Erika

CFAR Russia

    • Старая версия сайта
  • О «ЦАИ»
    • Устав
    • Этические принципы
    • История «ЦАИ»
    • Контакты
    • Проекты
    • Пожертвования
  • Христианская апологетика
    • Что такое апологетика?
    • Историческое христианство
    • Апологетика и светская философия
    • Апологетика и нехристианские религии
  • Новые религии и культы
    • Что такое культ?
    • Новости культов
    • Общий список групп
    • Тематический список групп
    • Цитаты из литературы культов
  • Практические советы
    • Советы благовестнику
    • Вопрос-ответ
    • Семинары
    • Тесты
  • Все материалы
    • Книги онлайн
    • Радиопрограммы
    • Видео
    • Вестники «ЦАИ»
    • Список материалов

ПОЖЕРТВОВАНИЯ


  • Карта сайта
  • Russia@Apologetika.ru
  • Смотрите нас на YouTube

CFAR Russia

CFAR Russia

    • Старая версия сайта
  • О «ЦАИ»
    • Устав
    • Этические принципы
    • История «ЦАИ»
    • Контакты
    • Проекты
    • Пожертвования
  • Христианская апологетика
    • Что такое апологетика?
    • Историческое христианство
    • Апологетика и светская философия
    • Апологетика и нехристианские религии
  • Новые религии и культы
    • Что такое культ?
    • Новости культов
    • Общий список групп
    • Тематический список групп
    • Цитаты из литературы культов
  • Практические советы
    • Советы благовестнику
    • Вопрос-ответ
    • Семинары
    • Тесты
  • Все материалы
    • Книги онлайн
    • Радиопрограммы
    • Видео
    • Вестники «ЦАИ»
    • Список материалов

Мормоны, Святые Последних Дней. Смит, Джозеф

Сортировать новости по дате
  • Новости культов
  • Мормоны, Святые Последних Дней. Смит, Джозеф
  • 1,200
  • 560
  • 214
  • 198
2009-10-28

Мормоны и чернокожие

Religion Dispatches, 25.10.2009
http://www.religiondispatches.org/archive/religionandtheology/1931/

Даллин Оукс

Мормонский апостол Даллин Оукс выбрал для своей речи в защиту продолжающейся борьбы мормонов против однополых браков дружелюбную аудиторию из людей, проживающих в самом сердце «пояса Книги Мормона» [т. е. территорий, на которых проживает наибольшее число мормонов]. Выступая перед студентами филиала Университета им. Бригама Янга в штате Айдахо, Оукс посетовал на непрерывную эрозию религиозной свободы и на слабеющее влияние религии в общественной сфере, после чего в сильных выражениях принялся отстаивать «древний институт» семьи перед «так называемым „гражданским правом“ однополых пар пользоваться супружескими привилегиями».

Старейшина Оукс напомнил о вспышках ненависти в отношении мормонов и актах вандализма против мормонских храмов и приходских домов, которые последовали за принятием в ноябре 2008 года 8-й поправки, объявившей незаконными однополые браки в штате Калифорния. (Мормоны, которые составляют 2% населения Калифорнии, обеспечили более 50% индивидуальных пожертвований на проведение кампании в пользу 8-й поправки и составили значительное большинство активистов кампании.) Волна негодования, обрушившаяся после этого на мормонов, по словам Оукса, была сравнима с волной «запугивания чернокожих на Юге страны» во времена движения за гражданские права.

Оукс, бывший преподаватель юриспруденции из Чикагского университета, с 1957 по 1958 год служил клерком в офисе Главного судьи Верховного Суда Соединенных Штатов Эрла Уоррена — как раз после того, как суд под председательством Уоррена, рассматривая дело «Браун против Комитета по образованию» (1954), принял кульминационное решение о десегрегации, — и знал, что его сравнение мормонов с чернокожими привлечет внимание общественности. Более того, еще 12 октября, рассказывая репортеру AP о предстоящем выступлении, Оукс высказал предположение, что она может «показаться некоторым оскорбительной».

Естественно, ряд комментаторов изнутри (и извне) мормонизма выразили сомнение в здравости проведенной Оуксом аналогии, вопрошая, кем правильнее считать мормонов с их стремлением отменить однополые браки — поборниками религиозной свободы или противниками распространения прав человека на гомосексуалистов. А четыре мормонские общественные организации, отстаивающие права «голубых», опубликовали 16 октября совместное заявление, в котором настоятельно просили апостола подумать о том, что борьба мормонов против однополых браков может ограничить свободу вероисповедания членов тех конфессий, которые вверять в священство однополых связей.

Кейт Олберманн

Однако большинство комментаторов высказывания Оукса деликатно обошли молчанием еще большую проблему, заложенную в его сравнении мормонов с чернокожими: тот факт, что у нас, мормонов, есть собственная давняя и своеобразная история дискриминации афроамериканцев.

