Erika

CFAR Russia

    • Старая версия сайта
  • О «ЦАИ»
    • Устав
    • Этические принципы
    • История «ЦАИ»
    • Контакты
    • Проекты
    • Пожертвования
  • Христианская апологетика
    • Что такое апологетика?
    • Историческое христианство
    • Апологетика и светская философия
    • Апологетика и нехристианские религии
  • Новые религии и культы
    • Что такое культ?
    • Новости культов
    • Общий список групп
    • Тематический список групп
    • Цитаты из литературы культов
  • Практические советы
    • Советы благовестнику
    • Вопрос-ответ
    • Семинары
    • Тесты
  • Все материалы
    • Книги онлайн
    • Радиопрограммы
    • Видео
    • Вестники «ЦАИ»
    • Список материалов

ПОЖЕРТВОВАНИЯ


  • Карта сайта
  • Russia@Apologetika.ru
  • Смотрите нас на YouTube

CFAR Russia

CFAR Russia

    • Старая версия сайта
  • О «ЦАИ»
    • Устав
    • Этические принципы
    • История «ЦАИ»
    • Контакты
    • Проекты
    • Пожертвования
  • Христианская апологетика
    • Что такое апологетика?
    • Историческое христианство
    • Апологетика и светская философия
    • Апологетика и нехристианские религии
  • Новые религии и культы
    • Что такое культ?
    • Новости культов
    • Общий список групп
    • Тематический список групп
    • Цитаты из литературы культов
  • Практические советы
    • Советы благовестнику
    • Вопрос-ответ
    • Семинары
    • Тесты
  • Все материалы
    • Книги онлайн
    • Радиопрограммы
    • Видео
    • Вестники «ЦАИ»
    • Список материалов

Христианство в современном мире

Сортировать новости по дате
  • Новости культов
  • Христианство в современном мире
  • 1,200
  • 560
  • 214
  • 198
2016-09-21

Том Холланд: почему я ошибался насчет христианства

New Statesman, 14.09.2016
http://www.newstatesman.com/politics/religion/2016/09/tom-holland-why-i-was-wrong-about-christianity

Мне понадобилось много времени понять, что моя нравственность имеет не греческое и не римское, но, с гордостью это говорю, всецело христианское происхождение.

Когда я был ребенком, мое христианское воспитание было ослаблено ураганной силой моих увлечений. Сначала это были динозавры. Я живо помню свое потрясение, когда однажды на уроке воскресной школы я открыл детскую Библию и на первой же транице увидел изображение Адама и Евы в компании брахиозавра. Мне было лет шесть, но я, к несчастью, был абсолютно уверен, что ни один человек никогда не видел зауропода. И тот факт, что преподавателя эта ошибка ничуть не озаботила, лишь еще сильнее меня разозлил и ошеломил. Мою христианскую веру омрачила первая легкая тень сомнения.

Со временем все стало еще мрачнее. Мое увлечение динозаврами — прекрасными, свирепыми, вымершими — естественно перетекло в одержимость историей древних народов. Когда я читал Библию, мой интерес был прикован не столько к народу Израилеву или Иисусу и Его ученикам, сколько к их противникам: египтянам, ассирийцам, римлянам. Аналогичным образом, хотя я в общем и целом продолжал верить в Бога, Он казался мне бесконечно менее харизматичным, чем мои любимые Олимпийцы: Аполлон, Афина, Дионис. Вместо того, чтобы устанавливать законы и называть других богов бесами, они предпочитали наслаждаться жизнью. А праздность, эгоизм и жестокость лишь окружали их в моем представлении ореолом рок-звезд.

Со временем я прочел работы Эдварда Гиббона и других великих писателей Эпохи Просвещения и с готовностью принял их понимание истории — что триумф христианства стал началом «эпохи предрассудков и легковерия», и что в основе современности лежит отказ от покрытых пылью и давно забытых классических ценностей. Мои детские инстинктивные представления о Боге как о самодовольном противнике свободы и веселья обрели рациональное основание. Поражение язычества стало началом правления «Никтоотца» и всевозможных крестоносцев, инквизиторов и пуритан в черных шляпах, ему прислуживавших. Мир был обесцвечен и лишен радости. «Ты победил, о бледный Галилеянин, — писал Суинберн, вторя апокрифическим сетованиям Юлиана Отступника, последнего языческого императора Рима. — Мир серым стал в дыхании Твоем». Я инстинктивно соглашался.

