За кадром фильма
Виссарионовцы не пьют, не едят мясо и рыбу, стараются выстраивать гармоничные отношения в семье, иногда с несколькими сексуальными партнерами. Они трудятся, учатся и зарабатывают деньги, но предпочитают жить автономно в медвежьем углу Красноярского края, стараясь не зависеть от внешних условий. Кто они и почему их жизнь заинтересовала эстонских документалистов?
Команда создателей документального фильма «Христос живет в Сибири» продолжает активно знакомить эстонскую общественность со своим творением. На прошлой неделе в Тарту, Таллинне и Пярну состоялись спецпоказы ленты, в рамках которых публике в качестве специального гостя был представлен Вадим Редькин, музыкант в прошлом, солист популярной в Советском Союзе группы «Интеграл», а ныне - «правая рука Христа», то есть Виссариона, главы «Церкви последнего завета», или «секты виссарионовцев», как ее часто называют в миру, в главном духовном центре которой — т. н. «Городе Солнца» в глухом районе Красноярского края — в течение года камера эстонских документалистов следила за жизнью семьи Дмитрия и Светы, рядовых членов общины Виссариона и главных героев фильма «Христос живет в Сибири».
Вадим Редькин |
О самом фильме «Христос живет в Сибири» портал rus.err.ee уже подробно писал. Вадим Редькин в рамках эксклюзивного интервью согласился откровенно поговорить о жизни в общине Виссариона. Итак, кто такой Вадим Редькин и почему он бросил шоу-бизнес и поселился в Сибири.
Вадим Редькин: Я закончил политехнический институт в Воронеже. Там же, в институте, я впервые начал заниматься музыкой, в музыкальной школе до этого я не учился. Активно участвовал в художественной самодеятельности, наша группа была довольно популярна в Воронеже, и однажды, в середине 1980-х, к нам в город приехала рок-группа «Интеграл», руководителем которой был Бари Алибасов. Оказывается, им нужен был вокалист, я прослушался у них и они взяли меня на работу. И до 1991 года я довольно успешно трудился на ниве шоу-бизнеса. С Женей Белоусовым мы были большими друзьями. Он был прекрасный человек и отличный бас-гитарист. Могу сказать, что он играл совсем не ту музыку, которая ему нравилась. Слушал он другое.
В начале 1992 года я встречаю учителя. В Москве. У меня перерыв между гастролями, любопытное такое событие, причинно-следственное. Как в эзотерике говорят, кармическое. На одном из концертов в ходе пьяной драки мне выбили зуб и на концерт в Ригу я не поехал, остался залечивать раны и приводить себя в порядок. И в этот момент я встречаю учителя, после чего я почти сразу же уезжаю в Сибирь, сначала чтобы посмотреть, и остаюсь там уже навсегда.
Как так получилось, что Сергей Анатольевич Тороп вдруг стал реинкарнацией Иисуса Христа?
Однажды мальчик Иисус, который был сыном плотника, и вдруг в 30 лет начал проповедовать в синагоге... Знаете, если внимательно читать Новый Завет, то там даже мама смутилась. Видимо, это какой-то физиологический процесс созревания мужчины, когда те качества или предначертание, которое внутри заложено, начинает раскрываться в определенном возрасте. Схема в данной ситуации довольно подобная. Да, был такой мальчик — Сережа Тороп. И когда ему исполнилось 29 лет, начался процесс осознания, а к 30 годам он начал уже говорить. Сам Виссарион утверждает, что это было как пробуждение, как будто потихонечку повязка с глаз уходит, ты осознаешь кто ты, и становишься способным ответить на любой вопрос, связанный с жизнью человека. Это если коротко.
Действительно ли Город Солнца существует как автономное экопоселение?
Две трети нашего рациона — это то, что мы выращиваем своими руками. В том числе, мы стараемся использовать только собственные семена, то есть мы занимаемся воспроизводством семян.
Электричество мы получаем из солнечных батарей и ветрогенераторов. Все, что мы не можем произвести сами или вырастить, мы покупаем.
Как мы зарабатываем? Несмотря на то, что в общине, в основном, живет городская интеллигенция, за 23 года мы научились многое делать своими руками. На несколько месяцев в году наши мужчины имеют право уходить на заработки. Они сколачивают строительные бригады, которые умеют все: спроектировать дом, построить его от фундамента до крыши и т. д. Эти коллективы не ругаются, не пьют водку, работают слаженно и быстро, поэтому на их услуги существует устойчивый спрос в близлежащих больших городах. Таким образом наши мужчины пополняют общий бюджет общины и собственной семьи. Так мы построили школу, так мы строим какие-то общественные здания. Да, в физическом плане эта жизнь может казаться тяжелой, однако мы стараемся быть максимально независимыми от внешних условий, полагаться лишь на собственные руки.
