Бывший деловой партнер Хаббарда настучал федералам на Саентологию
Вот уже больше года мы знакомим вас с прежде неизвестными и подчас поразительными документами, которые наш друг Р. М. Зайберт смог вырвать из лап американского Управления по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) с помощью веб-сайта MuckRock по запросу, основанному на Акте о свободе информации.
FDA расследовало деятельность Л. Рона Хаббарда и Саентологии примерно с 1958 по 1971 год, а в 1963 году провело обыск в вашингтонском филиале организации. Среди добытых нами документов есть школьные аттестаты Хаббарда, стенограммы бесед с родственниками, бывшими членами организации и даже некоторыми известными писателями-фантастами.
Год назад, в январе, мы рассказали вам об одной поистине странной находке, обнаруженной в общей куче документов. Инспекторов FDA заинтересовал человек по имени Джозеф Эттельман, у которого на деловой почве возник конфликт с Хаббардом. По данным FDA, Эттельман и Хаббард были «близкими друзьями», вместе занялись бизнесом, став партнерами в ювелирной фабрике, которая изготавливала кулоны со знаками зодиака для организации Хаббарда. Потом между ними возникли разногласия, перетекшие в судебный иск.
Тогда мы отметили нелепость этой новости. Хаббард и астрология? Ни о чем подобном мы прежде не слышали. Что ж, теперь мы нашли еще более странные сведения в ту же копилку. Оказывается, в феврале 1963 года FDA разыскало Эттельмана и взяло у него показания. Мы подумали, вам будет интересно то, что он рассказал. Кое-что из его слов звучит просто дико.
12 февраля 1963 года инспектор FDA Джордж Тилроу встретился с Эттельманом в кабинете его адвоката. В то время Эттельман проживал в г. Кенсингтон, штат Мэриленд.
Была достигнута договоренность с г-ном Малкольмом Хьюстоном, проживающим по адресу 1010 Vermont Ave. Washington, D.C., о беседе с его клиентом, г-ном Джозефом Эттельманом. В настоящий момент г-н Хьюстон ведет гражданское дело против г-на Л. Рона Хаббарда по обвинению в неоправданном аресте г-на Джозефа Эттельмана, имевшем место после оправдания г-на Эттельмана в ходе слушаний по гражданскому иску №14-60, поданному в суд округа Колумбия 14 июня 1962 года. Информация об этом конкретном решении суда была ранее представлена в докладной записке, поданной в Отдел правового регулирования.
В 1957 и 1958 годах г-н Эттельман принимал участие в сделке по продаже недвижимости г-ну Л. Рону Хаббарду. Для завершения сделки г-н Хаббард потребовал, чтобы г-н Эттельман прослушал курсы в учредительной Саентологической церкви. Г-н Эттельман посещал курсы по процессингу и прослушал всего четыре сессии. Гражданский иск помешал г-ну Эттельману прослушать дополнительные сессии, которые он планировал посетить. Г-н Эттельман сообщил следующие сведения. Большая часть предоставленных им сведений не может быть документально подтверждена и представляет собой его личное мнение.
Хаббард создал Дианетику (1950), а потом Саентологию (1952), утверждая, что оба учения основаны не на религии, а на науке. Но когда первоначальный всплеск интереса сошел на нет, в 1953 году он признался в письме своей доверенной последовательнице Хелен О'Брайен, что дела идут хуже некуда. Правительство расследовало деятельность организации и преследовало ее, пресса была безжалостна, и привлечь новых людей не удавалось. Поэтому, писал Хаббард, можно попробовать зайти и «с религиозной стороны». 18 декабря 1953 года Хаббард, его сын Л. Рон Хаббард-младший и их жены в г. Кэмден, штат Нью-Джерси поставили подписи на бумагах, положив тем самым начало первой «Саентологической церкви» и еще двум организациям: Церкви Американской Науки и Церкви Духовного Инджиниринга. Спустя пару месяцев, в феврале 1954 года один из последователей Хаббарда открыл Саентологическую церковь в Лос-Анджелесе, которая со временем стала «материнской церковью». «Учредительную» Саентологическую церковь в Вашингтоне Хаббард открыл лишь в июле 1955 года, однако она стала его основной штаб-квартирой на несколько месяцев, после чего он покинул США и перебрался в Англию.
