Erika

CFAR Russia

    • Старая версия сайта
  • О «ЦАИ»
    • Устав
    • Этические принципы
    • История «ЦАИ»
    • Контакты
    • Проекты
    • Пожертвования
  • Христианская апологетика
    • Что такое апологетика?
    • Историческое христианство
    • Апологетика и светская философия
    • Апологетика и нехристианские религии
  • Новые религии и культы
    • Что такое культ?
    • Новости культов
    • Общий список групп
    • Тематический список групп
    • Цитаты из литературы культов
  • Практические советы
    • Советы благовестнику
    • Вопрос-ответ
    • Семинары
    • Тесты
  • Все материалы
    • Книги онлайн
    • Радиопрограммы
    • Видео
    • Вестники «ЦАИ»
    • Список материалов

ПОЖЕРТВОВАНИЯ


  • Карта сайта
  • Russia@Apologetika.ru
  • Смотрите нас на YouTube

CFAR Russia

CFAR Russia

    • Старая версия сайта
  • О «ЦАИ»
    • Устав
    • Этические принципы
    • История «ЦАИ»
    • Контакты
    • Проекты
    • Пожертвования
  • Христианская апологетика
    • Что такое апологетика?
    • Историческое христианство
    • Апологетика и светская философия
    • Апологетика и нехристианские религии
  • Новые религии и культы
    • Что такое культ?
    • Новости культов
    • Общий список групп
    • Тематический список групп
    • Цитаты из литературы культов
  • Практические советы
    • Советы благовестнику
    • Вопрос-ответ
    • Семинары
    • Тесты
  • Все материалы
    • Книги онлайн
    • Радиопрограммы
    • Видео
    • Вестники «ЦАИ»
    • Список материалов

Мормоны, Святые Последних Дней. Смит, Джозеф

Сортировать новости по дате
  • Новости культов
  • Мормоны, Святые Последних Дней. Смит, Джозеф
  • 1,200
  • 560
  • 214
  • 198
2013-05-15

Для мормонов Небесная Мать — высшее, но незнакомое существо

The Republic, 10.05.2013

По воскресеньям мормонские проповедники рассказывают о супермамах, которые бегают марафоны, занимаются домашним обучением своих десятерых детей, помогают в приютах для бездомных или поют кантаты Баха, а при том еще ежедневно молятся, занимаются изучением писаний и рассказывают об этом в блогах.

Однако лишь немногие услышат о величайшей из мам, о Небесной Матери.

Хотя ее существование признавали мормонские пророки, и о ней поется в гимнах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, о Матери Небесной нет ни слова в миссионерских материалах, религиозных учебниках, программах для молодежи и, по большей части, в священных текстах.

Это неудивительно, если учесть, что вера в Небесную Мать для мормонской религии является своего рода головоломкой. Хотя упоминания о Матери привлекают внимание некоторых потенциальных новообращенных, желающих, чтобы роль женщины получила большее признание, этим учением легко воспользоваться в интересах борьбы за рукоположение женщин или в интересах феминистских политических проектов.

Это не только лишило бы мормонизм уникальных черт, но и оттолкнуло бы от него выходцев из традиционного христианства, дав окружающим еще один повод считать Святых последних дней нехристианами.

Как бы ни относилась к этому официальная религия, все больше женщин-мормонок обращаются за утешением, сочувствием и самоидентификацией к образу Небесной Матери. Большинство не молится женскому божеству, но многие пишут, говорят или шепчутся о Ней — а некоторые неожиданно проникаются ощущением Ее присутствия.

В конце концов, это один из самых дерзких вкладов мормонизма в богословие.

Именно Небесная Мать, говорит Элизабет Хаммонд, бостонская мормонка, которая собирается упомянуть об этом женском божестве в своем выступлении на День матери, — «выделяет мормонизм как потенциально наиболее вдохновляющую и дружественную к женщинам форму христианства». Хаммонд называет Небесную мать «тузом в рукаве» мормонской церкви. Ее существование «дает нам огромные возможности для создания восхитительной современной эгалитарной теологии».

И потому неудивительно, что некоторые женщины мормонки легко погружаются в тайну Ее личности и сущности.

Разговоры о Боге-Матери начались среди мормонов с самого основания этой религии в начале XIX века, когда ее основатель Джозеф Смит объявил, что Бог в буквальном смысле является отцом Иисуса и всех человеческих духов. Смиту и последующим руководителям мормонов представлялось логичным, что у Небесного Отца должна быть жена.

Элайза Сноу

«Одиноки ли родители на небесах? Нет, сама мысль об этом заставляет разум вздрогнуть! Истина — это разум, вечная истина подсказывает мне, что у меня там есть мать», — писала поэтесса и одна из первых руководительниц женской работы среди мормонов Элайза Сноу в своем стихотворении Invocation, or the Eternal Father and Mother, которое впоследствии стало гимном O My Father.

По словам исследовательницы Линды Уилкокс, автора опубликованной в 1980 году революционной статьи «Мормонская концепция Матери Небесной», президент церкви СПД Уилфорд Вудрафф «приписывал Сноу авторство этой идеи».

«Этот гимн — откровение, хотя оно и было дано нам женщиной», — цитирует Уилкокс слова Вудраффа.

«Президент Джозеф Ф. Смит утверждал, что Бог открыл этот принцип („что у нас на Небесах есть не только Отец, но и Мать“) Джозефу Смиту, — пишет Уилкокс, — что Смит открыл его Сноу, одной из своих многочисленных жен; и что Сноу, будучи поэтессой, нашла вдохновение, чтобы изложить этот принцип в стихах».

Мормонское понимание творения выглядит так: «Боги сошли, чтобы устроить человека по образу Своему, по образу Богов сформировать Им его, мужчину и женщину сформировать Им их».

