Новое лицо глобального мормонизма
За дверью однокомнатной квартиры нигерийца Зиона Осанду Ндукве по грязному коридору, освещенному одной-единственной свечой, взад-вперед носится голый карапуз. В доме опять погас свет . Запах мочи, исходящий из общей уборной, перебивает острый запах приправ, исходящих от кипящей кастрюли с супом, который соседка варит прямо в коридоре. Но этим вечером все беды — преступность, не вывезенные помои, рытвины на дороге глубиной с хорошую ванну, изношенные машины, исторгающие клубы черного дыма, — остаются за порогом квартиры. Настал вечер понедельника, и 39-летний Ндукве, шесть месяцев назад крестившийся в мормонской церкви, проводит это время с семьей в молитве.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, как официально называется эта религия, сегодня насчитывает больше членов за пределами США, чем среди американцев. Превратиться из церкви, привязанной к штату Юта, в глобальную религию с отделениями в 176 странах и территориях ей помогли Интернет; спутниковая связь, соединяющая 6000 поместных общин со штаб-квартирой в Солт-Лейк-Сити; а также десятки тысяч миссионеров, ходящих по домам от Лагоса до Лапландии. Сегодня мормонская церковь, которая до 1978 года не позволяла чернокожим становиться священниками, насчитывает в Африке более 250 тысяч членов, в том числе почти 80 тысяч в Нигерии.
Внушительный храм мормонов в Вашингтонском пригороде Кенсингтон, когда он открылся в 1974 году, был первым к востоку от Скалистых гор. Сегодня мормонские храмы существуют более чем в 40 странах, от Финляндии до Ганы, а за пределами США действуют 8400 мормонских церквей или приходских домов, число которых увеличивается едва ли не с каждым днем.
По мере увеличения числа и многообразия членов церкви мормонизм завоевывает признание во всем мире. Когда люди слышат о мормонах, они могут вспомнить только многоженство, говорит Родни Старк, религиовед из техасского Университета Бэйлор, хотя церковь запретила эту практику уже более столетия назад. Но когда у людей появляются друзья и соседи-мормоны, говорит Старк, «к ним уже не относятся как к странной маленькой секте. Их слишком много ».
Йан Шиппс, методистка, много пишущая о мормонах, как-то сказала: «Когда культ вырастает, он превращается в культуру».
« Счастье и мир »
Ранним утром, прежде чем солнце обрушится на головы людей с тяжестью парового молота, улицы в пыльном предместье Лагоса заполнены народом. Женщины несут на головах поклажу — банки с краской, швейные машинки и т. п. Скрежещущие от старости желтые автобусы без дверей переполнены. Люди побогаче проезжают мимо на древних «Мерседесах», выброшенных прежними заокеанскими хозяевами.
Посреди кажущихся бесконечными лачуг и открытых канализационных стоков полной опасностей улицы Ллезанми бросается в глаза единственное симпатичное строение: кремового цвета ограда с воротами, за которой высится церковь с острым шпилем. Внутри стерильно-чистой церкви около 170 человек сидят аккуратными рядами под шорох вращающихся потолочных вентиляторов, слушая, как органист тихо играет гимны. Почти все прихожане чернокожие, а все мужчины носят белую рубашку и галстук.
Один за другим взрослые и дети выходят к микрофону и признаются в своей любви к мормонской церкви. Все они пришли туда по разным причинам, но почти все некогда принадлежали к какой-то христианской церкви, которой остались недовольны. Большинство из них поначалу сочли привлекательным учение мормонов о том, что семьи могут оставаться вместе вечно, а не только в земной жизни.
«Здесь все тише и более организованно», — говорит 40-летний Джошуа Мэтьюс Эбилома, менеджер по продажам электрогенераторов. — «В других церквях люди орут во все горло и так потеют, что им приходится утираться платками. Я точно знаю одно : Бог не глухой ». По словам Эбиломы, благодаря тихим, спокойным собраниям, а также тому факту, что все мужчины носят белые рубашки, многие нигерийцы считают мормонов чудаками.
Многие исследователи говорят, что решение мормонов не перенимать экзотические местные обычаи — использование африканских барабанов и танцы на воскресных богослужениях — стало одной из причин, почему мормоны растут не так быстро, как другие деноминации. Например, местные пятидесятники собирают на свои служения, которые длятся всю ночь, по полмиллиона верующих.
Лидеры нигерийских католиков и пятидесятников утверждают, что мормоны растут и становятся более заметными благодаря красивым зданиям, но их по-прежнему мало. Некоторые сомневаются в достоверности мормонской статистики, ссылаясь на то, что мормоны, считая своими членами всех, кто был крещен, включают в это число и отпавших от церкви.
Эбилома сказал, что пять лет назад он сошел с городского автобуса и, движимый любопытством, зашел в здание, облицованное мраморной плиткой. Ему сразу понравилась атмосфера, царившая внутри, — особенно то, что никто не обещал адские мучения представителям других религий. Ему уже доводилось видеть, как многие христианские пасторы обогащались за счет пожертвований, и он восхищается тем, что церковное руководство мормонов, в основном, не получает денег и обеспечивает себя само.
«Если тебе тяжело, если у тебя родился ребенок, если у тебя нет денег, чтобы оплатить счета в больнице, члены церкви сплачиваются вокруг тебя», — говорит он, улыбаясь. — «Скажите сами: надо ли мне уходить из такой церкви?»
Теперь Эбилома мормонский священник, хотя еще три десятка лет назад он не мог бы занимать этот пост из-за цвета своей кожи. Под влиянием движения за гражданские права в 1960-х года многие мормоны начали выражать недовольство такой политикой. По словам Ньюэлла Брингхерста, американского исследователя, опубликовавшего две работы о месте чернокожиж в мормонской церкви, эта проблема вновь оказалась в центре внимания в 1976 году и помешала мормону Моррису Юдаллу победить Джимми Картера в ходе выборов кандидата в президенты США от Демократической партии. Только в 1978 году тогдашний глава церкви мормонов объявил, что получил новое откровение, и отменил запрет на рукоположение чернокожих в священники.
Подобно многим членам нигерийским церкви СПД, Эбилома ничего не знает об этой истории. «Но я знаю, что этой церкви чужд расизм», — сказал он. — «Здесь странным кажется, когда в церкви есть белые прихожане».
Брингхерст утверждает, что церковь мормонов добилась больших успехов в обращении чернокожих за пределами США, чем внутри страны, отчасти из-за того, что за рубежом люди меньше знают о некогда существовавшей дискриминации. Основной причиной, стоявшей за изменением политики в 1978 году, сказал он, было желание мормонской церкви выйти за пределы США. В этом решении была изрядная доля прагматизма. Прежняя политика могла помешать росту церкви в Бразилии и Африке».
Проповедь через Интернет
Мормоны оценили пользу Интернета, и новая телевизионная рекламная кампания церкви СПД в Америке призывает людей узнать больше о мормонах через Интернет. Миллионы людей впервые услышали об этом учении, посетив гигантский электронный архив генеалогической информации, накопленной церковью.
Штаб-квартира в Солт-Лейк-Сити осуществляет руководство церковью во всем мире и транслирует генеральные конференции и обучающие программы для лидеров по спутниковым каналам поместным церквям во всем мире. Примерно треть из 53 тысяч мормонских миссионеров — не американцы.