Комментатор новостного канала MSNBC Кейт Олберманн намекнул на эту историю, когда 14 октября присвоил Оуксу свою ежедневную награду «худшему человеку в мире». Сравнение последствий 8-й поправки с давлением на чернокожих избирателей, сказал Олберманн, особенно недопустимо, потому что мормоны были противниками расовой интеграции.

С 1849 по 1978 года Церковь Иисуса Христа Святых последних дней запрещала людям африканской расы быть носителями священства (которое доступно для всех верных мужчин-мормонов старше 12 лет), служить миссионерами и участвовать в храмовых церемониях — факт, о котором многим мормонам сегодня непросто говорить, и который они не могут объяснить.

Элайя Абель

Уокер Льюис

В первые годы истории мормонов, в 1830-1840-х годах, шесть или семь мужчин-афроамериканцев, включая Элайю Абеля (1808–1885) и Уокера Льюиса были наделены священством . Однако при втором президенте церкви Бригаме Янге ординация чернокожих прекращается, негров и негритянок перестают допускать к храмовым церемониям, и межрасовые браки официально объявляются недопустимыми.

Уильям Мак-Карри, полунегр-полуиндеец, старейшина мормонов в г. Уинтер-Куортерс, штат Небраска

Некоторые историки полагают, что резкая перемена в отношении Янга к статусу афроамериканцев могла быть связана с неприятным для него скандалом 1847 года, связанным с именем отлученного чернокожего мормона Уильяма Мак-Карри, или с политическим давлением со стороны кругов, желавших распространить рабовладение на территорию Юты. Каковы бы ни были истинные мотивы наложенных ограничений, вскоре мормоны опубликовали ряд богословских текстов, оправдывающих дискриминацию афроамериканцев, для чего позаимствовали из европейских и евроамериканских богословских учений идею о том, что африканцы и афроамериканцы являются потомками Каина или Хама.

По словам некоторых мормонов запрет на наделение священством чернокожих был частью проклятия, наложенного на Каина за убийство своего брата Авеля (Бытие 4), или проклятия, наложенного на Ханаана в наказание за унижение, которому его отец Хам подверг своего отца Ноя (Бытие 9:20-27). «Драгоценная Жемчужина», одна из священных книг мормонов, говорит, что народ Ханаанов был проклят «чернотой» (Моисей 7:5-8), и утверждает, что потомки Хама и его дочери Египты были прокляты «в том, что касается Священства» (Авраам 1:21-26).

В 1849 Бригам Янг объявил, что «Господь проклял семя Каиново чернотой и запретил им иметь Священство». Эту же точку зрения он еще раз подтвердил в обращении 16 января 1852 года к законодателям территории Юта:

Всякий, кто имеет хоть одну каплю семени [Каинова]… не может иметь священства, и если ни один другой пророк не сказал этого раньше, я скажу сейчас во имя Иисуса Христа. Я знаю, что это истина, и другие тоже это знают.

Бригам Янг

Орсон Хайд

Еще одну причину мормонской дискриминации чернокожих озвучил в 1845 году мормонский апостол Орсон Хайд, который заявил, что проклятие, лежащее на афроамериканцах, является наказанием за их поступки в предземной жизни.

На протяжении конца XIX и начала XX века эти учения набирали силу, в то время как память о первых чернокожих священниках ослабевала; руководство церкви продолжало отказывать в храмовых церемониях и праве быть священниками тем членам, у которых была хотя бы «1/32» африканской крови. В 1949 году Первое Президентство Церкви Иисуса Христа Святых последних дней выпустило заявление, что запрет на чернокожее священство был «прямым повелением от Господа, на котором учение церкви стоит со дней своего основания».

Брюс Мак-Конки

Марк Петерсен

Эзра Тафт Бенсон в бытность секретарем по вопросам сельского хозяйства

Более того, подъем движения за гражданские права в 1950-х и 1960-х годах заставил некоторых мормонских руководителей вновь высказаться в поддержку дискриминации. В 1954 году, выступая в Университете им. Бригама Янга, апостол Марк Петерсeн осудил межрасовые браки. Ссылаясь на учение, он заявил: «Если в моих детях есть хоть одна капля негритянской крови... они унаследовали проклятье [Ханаана]»;   в 1958 году Брюс Р. Мак-Конки в своей книге «Мормонское учение» (Mormon Doctrine) писал, что афроамериканцы были «менее доблестны в предземной жизни», а потому «пришли на землю через потомство Каина». Выступая с кафедры на полугодовой церковной конференции в 1965 году, апостол Эзра Тафт Бенсон (бывший секретарь правительства Эйзенхауэра по вопросам сельского хозяйства) объявил, что движение за гражданские права представляет собой коммунистический заговор с целью разрушить Америку.

Другие руководители мормонов относились к равноправию чернокожих более спокойно. Историки приписывают апостолу Хью Брауну и президенту Давиду Мак-Кею желание поставить вопрос об отмене запрета на священство чернокожих, несмотря даже на то, что оба они высказывали опасения по поводу движения за гражданские права. В 1969 году Первое Президентство церкви опубликовало официальное заявление, в котором выразило поддержку полного гражданского равноправия в соответствии с законом для всех граждан независимо от расы, одновременно отстаивая запрет на священство чернокожих как вопрос религиозной свободы.