Таким образом, наверное, не стоит удивляться тому, что период классической античности и в дальнейшем волновал и вдохновлял меня больше других. Когда я взялся за свою первую историческую книгу, Rubicon, я выбрал предмет, особенно близкий сердцу любого философа: эпоху Цицерона. Моя вторая книга, Persian Fire, была посвящена вопросу, который служил Монтеню и Байрону и в XXI веке продолжает служить Голливуду архетипом триумфа свободы над деспотизмом: персидским вторжениям в Грецию. 

Годы, проведенные за написанием этих исследований об истории классического мира, — я провел их в близком общении с Леонидом и Юлием Цезарем, погибшими при Фермопилах гоплитами и одержавшими победу при Алезии легионерами — лишь укрепила меня в моем восхищении. Спарта и Рима, даже при самом тщательном историческом анализе, не переставали казаться мне носителями свойств cверххищника. Как и в прошлом, они продолжали занимать мое воображение — подобно тиранозавру.

Однако гигантские хищники, каким бы чудом они ни были, по природе своей вызывают ужас. Чем дольше я погружался в изучение классической античности, тем более чужой и неприятной она мне казалась. Я не мог найти в себе ничего общего с ценностями Леонида, чей народ практиковал особенно человекоубийственную форму евгеники и учил своих детей ночами убивать дерзких унтерменшей; далеки от меня были и ценности Цезаря, который, по сообщениям современников, перебил миллион галлов и еще миллион обратил в рабство. И потрясение во мне вызвала не просто крайняя жестокость, но полное отсутствие осознания того, что бедные и слабые могут обладать какой-то неотъемлемой ценностью. И тогда основополагающее убеждение Эпохи Просвещения — что она ничем не была обязана вере, в которой родились многие известные ее вожди, — все больше казалось мне безосновательным.

«...каждый разумный человек, — писал Вольтер, — каждый порядочный человек должен ненавидеть христианскую секту». Не желая признать, что своими этическими принципами он может хоть в чем-то быть обязан христианству, он предпочитал искать их истоки в другом — и не только в классической литературе, но и в китайской философии и в силах собственного разума. Тем не менее, на Вольтере, с его заботой о слабых и гонимых, несмываемый отпечаток библейской этики виден более отчетливо, нежели он был готов признать. Его противление христианскому Богу черпало силы в побуждениях, которые были, по крайней мере отчасти, явно христианскими — очередной парадокс, которых Вольтер не был чужд.

«...мы проповедуем Христа распятого, — писал св. Павел, — для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие...» Он был прав. Ничто не могло быть более чуждо глубоко укоренившимся представлениям современников Павла, будь то иудеев, греков или римлян. Мысль о том, что некий бог мог вынести муки и смерть на кресте была столь шокирующей, что вызывала инстинктивное отвращение. Знакомство с библейским повествованием о распятии Христа несколько приглушило наше осознание того, насколько невиданным прежде божеством был Христос. В древнем мире боги, претендовавшие на власть над вселенной, правили ею, раздавая наказания — но не подвергаясь им.

Сегодня, хотя вера в Бога на Западе угасает, на странах, некогда собирательно именовавшихся христианским миром, по-прежнему лежит отпечаток той революции, произошедшей две тысячи лет назад, которую олицетворяет христианство. Именно поэтому, в общем и целом,большинство из нас, живущих в постхристианском обществе, по-прежнему принимает как должное мысль о том, что страдать благороднее, нежели причинять страдания. Именно поэтому мы в целом полагаем, что жизнь всех людей имеет равную ценность. В своей нравственности и этике я пришел к осознанию того, что я вовсе не грек и не римлянин, а насквозь христианин, и горжусь этим.

Новости

  • 2016-01-27 Даже в Средние века люди не считали Землю плоской
  • 2013-05-08 В Нью-Йорке планируют снести несколько исторических зданий церквей
Другие новости по этой теме

Видео

Поиск: Движение Новой Эры в новом свете

Книги

Рассуждая со свидетелями Иеговы при помощи Писания  Рон Роудс

© 2023 Центр Апологетических Исследований (ЦАИ)

Важное замечание: Мы оставляем за собой право не соглашаться во всех деталях с авторами публикуемых статей и материалов.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

Центр Апологетических Исследований 191186 Санкт-Петербург • а/я 100 • Россия

Карта сайта

Переход на старый сайт

Приложение для Андроид

Воспользуйтесь нашим мобильным приложением. «Новости», «Вопросы и ответы», «Радиопрограммы», «Видео» — эти рубрики продублированы в приложении и обновляются одновременно с сайтом. А также вы может задавать нам свои вопросы прямо из приложения.

Радио


• Два раза в месяц,
по средам с 17-20 до 18-00,
Петербург 1053 AM,
Выборг 92,6 FM
и слушайте на сайте радио