Когда ФБР проверило, хвалился ли Л. Рон Хаббард возможностью разбогатеть, создав религию
Приближается еще одна значительная годовщина — 30 лет с тех пор, как Великий Тэтан, Л. Рон Хаббард, покинул свое материальное тело, — и мы копались в своих архивах в поисках еще не опубликованного материала. Для самой годовщины у нас есть кое-что весьма интересное и ни разу не публиковавшееся онлайн. Однако заодно мы обнаружили факты, с которыми вам будет любопытно познакомиться.
На днях один из наших читателей задал вопрос об Айзеке Азимове, о том, говорил ли ему Хаббард когда-нибудь, что единственный способ заработать миллион долларов — изобрести религию. Ранее мы уже пришли к выводу, что Хаббард действительно сказал это нескольким людям в 1948-1949 годах — до того, как в 1950 году увидела свет его книга «Дианетика». Но Азимова в числе этих людей, возможно, не было.
Мы говорим так потому, что, как говорил сам Азимов, он мало общался с Хаббардом, а в тот период вообще с ним не виделся. Мы знаем об этом, поскольку Азимова, как выясняется, опрашивали инспекторы Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) в ходе расследования деятельности Хаббарда после обысков, проведенных в вашингтонском офисе Саентологии в 1963 году. Исследователь Р. М. Сайберт обнаружил множество интереснейших фактов, убедив FDA предать гласности документацию того расследования. Благодаря этим находкам мы в «Бункере», например, впервые опубликовали школьные оценки Хаббарда и узнали, что Хаббард заявил Джону Макмастеру, будто собирается в будущем вновь воплотиться в лице будущего cына своей дочери Дианы.
Как напомнил нам Сайберт, среди полученных таким образом документов присутствовали сведения, что инспекторы беседовали с Азимовым и еще одним писателем-фантастом, Альфредом Ван-Вогтом, и самостоятельно нашли подтверждения того, что Хаббард действительно называл религию единственным способом заработать миллион долларов. Сегодня мы предлагаем вам отрывки из этих докладов:
Айзек Азимов |
На Валентинов день в 1963 году инспектор FDA Говард Нисс допросил профессора Айзека Азимова с целью собрать сведения об Л. Роне Хаббарде. Вот протокол этого допроса:
Инспектор Бирон в своей докладной записке высказывает предположение, что профессор Айзек Азимов из Бостонского университета может располагать сведениями, проливающими свет на личность и прошлое г-на Хаббарда.
Айзек Азимов — адъюнкт-профессор микробиологии в Медицинской школе Бостонского университета (Бостон, штат Массачусетс). Один раз в неделю по четвергам он читает лекции, а в остальные дни недели пишет научную фантастику и научные книги. Он проживает по адресу Гринхаус-стрит, д. 45, г. Ньютон, штат Массачусетс.
Я побеседовал с профессором Азимовым в Медицинской школе. Он сообщил мне, что знает очень мало о г-не Хаббарде и встречался с ним всего трижды. Первая встреча произошла в 1939 году в конторе издательства, где их представили друг другу, и на этом их первая встреча закончилась. Позже, в 1943 или 1944 году, он встретился с г-ном Хаббардом на Филадельфийской верфи, куда г-н Хаббард пришел в роли посетителя. Г-н Хаббард отобедал с группой людей, в числе которых был профессор Азимов, а на следующий день профессор встретил его, когда тот осматривал верфь. Никаких других контактов с г-ном Хаббардом профессор Азимов не имел. По его словам, он убежден, что тот был офицером вооруженных сил во время Второй мировой войны. Он не уверен, в каком роде войск, в армии или во флоте, тот служил, но предположил, что во флоте, поскольку тот был с экскурсией на верфи, когда они встретились в 1943 или 1944 году.
Профессор Азимов полагает, что дополнительные сведения о Хаббарде мог бы сообщить Джон Кэмпбелл-младший, редактор журнала Analog of Science Fact and Science Fiction. По его словам, г-н Кэмпбелл был связан с Хаббардом в рамках Дианетики, а затем прервал общение с ним. Г-н Кэмпбулл проживает по адресу Орчард-роуд, д. 1457, г. Маунтинсайд, Нью-Джерси. Его телефонный номер — Adams 3-3420. Он является сотрудником издательства Conde Nast Publications в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк.
Он также сообщил мне, что ныне покойный д-р медицины Джозеф Уинтер был зятем г-на Кэмпбелла, и что он написал книгу под названием «Взгляд врача на Дианетику» (A Doctor Looks at Dianetics).
Во время беседы с профессором Азимовым он сообщил мне, что журнал «Тайм» опубликовал разгромную статью о г-не Хаббарде, когда тот был вовлечен в бракоразводный процесс. По его мнению, эта статья появилась где-то в 1953-1954 годах.
Он сказал, что есть еще один человек, который может многое знать о Хаббарде: г-н А. Э. Ван-Вогт из Лос-Анджелеса, который был «большой шишкой» в Дианетике на Западном побережье. Ван-Вогт поддерживал деятельность движения на Западном побережье после того, как деятельность на Восточном побережье затихла. Ему кажется, что Ван-Вогт может быть хорошим источником информации, если согласится говорить. Профессор Азимов сказал, что лично не знаком с Ван-Вогтом, но с учетом его (Ван-Вогта) связей ему кажется, что тот наверняка должен знать много о г-не Хаббарде.