Г-н Эттельман заявил, что в 1957-1958 годах г-н Л. Рон Хаббард-младший и г-н Гленн Эллиотт были служителями церкви, проводившими религиозные собрания. Г-жа Мэрилин Роутсонг в то время была казначеем разных организаций. Он заявил, что до октября 1958 г-н Л. Рон Хаббард-старший постоянно присутствовал в вашингтонском офисе. В 1958 году Хаббард уехал и поселился в Англии. Г-н Эттельман рассказал, что г-н Л. Рон Хаббард-старший провел несколько встреч, во время которых попытался умерить страх членов церкви относительно применения атомной бомбы. Для этого он объяснил, что клирование людей защитит их от радиоактивных осадков. Г-н Эттельман охарактеризовал Дианетику как библию этой организации, а Саентологию — как ее практику.
Да, это действительно похоже на Хаббарда. Иногда трудно держать в памяти, что на протяжении большей части ранней истории Саентологии Хаббард пользовался страхом людей перед атомной бомбой как мощным мотиватором. Даже в 1990-х годах бывшие члены организации рассказывали нам, как молодым людям говорили, что им нужно отказаться от привычной жизни и стать членами Морской организации, потому что не за горами ядерный холокост. Представьте себе, насколько сильнее был этот страх в 1950-х годах.
Г-н Эттельман заявил, что во время его делового общения с г-ном Л. Роном Хаббардом г-н Хаббард рассказал ему, что церковь была создана как средство избавиться от налоговых платежей, поскольку церковь — это организация, освобожденная от уплаты налогов. По его словам, Хаббард рассказал ему, что благодаря его принадлежности к церкви значительной частью деловых предприятий, которыми руководил Л. Рон Хаббард, можно было управлять через эту освобожденную от уплаты налогов организации. В 1957-1958 годах г-н Эттельман получил от г-на Хаббарда много чеков, и все они были подписаны именем Л. Рона Хаббарда. Большая часть чеков также была заверена Мэрилин Роутсонг и Мэри Сью Хаббард. Г-н Эттельман объяснил, что большинство чеков было выписано на Линкольнский национальный банк в Вашингтоне.
Г-н Эттельман заявил, что «процессинг» определенно преподносился как средство избавления от разных телесных недугов. Он заявил, что, по их утверждениям, после того, как человек прошел процессинг и стал клиром, эти физические недуги исчезнут. Далее он заявил, что пройти одитинг можно без использования Е-метра, но сделать человека клиром без использования Е-метра нельзя. Однако потом он рассказал, что практика Саентологии преподносилась как исцеление от различных недугов, хотя Е-метр при этом не использовался.
Управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов занималось расследованием деятельности Саентологии потому, что федеральное правительство — во всяком случае, в те времена, — более ревностно относилось к своей роли сторожевого пса в вопросах липовых исцелений. В Дианетике Хаббард утверждал, что почти все физические недуги человечества на самом деле имеют психосоматическую природу и могут быть излечены с помощью его методики консультирования. На практике это привело к утверждению, что с помощью Саентологии он сможет излечить практически все, что можно, и это привлекло внимание FDA.
Человек, желающий подвергнуться процессингу или стать одитором прослушивает несколько занятий, чтобы научиться этой практике. Во время первого занятия Е-метр не используется. Однако во время второго и третьего занятия Е-метр является существенным компонентом. Он рассказал, что кровати, расположенные в разных комнатах здания, используются для осуществления процессинга с использованием Е-метра. Во время процессинга пациента помещают в лежачее положение.
Г-н Эттельман заявил, что может определенно засвидетельствовать о том, что Дианетика преподносилась как лекарство от телесных недугов. Он заявил, что знал об этом, случайно услышав разговор между одитором (имя неизвестно) и пациенткой, у которой были язвы на ногах. Он также вспомнил еще один случай, когда пациенту, страдавшему болезнью легких, пообещали помочь, используя саентологические методы. Он заявил, что знает лишь об одном случае применение Е-метра и одной попытке исцелить больного — речь шла о женщине, страдавшей «женской проблемой». Он заявил, что не помнит имени пациента и точных подробностей за исключением того, что одитор вставил шнур Е-метра в наружное отверстие влагалища, чтобы считать показания Е-метра, и это вызвало осложнения (предположительно инфекцию).
