мормонов Небесная Мать — высшее, но незнакомое существо
По воскресеньям мормонские проповедники рассказывают о супермамах, которые бегают марафоны, занимаются домашним обучением своих десятерых детей, помогают в приютах для бездомных или поют кантаты Баха, а при том еще ежедневно молятся, занимаются изучением писаний и рассказывают об этом в блогах.
Однако лишь немногие услышат о величайшей из мам, о Небесной Матери.
Хотя ее существование признавали мормонские пророки, и о ней поется в гимнах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, о Матери Небесной нет ни слова в миссионерских материалах, религиозных учебниках, программах для молодежи и, по большей части, в священных текстах.
Это неудивительно, если учесть, что вера в Небесную Мать для мормонской религии является своего рода головоломкой. Хотя упоминания о Матери привлекают внимание некоторых потенциальных новообращенных, желающих, чтобы роль женщины получила большее признание, этим учением легко воспользоваться в интересах борьбы за рукоположение женщин или в интересах феминистских политических проектов.
Это не только лишило бы мормонизм уникальных черт, но и оттолкнуло бы от него выходцев из традиционного христианства, дав окружающим еще один повод считать Святых последних дней нехристианами.
Как бы ни относилась к этому официальная религия, все больше женщин-мормонок обращаются за утешением, сочувствием и самоидентификацией к образу Небесной Матери. Большинство не молится женскому божеству, но многие пишут, говорят или шепчутся о Ней — а некоторые неожиданно проникаются ощущением Ее присутствия.
В конце концов, это один из самых дерзких вкладов мормонизма в богословие.
Именно Небесная Мать, говорит Элизабет Хаммонд, бостонская мормонка, которая собирается упомянуть об этом женском божестве в своем выступлении на День матери, — «выделяет мормонизм как потенциально наиболее вдохновляющую и дружественную к женщинам форму христианства». Хаммонд называет Небесную мать «тузом в рукаве» мормонской церкви. Ее существование «дает нам огромные возможности для создания восхитительной современной эгалитарной теологии».
И потому неудивительно, что некоторые женщины мормонки легко погружаются в тайну Ее личности и сущности.
Разговоры о Боге-Матери начались среди мормонов с самого основания этой религии в начале XIX века, когда ее основатель Джозеф Смит объявил, что Бог в буквальном смысле является отцом Иисуса и всех человеческих духов. Смиту и последующим руководителям мормонов представлялось логичным, что у Небесного Отца должна быть жена.
Элайза Сноу |
«Одиноки ли родители на небесах? Нет, сама мысль об этом заставляет разум вздрогнуть! Истина — это разум, вечная истина подсказывает мне, что у меня там есть мать», — писала поэтесса и одна из первых руководительниц женской работы среди мормонов Элайза Сноу в своем стихотворении Invocation, or the Eternal Father and Mother, которое впоследствии стало гимном O My Father.
По словам исследовательницы Линды Уилкокс, автора опубликованной в 1980 году революционной статьи «Мормонская концепция Матери Небесной», президент церкви СПД Уилфорд Вудрафф «приписывал Сноу авторство этой идеи».
«Этот гимн — откровение, хотя оно и было дано нам женщиной», — цитирует Уилкокс слова Вудраффа.
«Президент Джозеф Ф. Смит утверждал, что Бог открыл этот принцип („что у нас на Небесах есть не только Отец, но и Мать“) Джозефу Смиту, — пишет Уилкокс, — что Смит открыл его Сноу, одной из своих многочисленных жен; и что Сноу, будучи поэтессой, нашла вдохновение, чтобы изложить этот принцип в стихах».
Мормонское понимание творения выглядит так: «Боги сошли, чтобы устроить человека по образу Своему, по образу Богов сформировать Им его, мужчину и женщину сформировать Им их».
Фиона и Террил Гивенс |
Согласно этой точки зрения, «Бог включает в себя возвышенного мужчину и возвышенную женщину», говорит Фиона Гивенс, вместе со своим мужем Террилом написавшая книгу «Плачущий Бог: как мормонизм понимает жизнь» (The God Who Weeps: How Mormonism Makes Sense of Life). Вера в то, что «мы являемся детьми небесных родителей представляет собой радикальный разрыв с традиционным христианством».