Фиона и Террил Гивенс

Согласно этой точки зрения, «Бог включает в себя возвышенного мужчину и возвышенную женщину», говорит Фиона Гивенс, вместе со своим мужем Террилом написавшая книгу «Плачущий Бог: как мормонизм понимает жизнь» (The God Who Weeps: How Mormonism Makes Sense of Life). Вера в то, что «мы являемся детьми небесных родителей представляет собой радикальный разрыв с традиционным христианством».

В 2011 году профессор Университета им. Бригама Янга Дэвид Паульсен и его студент Мартин Пулидо нашли в мормонских и академических источниках за период с 1844 года по настоящее время около 600 упоминаний Небесной Матери. В своей статье A Mother There, опубликованной в альманахе BYU Studies, Паульсен и Пулидо писали, что Небесную Мать описывают как «производитель и родитель, как божественная личность, как участница в сотворении миров, как соавтор плана спасения наряду с Отцом и как заботливый и любящий родитель, принимающий участие в нашем смертном испытании».

Дэвид Паульсен

Паульсен и Пулидо считают, что их исследование положило конец идее, что руководители СПД нечасто упоминают Небесную Мать, а потому и членам церкви не следует это делать.

Прочие в этом не столь уверены.

В конце 1980-х некоторые женщины-мормонки взялись изучать историю и богословие Небесной Матери. Некоторые даже упоминали Ее в своих молитвах и выступлениях, что вызвало ужас в рядах мужчин-руководителей церкви СПД.

В 1991 году апостол Гордон Хинкли, который четыре года спустя займет пост президента церкви, подтвердил, что церковь действительно верит в Бога Мать, сказав: «Логика и рассудок, конечно, подсказывают, что, если у нас есть Небесный Отец, у нас есть и Небесная Мать. Это учение вполне укладывается у меня в голове».

Но мормоны не молятся ей, сказал он, «потому что Иисус Христос… учил нас молиться нашему Небесному Отцу».

За несколько месяцев до этой речи Хинкли Дженис Оллред, преданная мормонка, живущая в г. Прово с мужем и девятью детьми, выступила с речью на День матери, в которой затронула тему о Небесной Матери. Ее выступление было принято хорошо, как она вспоминает в статье The One Who Never Left Us, опубликованной в недавнем номере журнала Sunstone. Несколько слушателей даже попросили у нее текст.

Однако через год после выступления Хинкли Оллред вновь выступила с речью на организованном журналом Sunstone симпозиуме «К вопросу о мормонском богословии Бога Матери». В этом и последующих выступлениях Оллред не высказывалась в пользу молитв, обращенных к Небесной Матери и не говорила, что сама молится ей. Тем не менее, она настаивала, что Бог Мать — это Святой Дух.

«Я высказала предположение, что Вечный Бог есть одновременно Мужчина и Женщина — Вечный Отец и Вечная Мать. Они оба в полной мере являются Богом и сотрудничают друг с другом, чтобы обеспечить нам бессмертие и вечную жизнь, — сказала Оллред в 1992 году. — Для этого Отец приносит в жертву свое вечное тело, чтобы стать Сыном и искупить нас от наших грехов, а Мать приносит в жертву свое вечное тело чтобы стать Святым Духом и утешать, просвящать и освящать нас».

Маргарет Тоскано

В 1995 году за подобные высказывания Оллред была отлучена от церкви.

Несколькими годами позже ее сестра, уважаемая мормонская феминистка Маргарет Тоскано, также была отлучена от церкви — отчасти за ее высказывания относительно Бога Матери. Другим авторам пригрозили наказанием, и публичное обсуждение вопроса в значительной мере ушло в тень или вовсе затихло.

Но теперь, судя по всему, тема Небесной Матери вновь понемногу просачивается в разговоры мормонов — и даже тема Ее взаимоотношений со Святым Духом.

Диана Притчетт, бывший президент бостонского Общества милосердия, не боится говорить о Небесной Матери, но не любит, когда ей придают «расплывчатый и сентиментальный» образ, или когда ее образ используют в политических целях.
Однако образ женщины среди богов кажется Притчетт интригующим.

Притчетт понимает, что с идеей Духа Святого как женского божества есть проблемы, которые требуют решения. Мормонизм утверждает, что Бог Отец и Иисус — разные существа, обладающие возвышенными телами, и что Святой Дух — это человек из духа. Но Пратчетт хочет подождать, пока время и новые откровения не привнесут большую ясность в роль Божественной Матери.

Новости

  • 2023-06-02 Писатели-историки по винтикам разобрали оставшуюся за кадром часть истории «резни в Маунтин-Медоуз»
  • 2023-05-25 6 вещей, которые мы теперь (возможно) знаем о благосостоянии церкви СПД
  • 2022-02-09 Мормонская патриархальность понемногу смягчается
Другие новости по этой теме

Видео

Мормоны. Разъяснительный фильм

Книги

Движение веры: искушение здоровьем и преуспеванием  Роберт М. Боумэн

© 2023 Центр Апологетических Исследований (ЦАИ)

Важное замечание: Мы оставляем за собой право не соглашаться во всех деталях с авторами публикуемых статей и материалов.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

Центр Апологетических Исследований 191186 Санкт-Петербург • а/я 100 • Россия

Карта сайта

Переход на старый сайт

Приложение для Андроид

Воспользуйтесь нашим мобильным приложением. «Новости», «Вопросы и ответы», «Радиопрограммы», «Видео» — эти рубрики продублированы в приложении и обновляются одновременно с сайтом. А также вы может задавать нам свои вопросы прямо из приложения.

Радио


• Два раза в месяц,
по средам с 17-20 до 18-00,
Петербург 1053 AM,
Выборг 92,6 FM
и слушайте на сайте радио