Такого нам еще слышать не доводилось. Возможно, кто-то из наших старожилов сможет рассказать подробнее о таком использовании Е-метра. И да, это гнусности.
Г-н Эттельман заявил, что в организации практиковали «свободную любовь». Он рассказал, что г-н Л. Рон Хаббард постоянно философствовал на тему «тело сделает то, на что оно способно». Далее он рассказал, что в большинстве комнат в разных зданиях находились магнитофоны, скрытые под кроватями или в разных других предметах мебели. Он убежден, что информация, получаемая с помощью этих магнитофонов, использовалась для мягкой формы шантажа. Г-н Эттельман заявил, что Хаббард шантажировал его самого, когда он колебался перед тем, как переписать на имя г-на Хаббарда принадлежавшую ему недвижимость. Как он заявил, Хаббард сказал ему, что с его стороны будет мудро переписать собственность, если он не хочет, чтобы информация о предыдущем разводе г-на Эттельмана была предана огласке. Г-н Хаббард утверждал, что развод был осуществлен незаконно. Г-н Эттельман заявил, что все проверил, и развод, насколько он может судить, был законным, однако он не стал полагаться на случай, зная, к каким способам и средствам Хаббард прибегал для добывания информации. Он также заявил, что Хаббард сообщил ему, что ему известно об аресте, которому г-н Эттельман был подвергнут в штате Джорджия по обвинению в вооруженном ограблении и изнасиловании. Г-н Эттельман был оправдан. Сведения об обвинении в грабеже и изнасиловании Хаббард получили из анкеты службы безопасности, которую заполнил г-н Эттельман.
Ого, здесь много о чем можно поговорить. Во-первых, нельзя не восхититься тем, как похоже на Алистера Кроули звучит диктум Хаббарда: «Тело сделает то, на что оно способно». Можно прямо-таки увидеть, как он это говорит. Известно ли кому-нибудь, говорил ли он нечто подобное в лекции, записанной на аудио? Что касается слов Эттельмана о том, что Хаббард изучил его и грозил ему шантажом, — хотя мы не можем проверить утверждения Эттельмана, они в точности совпадают с тем, что Хаббард описывал в своем «Руководстве по справедливости» (1995) и позднейших инструкциях о том, как собирать досье на тех, кого Хаббард считал врагами, и угрожать им. Хотя сегодня все лавры достаются Дэвиду Мискевиджу и его частным сыщикам, едва ли можно сомневаться в том, что Хаббард безжалостно прибегал к сбору компромата даже в 1950-х годах. И одним из главных инструментов, которым пользуются и Хаббард, и Мискевидж, является «проверка безопасности», когда саентологов принуждают выворачиваться наизнанку, рассказывая о самых личных вещах, глядя на шкалу Е-метра. На протяжении 60 лет саентологи сообщают организации сведения, которые впоследствии можно будет использовать против них.
Г-на Эттельмана расспросили о том, знает ли он некоторых лиц, связанных с организацией. Он утверждает, что г-н Ричард Стивс прошел одитинг в 1958 году, как и Милдред Дин Галуша. Он сказал, что г-н Джон Галуша руководил всеми одиторами, уделяя особое внимание тем одиторам, которые ездили по стране. Г-н Эттельман также заявил, что г-н Бонни Тернер несколько раз обращался к г-ну Эттельману с непристойными предложениями и однажды «получил тумаков». Он также заявил, что г-н Джордж Эллиотт совершал в церкви обряды бракосочетания.
Г-н Эттельман завил, что помнит, как слышал об одной девочке 13 или 14 лет, которая больше года жила в Саентологической академии. Он сообщил, что эту девушку считали умственной отсталой (возможно, этой девушкой была Хелена Мэнсон, о которой говорилось в моей предыдущей докладной записке). Г-н Эттельман заявил, что г-н Бринкман (адвокат, в настоящий момент ведущий дело проведенных FDA изъятиях) одно время был членом учредительной Саентологической церкви и близким помощником Л. Рона Хаббарда. Он говорит, что г-н Бринкман был в постоянном личном контакте с г-ном Л. Роном Хаббардом и, как считается, был связан с Дианетикой во времена ее расцвета в штате Канзас.
