Африканские христиане, некогда бывшие объектом миссионерской деятельности, сегодня становятся самой динамичной частью христианского мира
СПРАВКА Искупленная Христианская Церковь Бога (The Redeemed Christian Church of God) была создана в Нигерии в 1952 году «Папой» Джосайей Акидайоми, неграмотрным проповедником, выросшим в Западной Африке. На первое молитвенное собрание пришло 9 человек. Пастор Енох Адеджаре Адебойе, бывший профессор математики, возглавил церковь в 1881 году после смерти Акидайоми. Под руководством г-на Адебойе церковь основала приходы в более чем 90 странах мира, включая Китай и Пакистан. В Северной Америке уже есть 292 церкви. Конфессиональная принадлежность: Пятидесятники Количество членов:
Миссия церкви: Попасть на небеса. Взять с собой столько людей, сколько сможем. Сомнительные учения:
|
Близится рассвет. Но собравшиеся не проявляют ни малейшего признака усталости. Вот уже больше восьми часов — всю жаркую тропическую ночь напролет — они танцевали, кричали и молились с проповедником, которого все попросту называют «Папа». На собрание пришло более 300 тысяч человек. Но для Искупленной Христианской Церкви Бога (ИХЦБ) это вполне рядовое событие.
Таково лицо христианства в XXI веке — колоссальное, беспокойное… и африканское. Вряд ли есть лучший тому пример, чем Искупленная Церковь и ненасытные амбиции ее главы, пастора Еноха Адеджаре Адебойе. Находчивый бывший математик возглавляет самое быстрорастущее христианское движение на континенте, которое стремительно накладывает отпечаток на христианство по всему миру.
Спустя столетия после того, как колонисты и миссионеры принесли Евангелие в Африку, вера начинает возвращаться обратно на Запад. Она принимает страстные, впечатляющие формы и выступает под разными названиями: пятидесятничество, афро-евангеликализм, харизматическое движение, христианское возрождение. Для миллионов последователей нового движения оно означает радикальный отказ от традиций и новое понимание христианской жизни — с акцентом на эмоциональных собраниях, духовном «перерождении» и трансформирующей силе Святого Духа.
Многие представители консервативных церквей — от Ватикана до Вестминстерского аббатства — воспринимают молодые африканские церкви как агрессоров, которые меняют облик христианства быстрее, чем поборники традиций успевают приспособиться к новым условиям.
Всемирный Совет Церквей, в котором преобладают протестанты, теперь считает демографическим центром христианского мира Северо-Запад Африки, но каждый год этот центр смещается все дальше на юг. Некоторые богословы уже предсказывают начало «африканской эпохи» в христианстве. Если так, то духовной родиной нового христианства является густонаселенная и англоязычная Нигерия, а такие церкви, как ИХЦБ, — это его новые миссионеры.
Церковь, начавшаяся в 1952 году с домашней группы по изучению Библии, превратилась в огромное и разнообразное сообщество: свой университет, своя киностудия, свое спутниковое телевидение. И не забудьте добавить к этому миллион последователей в 90 с лишним странах. Только в этом месяце трехдневную молитвенную конференцию близ Лагоса посетили почти миллион человек.
пастор Адебойе |
В одном из редких интервью Адебойе поведал репортеру из агентства «Ассошиэйтед Пресс» о своих планах: «По крайней мере, один член церкви в каждой семье во всему миру». И эта мечта, какой бы нереальной она ни казалась, имеет под собой твердую основу. По данным Центра изучения всемирного христианства (г. Саут-Хэмилтон, штат Массачусетс, США), сегодня широкое пятидесятническо-харизматическо-евангелическое движение объединяет почти четверть из почти 2,2 миллиарда христиан, живущих в мире. К 2025 году его доля в общем числе может достичь трети.
И это вопреки предостережениям критиков, которые утверждают, что новые движения зачастую основаны на сомнительном или циничном богословии. Пасторы, по их словам, используют Писание для собственного обогащения посредством так называемого «Евангелия преуспевания», в соответствии с которым Бог не против материального благополучия и благосклонен к тем, кто щедро жертвует на нужды церкви.
«Хотите увидеть, к чему движется христианство?» — спрашивает Кэмпбелл Шитту Момо, автор книг о религиозной ситуации в Нигерии. — «Приезжайте в Нигерию и посмотрите».
Не увидеть этого невозможно.
Почти каждая улица в многолюдном Лагосе увешана плакатами, приглашающими на собрания пробуждения, проповеди и благословения. Граффити на бордюре вдоль шоссе: «Нигерия — это страна, которая обретет Божье царство, которого Израиль лишился в Матфея 21:41-44».
Из этого религиозного инкубатора вышли сотни, если не тысячи новых церквей, последователи которых среди 61-миллионного христианского населения Нигерии численно превосходят католиков, англикан и прочих консервативных христиан в отношении почти два к одному.