Хью Браун

Дэвид Мак-Кей

8 июня 1978 года Первое Президентство Церкви Иисуса Христа Святых последних дней объявило, что «пришел давно обещанный день, когда каждый верный и достойный мужчина в Церкви может получить святое священство», тем самым, по существу, положив конец запрету на полноценное участие чернокожих в жизни церкви. Это заявление было признано откровением при подтверждении членов церкви на октябрьской Генеральной Конференции церкви и впоследствии канонизировано как Писание.

Гельвецио Мартинс

После отзыва запрета на чернокожее священство были предприняты некоторые официальные шаги, чтобы избавиться от предрассудков, все еще сохранявшихся в церкви. В 1981 году церковь опубликовала новое издание Книги Мормона, заменив обещание, что праведные станут «белыми» на обещание, что они станут «чистыми» (2 Нефий 30:6), но оставив нетронутыми немногие другие тексты Книги Мормона, связывавшие темную кожу с духовным проклятием. В 1990 году Гельвецио Мартинс, мормон афро-бразильского происхождения, стал первым мужчиной африканского происхождения, вошедшим в число Высших Властей церкви. Афроамериканцы-мормоны и их союзники также предприняли ряд неофициальных шагов с целью разъяснить членам церкви чувства и заботы чернокожих мормонов — в том числе с интересом принятый в 2007 году документальный фильм «Никто не знает: ненаписанная история чернокожих мормонов» (Nobody Knows: The Untold Story of Black Mormons) .

(По оценкам экспертов по всему миру сейчас насчитывается около миллиона мормонов африканского происхождения.)

Однако за отсутствием официального и недвусмысленного разъяснения прежних учений о расах, многие мормоны старшего поколения продолжают втихомолку хранить и пересказывать прежнее учение, связывающее черную кожу и запрет на священство с происхождением от Каина-Хама или с недостатком доблести в предземной жизни. Мормоны помоложе, родившиеся уже после снятия запрета на священство и воспитанные в атмосфере, выражаясь словами одного видного чернокожего мормона, «оглушительного молчания» относительно расы, мало что знают о дискриминации в церкви и немногочисленных источниках, из которых можно с этой историей познакомиться.

По сути, мормоны сейчас яснее осознают гонения, которым они прежде подвергались как религиозное меньшинство, чем свою ответственность за собственную историю дискриминации. Афроамериканская проблема редко обсуждается в ортодоксальных мормонских кругах, в то время как о жестоких избиениях мормонов в XIX веке, ордере на истребление мормонов, выданном в 1838 году штатом Миссури, убийстве Джозефа Смита и последующем исходе мормонов в штат Юта вспоминают часто. В прошлом ноябре митинги протеста возле мормонских храмов и приходских домов после выборов лишь усилили присущие мормонам глубинные ощущения гонимости и маргинальности.

Проведенная 13 октября старейшиной Оуксом параллель между афроамериканцами и мормонами сыграла на этом ощущении гонимости и взбудоражила мормонов, настроенных категорически против однополых браков, — как раз в тот момент, когда в штате Мэн разворачивается кампания по запрету однополых браков, а листовки с просьбой о пожертвованиях сыплются в почтовые ящики мормонов-сторонников однополых браков.

Автор этой статьи Джоанна Брукс выросла в семье ортодоксальных мормонов среди апельсиновых рощ округа Орандж, штат Калифорния, в годы холодной войны. Сегодня Джоанна — известный писатель и исследователь американской религии и культуры.

Новости

  • 2022-02-09 Мормонская патриархальность понемногу смягчается
  • 2021-11-24 Религиозность американских мормонов со временем снижается
  • 2021-11-17 Инвестиционный фонд мормонской церкви приобрел акции Tesla и заработал на Nvidia
Другие новости по этой теме

Видео

Свидетели Иеговы у ваших дверей

Книги

Новая апостольская реформация?  Р. Дуглас Гейветт и Холли Пивек

© 2023 Центр Апологетических Исследований (ЦАИ)

Важное замечание: Мы оставляем за собой право не соглашаться во всех деталях с авторами публикуемых статей и материалов.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

Центр Апологетических Исследований 191186 Санкт-Петербург • а/я 100 • Россия

Карта сайта

Переход на старый сайт

Приложение для Андроид

Воспользуйтесь нашим мобильным приложением. «Новости», «Вопросы и ответы», «Радиопрограммы», «Видео» — эти рубрики продублированы в приложении и обновляются одновременно с сайтом. А также вы может задавать нам свои вопросы прямо из приложения.

Радио


• Два раза в месяц,
по средам с 17-20 до 18-00,
Петербург 1053 AM,
Выборг 92,6 FM
и слушайте на сайте радио