Свидетельство о резне в Маунтайн-Мидоуз — очередная подделка Хофманна?
Марк Хофманн |
Имя мормонского террориста Марка Хофманна вновь появилось в заголовках новостей, и это свидетельствует о том, что из-под его искусного пера вышло больше поддельных документов, чем считалось прежде. Однако в этот раз вместо подложных документов, связанных с обстоятельствами возникновения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, речь идет о деликатном документе, касающемся резни в Маунтайн-Мидоуз.
Накануне 25-й годовщины серии взрывов, совершенных Хофманном в окрестностях Солт-Лейк-Сити, в центре внимания исследователей оказался текст письменного свидетельства. «Свидетельство Уильяма Эдвардса, данное в 1924 году» сообщает некоторые подробности резни, устроенной в 1857 году мормонскими поселенцами и индейцами и приведшей к гибели 120 мужчин, женщин и детей, членов партии переселенцев, которая следовала из Арканзаса в Калифорнию. Связь этого документа с Хофманном всплыла за два года до того, как в 1985 году этот специалист по подделке исторических документов с помощью взрывных устройств убил Стивена Кристенсена и Кэтлин Шитс.
Майор Джон Дойл Ли |
Два историка, представляющих церковь СПД, исследовали документ и объявили его подделкой. Однако их доводы убеждают далеко не всех .
Хотя этот документ и не столь значим, как т. н. «Письмо Саламандры» или прочие неприятные для церкви документы, которые Хофманн подделал, чтобы получить крупные суммы денег у богатых мормонов, это свидетельство, представляющее собой одну страницу печатного текста, он также вызывает в памяти неприятный для мормонов исторический эпизод.
Это свидетельство, датированное 14 мая 1924 года, было якобы написано 82-летним жителем округа Бивер Уильямом Эдвардсом. Он утверждает, что в сентябре 1857 года — в возрасте 15 лет — вместе с группой из примерно 30 мужчин он ходил в Маунтайн-Мидоуз, «где, как нам сказали, индейцы вырезали караван переселенцев, и нужна была наша помощь для погребения мертвых».
Гэри Топпинг |
«Мы прибыли в Маунтайн-Мидоуз ранним вечером, но увидели, что там уже присутствуют Джон Д. Ли и еще несколько белых мужчин, что пресловутые эмигранты живы и здоровы и готовятся отразить нападение индейцев», — говорится далее в документе. — «После того, как мы какое-то время наблюдали за развитием событий, вышеназванный Джон Д. Ли позвал нас на совещание белых людей и приказал нам помочь индейцам в их намерениях».
В 2008 году Дэвид Биглер и Уилл Бэгли сослались на этот документ в своем фундаментальном исследовании Innocent Blood: Essential Narratives of the Mountain Meadows Massacre («Невинная кровь: ценные рассказы о резне в Маунтайн-Мидоуз» ). Ученые не знали о связи этого документа с именем Хофманна.
Уилл Бэгли |
Однако этой весной, составляя рецензию на эту книгу, историк Полли Эйрд напомнила, что свидетельство Эдвардса попало в руки Исторического общества штата Юта через Лина Джекобса, чьими посредническими услугами пользовался Хофманн, а потому его подлинность может вызывать сомнения. О проблемах с достоверностью документа Эйрд узнала от Гэри Топпинга, бывшего куратора отдела рукописей Исторического общества.
«Она показала мне текст своей рецензии », — заявил в среду Топпинг , — «и я предложил ей упомянуть о том , что документ сомнителен ».
Получив оригинал документа в 1983 году, Топпинг, как обычно, отметил источник, из которого он был получен. Однако впоследствии сопроводительная справка, связывающая это свидетельство с именем Хофманна, была отделена от самого документа.
Удивленные открытием Эйрд, историки церкви СПД Ричард Терли и Брайан Ривз взялись проверить подлинность свидетельства Эдвардса. Терли и его соавторы Рональд Уокер и Глен Леонард ранее тоже ссылались на этот документ в своей книге Massacre at Mountain Meadows. Однако на этой неделе в письме директору Исторического общества штата Юта Филипу Нотарианни Терли и Ривз сообщили, что, по мнению экспертов, свидетельство является фальшивкой.
Ричард Терли |
Джордж Трокмортон, эксперт-криминалист, разоблачивший другие подделки Хофманна, пришел к выводу, что подпись Эдвардса подделана. Другой эксперт, Питер Тайтелл, определил, что документ был напечатан на машинке, изготовленной в 1950-м году.
И все же Бэгли сомневается. Репутация самого Эдвардса и нотариуса Ф. И. Вудса, который также поставил подпись под документом, никогда не ставилась под сомнение. И Бэгли не понимает, зачем Хофманн стал бы тратить силы на подделку документа, который продал за весьма скромную суму. «Я вынужден считаться с возможностью, что это подделка», — говорит Бэгли, — «но я не буду убежден, пока они не покажут мне, что контекст документа не соответствует действительности».
По словам Нотарианни, свидетельство Эдвардса останется в архивах штата с пометкой, что оно было получено через Хофманна. К нему будет приложено письмо Терли и Ривза.
У Терли нет никаких сомнений, что это подделка. Хофманн, по его словам, часто «подсаливал» исторические документы документами меньшей важности, чтобы подготовить почву для последующих продаж, — так он поступил, к примеру, с поддельной «Книгой общей молитвы», которая привела к продаже «Письма Саламандры». «Печально, что человек столь явных талантов использовал их для убийства», — сказал он.
Хофманн отбывает пожизненное заключение в тюрьме штата Юта.