Джосайя Акиндайоми |
В 1981 году Адебойе унаследовал церковь, которая лишь немного переросла размеры гостиной в доме ее основателя, необразованного проповедника по имени Джосайя Акиндайоми. Адебойе — высокий, красноречивый, имеющий докторскую степень по прикладной математике, — принял титул «генерального смотрителя» (Г.С.) и немедленно взялся за распространение церкви по всему миру. «Папа Г. С.», как его называют, постоянно искал новые возможности для развития. При поддержке влиятельных прихожан, среди которых были губернаторы и директора банков, он стал вхож в столичные и властные круги Нигерии. Потом церковь воспользовалась возможностями радио, телевидения, Интернета и развитой нигерийской киноиндустрии, известной под названием «Нолливуд».
Сегодня Искупленная Церковь насчитывает 5 млн. последователей в Нигерии и 250 тыс. за рубежом. Адебойе поставил своей целью достичь планки в 50 млн. В США 7 тыс. человек посетили ежегодную конференцию ИХЦБ на стадионе Мэдисон-Сквэр Гарден в Нью-Йорке.
Владениям ИХЦБ позавидуют даже американские телепроповедники:
- Строящийся в 27 км. От Лагоса город под названием Лагерь Искупления, в котором будет крытая арена для богослужений на полмиллиона человек.
- ниверситет Искупителя, открывшийся в октябре и уже насчитывающий 475 студентов. Уже составлен план поэтапного развития на ближайшие 10 лет.
- Корпорация World Dove Media — средоточие церковных проектов в области массовых коммуникаций: Dove Television, спутниковый телевизионный канал, вещающий из Далласа; Dove Link, провайдер беспроводного Интернета; Dove Billboards, глянцевый журнал с христианским уклоном; Dove Music, «христианский MTV» и два коротковолновых канала; Dove Movies, собственные фильмы на христианские темы.
Папа доволен.
«Наши цели — как мы уже сказали — потребуют большого объема проповеди в средствах массовой коммуникации, потому что в мире есть немало стран, куда нельзя просто войти со словами: „Я пастор“. Они не пустят вас даже в аэропорт», — говорит Адебойе. — «Но они не могут остановить проповедь в эфире. И вы не раз наблюдали то, что мы называем военной тактикой: сначала вы проводите бомбардировку с воздуха, а потом посылаете наземные войска».
Но насколько эффективны будут нигерийские миссионеры в деле проповеди благой вести? Есть некоторые проблемы. Например, ИХЦБ и другие африканские церкви все еще не могут выйти за пределы аудитории, состоящей из африканских иммигрантов, и привлечь сколько-нибудь значительное количество последователей неафриканского происхождения. Если они не смогут переломить ситуацию, Искупленная Церковь и ее меньшие сестры, скорее всего, останутся важным, но маргинальным фактором в деле всемирного благовестия.
«Найдут ли они общий язык с представителями других культур?» — говорит Аллан Андерсон, специалист по пятидесятническому движению из Бирмингемского университета в Великобритании. — «Это серьезное испытание».
Но Адебойе излучает уверенность: «Я верю… что в ближайшие 10 лет Искупленная Христианская Церковь Бога будет в каждой стране мира», — сказал он в интервью представителям АП, — «а потом в каждом городе, а потом в каждой деревне, а потом в каждом доме».
Однако, в конечном итоге, все эти грандиозные замыслы церкви зависят от того, будут ли ее последователи — многие из которых крайне бедны — и далее платить десятину и жертвовать последним. Адебойе говорит им: Давайте, чтобы получить. «В Слове Божьем ясно сказано, что ты не выберешься из бедности с помощью молитвы. Ты не выберешься из бедности при помощи поста», — сказал он после почти девятичасового богослужения. — «Есть только один способ избавиться от бедности. Сеять».
Критиков эти слова не удовлетворяют. Они говорят, что церковь внушает людям ложные надежды, и утверждают, что церковное руководство настолько одержимо идеей всемирного роста, что почти не обращает внимание на то, кто основывает новые церкви, и как они живут. «По сути, пасторы могут тратить деньги, как им заблагорассудится», — говорит Самуэль Байо Ароволаджу, специалист по африканским церквям, нигериец по происхождению, ныне живущий в пригороде Чикаго. — «Пасторы этой церкви становятся супергероями, чем-то вроде маленьких божков».
Адебойе не захотел обсуждать вопрос о финансовом положении церкви. Однако есть причины полагать, что церковь процветает. Новый университетский городок, по некоторым оценкам, обошелся в 123 млн. долларов. Церковная инвестиционная программа аккумулировала почти 4 млн. долларов на развитие компании Dove Media, проспекты которой обещают, что доходы вырастут до 500 млн. долларов к 2009 году.
У входа в кабинет одного из главных протеже пастора Адебойе, пастора Брауна Ойитсо, висит карта, на которой обозначены места на шести континентах — от Бостона до провинции Гуаньчжоу в Китае, — где уже есть Искупленные Церкви. Ойитсо рисует на листке бумаги африканский континент. Потом он поворачивает листок на 90 градусов: «Похоже на пистолет. И Нигерия находится там, где должен быть спусковой крючок. Огонь африканского благовестия растекается по земле».