Г-ну Эттельману был задан вопрос о том, известны ли ему причины, по которым название «Церковь Религии Человека» было изменено на Учредительную Саентологическую церковь. По его словам, Л. Рон Хаббард сообщил ему, что название было изменено ради налоговых льгот. Хаббард пояснил, что нью-йоркская Учредительная Саентологическая церковь была освобождена от уплаты налогов, а вашингтонская церковь — нет. Изменение названия было произведено с целью обеспечить закупку оборудования, расходных материалов и т. п. через нью-йоркскую церковь без уплаты налогов. Затем оборудование было передано вашингтонской церкви способом, снижавшим налоговую ставку.
Об этом мы еще раньше не слышали. «Церковь Религии Человека»? Это кому-нибудь о чем-нибудь говорит? Кроме того, в Интернете нам не удалось найти никакого упоминания о «Нью-Йоркской Учредительной Саентологической церкви». Эттельман мог ошибаться или пересказывал ложь, услышанную от Хаббарда. Однако нам нравится мысль о том, что некогда Хаббард называл свою организацию Церковью Религии Человека, и нам интересно, можно ли найти подтверждение этому факту.
Г-н Эттельман заявил, что члены церкви и одиторы могут купить Е-метр. Однако далее он сообщил, что одиторы не обязательно должны быть членами церкви. Относительно церкви он заявил, что, по его мнению, членские взносы составляли 25 долларов в год, и что в дополнение к этим взносам во время богослужений собирали пожертвования. Он также вспомнил, что где-то в 1958 году была запущена кампания по сбору средств на строительство здания.
Г-ну Эттельману был задан вопрос о том, известно ли лично ему о каких-либо безнравственных деяниях, имевших место на территории Учредительной Саентологической церкви. Он сообщил, что сведениями из первых рук не располагает, однако женщины-сотрудницы церкви собирались в маленьком ресторане на перекрестке Коннектикут-авеню и Р-стрит (через улицу от магазина Empire Drugs), с 21:30 до 23:00. Он сообщил, что эти женщины громко и неприкрыто говорили о своих отношениях с г-ном Л. Роном Хаббардом и другими людьми, связанными с Учредительной Саентологической церковью. Он заявил, что члены этих организаций по-прежнему используют это место для своих встреч.
Это просто шедевр. Девушки-саентологи каждый вечер тусуются возле аптеки на углу, обмениваясь рассказами о своих интимных отношениях с Лафайеттом Роном. Читатель, эта сцена просто просится на экран.
Г-н Эттельман заявил, что его попросили спроектировать и построить «мемориальную доску для живых». Ее должны были повесить в здании Учредительной Саентологической церкви. Он описал мемориальную доску как большую, подсвеченную медную пластину с инструментом для гравировки на ней имен. Каждое имя будет обозначать человека, готового заплатить 400 долларов, чтобы его имя поместили на этот «мемориал для живых». Из-за судебного иска проект не был завершен. Он также сообщил, что изготовил браслеты с маленькой эмблемой наверху. Эта эмблема имела вид треугольника с двумя выпуклыми буквами S. На обороте эмблемы была надпись:
AD 8
John Doe
Scientology clear
LRH
Г-н Эттельман сообщил, что «AD 8» означает 8 лет после основания Дианетики (After Dianetics 8). В январе 1959 года эти браслеты были вручены примерно 350 людям, посетившим Саентологический Конгресс в гостинице «Шорхэм». Г-н Этельманн сообщил, что большинство этих людей было из других стран.
Г-н Эттельманн заявил, что он с радостью выступит свидетелем в любом суде, чтобы помочь нам любым возможным способом.
Джордж Тилроу
Нам неизвестно, вызывали ли когда-нибудь Эттельмана в качестве свидетеля на судебные слушания, которые последовали за обысками, проведенными FDA в 1963 году, и продолжались до 1971 года. Со временем истцы и ответчики примирились, и Саентологию обязали разместить на всех Е-метрах сообщение о том, что Е-метр — это не аппарат для медицинской диагностики. Но благодаря Р. Зайберту мы узнаем, что в результате расследования, проведенного FDA, было получено множество ценных документов. Разве не здорово?