Среди ученых-мормонов возник раскол
В результате того, что изучение мормонизма расширилось и превратилось в академическую дисциплину, ученые-мормоны расходятся во мнении от том, какой путь им избрать в будущем: изучать более широкий и сложный пласт истории и вероучения своей религии, или же по-прежнему фокусироваться на защите ее уникальных писаний. Следует ли им писать о мормонизме с позиции беспристрастного наблюдателя или хорошо подкованного верующего?
Спустя год после того, как сторонники этих двух направлений публично разошлись в своих взглядах на руководство альманахом Mormon Studies Review, обе группы начали издавать собственные публикации с разными редакционными советами и разными целями.
К первому, более многочисленному лагерю принадлежит Институт религиозных научных исследований им. Нила А. Максвелла, действующий под эгидой Университета им. Бригама Янга. Эта группа продолжает издавать Mormon Studies Review, в совете попечителей которого собрался весь цвет мормоноведения: Ричард Бушман из Колумбийского университета, Кэтлин Фрэйк из Университета Вандербильта, Тэррил Гивенс из Ричмондского университета, Грэнт Харди из Университета Северной Каролины в Эшвилле, Филипп Барлоу из Университета штата Юта, — и развернула амбициозную издательскую программу, включающую в себя три отдельных журнала.
Ричард Бушман |
Кэтлин Флэйк |
Тэррил Гивенс |
Грэнт Харди |
Филип Барлоу |
«Самое замечательное в новой версии Review — это энергия и многообразие подходов к вере, — говорит Блэйр Ходжес, представитель института по связям с общественностью. — Множество вопросов все еще не было задано, так что поле готово к жатве».
Дэниел Питерсон |
Другую, более традиционную сторону представляет Дэниел Питерсон, который был редактором Review с момента его создания 23 года назад до прошлой весны, когда его неожиданно уволили.
«Настало время придать Review другое направление, — писал 17 июня в электронном письме Питерсону исполнительный директор Института им. Максвелла Джеральд Брэдфорд, которого в тот момент не было в США. — Для того, чтобы обеспечить надлежащие изменения в Review, нам придется попросить редактировать это издание кого-то, кто находится в тренде мормоноведения и имеет сходные со мной представления о возможностях альманаха».
Питерсон, специалист по исламоведению и арабистике, штатный профессор BYU и ведущий ежедневной колонки в принадлежащей церкви СПД газете Deseret News, по-прежнему преподает в школе и редактирует институтский бюллетень Middle Eastern Texts Initiative, но недоумевает и рассержен по поводу своей отставки.
Он также обеспокоен целями, которые, как он полагает, преследуют его оппоненты.
«Я никогда не возражал против [обективных исторических] исследований, — говорит Петерсон, — но первоначально наши цели носили более явный мормонский характер».
В течение месяца с момента увольнения Петерсон и еще несколько ученых, прежде сотрудничавших с Review, создали собственное интернет-издание Interpreter: A Journal of Mormon Scripture. С тех пор это издание публиковало не менее одной статьи в неделю, и к настоящему моменту материалов почти накопилось на четыре тома страниц по 250 каждый.
В первом же томе Interpreter вышедший на пенсию антрополог из BYU Джон Соренсон критикует утверждения не-мормонского археолога Майкла Коу о древней Америке, в которой происходят события Книги Мормона.
По словам Питеясона, это хорошо вписывается в цели нового журнала, которая заключается в том, чтобы «продолжать прежний подход FARMS, т. е. исследования, движимые явной верностью писаниям».
Питерсон был членом группы, которая в 1979 году создала Фонд исследований древности и изучения мормонизма (FARMS), чтобы «продвигать и координировать изучение Книги Мормона и делать результаты таких исследований доступными для широкой публики».
В 1998 году FARMS в составе института им. Максвелла вошел в подчинение BYU, и Review вместе с ним. Авторы публикуемых в альманахе статей отвечали своим критикам, опровергая их аргументы и ставя под сомнение их мотивы. В этом, по их мнению, и заключалась суть апологетики.
Однако в последующие годы в университетах по всей стране появились исследователи-мормоны, которые включили в круг своих интересов не только писания и древнюю историю, но и историю США, сравнительное изучение религий и религиоведение. Одни ВУЗы, такие как Университет штата Юта в г. Логан и Клэрмонтский университет последипломного образования в Южной Калифорнии ввели в свои штаты должности полновременных преподавателей мормоноведения, а другие, в том числе Ютский университет, предлагают студентам факультативы и занятия по этой теме.
Теперь институт им. Максвелла, по словам Ходжеса, пользуется всеми этими ресурсами: «В настоящий момент наибольшая проблема, возможно, состоит в том, чтобы угнаться на многообразием и объемом научных исследований, посвященных мормонизму».
Одно из периодических изданий института, Journal of the Book of Mormon and Other Restoration Scripture, будет посвящен конкретно священным текстам СПД. Второе, Studies in the Bible and Antiquity, будет исследовать как мормонские писания, так и древнее христианство и прочие религии, говорит Ходжес. The Review предложит читателю обзор и анализ всех публикаций в сфере мормоноведения, написанных как мормонами, так и не-мормонами.
Откажется ли институт от своей прежней роли конфессиональных апологетов, отвечающих на критику со стороны? Необязательно, говорит Ходжес.
Цель нового издания, по его словам, состоит в том, чтобы «поощрять и защищать веру, что иногда подразумевает ответы на критику». Однако, говорит Ходжес, «это нужно делать так мягко, как только возможно. Мы хотим культивировать этику гостеприимства — даже в разногласиях».