Почему они уходят
Недавно один сайт, объединяющий бывших мормонов, провел среди читателей опрос на тему «Почему ты ушел?», и его результаты могут шокировать большинство действующих членов церкви СПД.
Кевин Уитакер в своей недавней статье, опубликованной на сайте postmormon . org , высказал мнение, что большинство ушедших из церкви — это грешники, обиженные или слабые в вере. Для кого-то эта оценка, возможно, и справедлива, однако Уитакер не говорит о причинах, по которым из церкви уходит большинство людей, и тем самым наглядно свидетельствует о наиболее распространенной причине непонимания между нынешними и бывшими мормонами. В этой статье я попытаюсь осветить причины, которые называют ушедшие, и надеюсь, что это поспособствует взаимному пониманию и признанию. Я не буду вдаваться в сведения, способные повредить церкви, и не буду чрезмерно строг ни к кому. Церковь СПД — это и моя церковь, и моя цель заключается в том, чтобы помочь людям понять друг друга.
Главная причина, названная участниками опроса, — «Я узнал правду об истории мормонов». Кстати, такой вариант выбрали 67% ответивших, что может неприятно удивить многих верных мормонов. Большинство верных мормонов просто не знают, что историки СПД называют историю, которую нам преподают в церкви и семинарии, «лояльной историей». Бывшие мормоны предпочитают слово « подчищенная ». До недавнего времени мормонские истории говорили и писали лишь о той истории, которая идет на пользу церкви, и нарушения этого правила зачастую карались отлучением от церкви.
В 1981 году, выступая в Университете им. Бригама Янга перед мормонскими исторками, апостол Бойд Пэкер заявил: «Тот, кто пишет об истории церкви или преподает ее, сталкивается с искушением рассказать все, независимо от того, насколько эта информация достойна или полезна для веры. Некоторые подлинные факты не очень полезны ». Я думаю, церковь начинает осознавать, что эта политика крайне пагубна для людей, которые считают ложью сокрытие неудобных исторических фактов, и пытается более открыто говорить о различных событиях, как свидетельствует недавняя статья в журнале Ensign о резне в Мауйнтайн-Мидоуз.
Второе место с ответом «Я никогда не считал эту церковь истинной» разделил вариант «меня не устроила культура мормонов» — оба они набрали по 10 %. По сути, эти ответы понятны без пояснений — первый попадает в категорию «не хватило веры» (что не делает ответивших так плохими людьми), а второй исходит от тех, кто столкнулся со свойственным мормонской культуре негативным отношением к гомосексуалистам, интеллектуалам и феминисткам. Не хотелось бы ловить Брата Пэкера на слове, но он назвал именно эти три группы злейшими врагами церкви. Кроме того, большинство руководителей церкви ощущают неодолимую потребность всякий раз прибавлять к фразу «так называемые» к определениям названных групп. Многие покидают церковь из-за того, что она навязывает всем одно и тоже мировоззрение.
Наконец, хочу упомянуть набравший 8 % ответ «Из-за несогласия с этикой церковного руководства». Мне придется говорить об этом очень осторожно, чтобы не обидеть ни одну сторону. Спросите любого человека, проведшего в церкви всю жизнь, есть ли у мормонов учение о многоженстве, и вы услышите нечто вроде: «Да, но в наши дни Бог запрещает воплощать его в жизнь». Когда Лари Кинг в интервью задал Гордону Хинкли вопрос о многоженстве, президент церкви ответил, что этого учения у мормонов нет. Многие бывшие мормоны считают такой ответ лживым, и это, в свою очередь, ставит под сомнение пророческий авторитет Хинкли. Даже верных мормонов иногда раздражает эта политика «сначала молоко, потом мясо». Это лишь отдельный пример, и я не хочу вдаваться в дальнейшие подробности. Скажу лишь, что эта проблема в церкви существовала всегда, с момента ее возникновения, и чаще всего (но не всегда) проявлялась, когда речь заходила о многоженстве.
Люди уходят из церкви СПД по многим причинам и, уходя, сталкиваются с реальностью вражды со стороны церкви, разрушенных семей, распавшихся браков и даже потери работы. Уйти из церкви без потерь не получается. Уходя, люди думают, что принимают правильный и этичный поступок. Пытаясь помочь бывшим и нынешним мормонам понять друг друга, я надеюсь, что, решившись уйти из церкви, люди смогут сделать это с хорошими воспоминаниями и радостным сердцем, а не горькими воспоминаниями и обидой на церковь и ее членов.