Выпускники вашей школы получают официальный аттестат о среднем образовании. Как складывается их дальнейшая судьба? Учатся ли они впоследствии в вузе?
Они учатся там, где пожелают учиться. Много молодежи остается в общине, создают семьи, строят дома. Есть те, кто переезжает в город. Есть те, кто после жизни в городе вновь возвращается в общину. Мы не вмешиваемся в судьбы детей — это правило.
Арбо Таммиксаар, один из режиссеров фильма «Христос живет в Сибири», прожил в общине вместе со своей семьей почти год. Как вы его воспринимали?
Да, Арбо вместе с семьей жил среди верующих, понемногу занимался огородом, а его дети ходили в детский сад, куда ходят верующие дети. Арбо сумел стать для многих близким человеком, по-хорошему вошел в доверие. Его искренность позволяла нам идти ему навстречу. Они были у нас везде: на занятиях, на литургиях. Такого аналога сотрудничества еще не было, поскольку в общине со скепсисом относятся к видеожурналистам и пишущим журналистам, которых за годы существования общины побывало у нас не мало. Иногда они прямо говорили, что работают по заказу и вынуждены делать о нас материалы в определенном ключе. Несколько лет назад мы даже приняли решение не общаться более с прессой. Но эстонцы сумели, в какой-то степени, разрушить для нас стереотип человека с камерой, и получилась прекрасная творческая работа, очень добрый фильм.
Как в общине регламентируется сексуальная жизнь? Спрашиваю в связи со слухами, что виссарионовцы якобы практикуют многоженство.
Многоженства у нас нет. В строгом религиозном смысле, при многоженстве мужчина сам выбирает, сколько ему иметь жен, сколько жен он может содержать, и женщина при такой схеме не имеет права голоса. Такой способ взаимоотношений мы не практикуем. Наша задача — стать очень близкими и открытыми людьми и никогда ничего не делать за спиной друг друга. Это важный момент. Мы стремимся к тому, чтобы мужчина и женщина оставались друзьями. А это очень сложная задача.
Обладая разной психологией, разным образом мышления, мужчина и женщина не всегда говорят друг другу правду. В этой открытой среде, где мы стараемся быть лучше, естественно, возникают чувства. И не только весной. Бывает так, что не все природные семьи, которые живут в общине, обладают друг к другу чувством природной любви. Конечно, когда люди не любят кого-то внутри семьи, а любят кого-то другого, это может привести к повышенной конфликтности и закрытости. Например, с точки зрения мужчины. Допустим, моя жена любит моего друга. По женщине это всегда видно. Мой друг, как мужчина, проявляет себя максимально сдержанно, он не делает никаких ответных шагов, и о его чувстве мы не знаем. И я, подозревая о чувствах супруги, задаю ей вопрос: ты влюблена в кого-то? Она говорит, что да, у меня есть чувства. И задача мужчины в этой ситуации — убедиться, что эти чувства взаимны, и отпустить женщину только после того, когда будет понятно, что образуется новая полноценная семья.
Наоборот, с точки зрения женщины. В меня, в мужа, влюблена лучшая подруга жены. Подруга одинокая. Я, как мужчина, никогда не оставлю свою избранницу. Мало того, мужчина открыто не скажет, что он кого-то любит — он не оставит свою ответственность за семью и детей, если этого хочет женщина. Если жена хочет помочь подруге реализовать ее чувства по отношению к мужу, то она делает необычные для женщины усилия, чтобы позволить подруге вместе строить быт и семью. Не так, что мужчина приводит в дом соседку и предлагает начать жить втроем — это грубейшее нарушение, а жена сама предлагает мужу создать тройственный союз, и они могут жить в таком союзе, если все с ним согласны и всех все устраивает. Но это сложнейшая духовная задача. В общине живет пять тысяч человек, и только две семьи живут подобным образом.
Существуют ли какие-то ограничения в плане употребления каких-то продуктов питания?
Да, мы не едим убойную пищу, то есть мясо и рыбу. Других ограничений не существует.
С критической точкой зрения на деятельность и учение Виссариона можно ознакомиться здесь: http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=8&id2=246 |