В 2011 году профессор Университета им. Бригама Янга Дэвид Паульсен и его студент Мартин Пулидо нашли в мормонских и академических источниках за период с 1844 года по настоящее время около 600 упоминаний Небесной Матери. В своей статье A Mother There, опубликованной в альманахе BYU Studies, Паульсен и Пулидо писали, что Небесную Мать описывают как «производитель и родитель, как божественная личность, как участница в сотворении миров, как соавтор плана спасения наряду с Отцом и как заботливый и любящий родитель, принимающий участие в нашем смертном испытании».
Дэвид Паульсен |
Паульсен и Пулидо считают, что их исследование положило конец идее, что руководители СПД нечасто упоминают Небесную Мать, а потому и членам церкви не следует это делать.
Прочие в этом не столь уверены.
В конце 1980-х некоторые женщины-мормонки взялись изучать историю и богословие Небесной Матери. Некоторые даже упоминали Ее в своих молитвах и выступлениях, что вызвало ужас в рядах мужчин-руководителей церкви СПД.
В 1991 году апостол Гордон Хинкли, который четыре года спустя займет пост президента церкви, подтвердил, что церковь действительно верит в Бога Мать, сказав: «Логика и рассудок, конечно, подсказывают, что, если у нас есть Небесный Отец, у нас есть и Небесная Мать. Это учение вполне укладывается у меня в голове».
Но мормоны не молятся ей, сказал он, «потому что Иисус Христос… учил нас молиться нашему Небесному Отцу».
За несколько месяцев до этой речи Хинкли Дженис Оллред, преданная мормонка, живущая в г. Прово с мужем и девятью детьми, выступила с речью на День матери, в которой затронула тему о Небесной Матери. Ее выступление было принято хорошо, как она вспоминает в статье The One Who Never Left Us, опубликованной в недавнем номере журнала Sunstone. Несколько слушателей даже попросили у нее текст.
Однако через год после выступления Хинкли Оллред вновь выступила с речью на организованном журналом Sunstone симпозиуме «К вопросу о мормонском богословии Бога Матери». В этом и последующих выступлениях Оллред не высказывалась в пользу молитв, обращенных к Небесной Матери и не говорила, что сама молится ей. Тем не менее, она настаивала, что Бог Мать — это Святой Дух.
«Я высказала предположение, что Вечный Бог есть одновременно Мужчина и Женщина — Вечный Отец и Вечная Мать. Они оба в полной мере являются Богом и сотрудничают друг с другом, чтобы обеспечить нам бессмертие и вечную жизнь, — сказала Оллред в 1992 году. — Для этого Отец приносит в жертву свое вечное тело, чтобы стать Сыном и искупить нас от наших грехов, а Мать приносит в жертву свое вечное тело чтобы стать Святым Духом и утешать, просвящать и освящать нас».
Маргарет Тоскано |
В 1995 году за подобные высказывания Оллред была отлучена от церкви.
Несколькими годами позже ее сестра, уважаемая мормонская феминистка Маргарет Тоскано, также была отлучена от церкви — отчасти за ее высказывания относительно Бога Матери. Другим авторам пригрозили наказанием, и публичное обсуждение вопроса в значительной мере ушло в тень или вовсе затихло.
Но теперь, судя по всему, тема Небесной Матери вновь понемногу просачивается в разговоры мормонов — и даже тема Ее взаимоотношений со Святым Духом.
Диана Притчетт, бывший президент бостонского Общества милосердия, не боится говорить о Небесной Матери, но не любит, когда ей придают «расплывчатый и сентиментальный» образ, или когда ее образ используют в политических целях.
Однако образ женщины среди богов кажется Притчетт интригующим.
Притчетт понимает, что с идеей Духа Святого как женского божества есть проблемы, которые требуют решения. Мормонизм утверждает, что Бог Отец и Иисус — разные существа, обладающие возвышенными телами, и что Святой Дух — это человек из духа. Но Пратчетт хочет подождать, пока время и новые откровения не привнесут большую ясность в роль Божественной Матери.