Вполне возможно, что Управление располагает сведениями о г-не Ван-Вогте.
Альфред Ван-Вогт |
На основании этой рекомендации Азимова два других инспектора FDA — Д. Л. Довел и Дэйл Харпер — нанесли визит писателю Альфреду Ван-Вогту в Лос-Анджелесе через две недели после вышеупомянутой беседы с Азимовым.
Согласно требованию DRM от 28.2.1963 инспектор Дэйл Харпер и я провели беседу с А. Э. Ван-Вогтом в его офисе. В настоящий момент он руководит центром Дианетики в Голливуде под названием Hollywood Dianetics, который находится по адресу Хоторн-авеню, д. 7089. Хотя Ван-Вогт был директором Хаббардовского фонда дианетических исследований (Hubbard Dianetic Research Foundation) до того, как в 1950 году разорвал связи с Хаббардом, он сообщил нам очень мало фактических сведений.
Он утверждает, что впервые познакомился с Хаббардом в 1945 году. Поскольку оба они были писателями-фантастами, у них было много общего. Он не смог предоставить никаких сведений о жизни и личности Хаббарда за исключением подробностей ограниченного опыта личного общения с ним.
Фигурант заинтересовался идеями Хаббарда и стал его помощником, со временем заняв пост главы лос-анджелесского офиса организации. В 1949 году другой член организации сообщил Ван-Вогту, что Хаббард начал углубляться в метафизическую философию, связанную с культом. Поскольку, как заявил Ван-Вогт, он принадлежит к «рациональной школе» и против привнесения в организацию любых религиозных или метафизических идей, причина конфликта между ними теперь очевидна. В 1950 году Хаббард лишь предложил Ван-Вогту, чтобы организация приняла новую религиозную идеологию и остальное.
Примерно половина группы поддержала Хаббарда и его идеи, однако Ван-Вогт и остальные откололись от организации, чтобы в дальнейшем придерживаться строго дианетического подхода. Затем была создана дианетическая группа, которую в настоящее время возглавляет Ван-Вогт.
По словам Ван-Вогта, со времени их разделения в 1950 году он видел Хаббарда лишь трижды… По одному разу в 1951, 1953 и 1954 годах. Он заявил, что в 1954 году встретил Хаббарда на одной из лекций, которые тот читал в Финиксе. Во время этой последней встречи он ни о чем не говорил с Хаббардом. Ваг-Вогт заявил, что не поддерживал общения или связи с Хаббардом или его организацией с тех пор, как их пути разошлись. Он утверждает, что не располагает сведениями о нынешней деятельности культа.
Хотя Ван-Вогт и Хаббард были коллегами, Ван-Вогт заявил, что очень мало знает о реальной деятельности Хаббарда. Он объяснил: «Возможно, у Хаббарда много последователей, но друзей у него нет». Он упомянул, что во время их сотрудничества Хаббарда большую часть времени не было в городе. По словам Ван-Вогта, Хаббард не рассказывал о своих планах жене — он уезжал, не сообщая ей о том, что собирается уехать. Ван-Вогт заявил, что «на самом деле, с Хаббардом никто не сближается, и его никто не знает».
Мы спросили мнение Ван-Вогта о том, нормален ли Хаббард с точки зрения психического состояния. Подумав некоторое время, Ван-Вогт не дал определенного ответа. Мы также спросили, считает ли он, что Хаббард искренен в своих предприятиях. Он ответил, что, по его мнению, Хаббард очень искренен и «верит в каждое слово». Ван-Вогт заявил, что Хаббард «знаком с рекламой и знает, как привлечь толпу». В остальном он знает очень мало о личности и деятельности Хаббарда и его организации.
Он полагает, что Хаббард, возможно, был четырежды женат, поскольку как-то раз он видел письмо от женщины из Нового Орлеана, которая признавалась, что некогда была замужем за Хаббардом. Он не помнит имени женщины и каких-либо иных фактов об этом предполагаемом браке. По словам Ван-Вогта, Хаббард, возможно, прослушал несколько курсов в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA).
Г-н Ван-Вогт не смог сообщить никакие дополнительные подробности. У инспекторов создалось впечатление, что он знает гораздо больше, чем рассказал нам во время беседы. Судя по тому, как выглядит офис Ван-Вогта, инспекторы полагают, что его вариант организации не слишком успешен. Возможно, он утаил многое относительно своей деятельности в то время, когда они с Л. Роном Хаббардом сотрудничали, поскольку в настоящее время руководит аналогичной организацией.
На прощанье Ван-Вогт заметил инспекторам, что мы можем получить лучшее представление о «людях типа Хаббарда», прочтя его (Ван-Вогта) новую книгу The Violent Man.
— Д. Л. Довел, инспектор
Дэйл Харпер, инспектор
Беседа с Ван-Вогтом напоминает нам о том, что не все, кого в 1950 году охватил интерес к Дианетике, были рады новому направлению, которое Хаббард избрал два года спустя, когда создал «Саентологию». Помните, его книга, изданная в 1950 году, называлась «Дианетика: современная наука душевного здоровья», и Хаббард утверждал, что его новая «наука» опиралась на многолетние исследования и сотни клинических случаев (сведения о которых так и не были обнаружены). После катастрофического 1951 года, когда его брак с Сарой Нортруп дал трещину, и Хаббард бежал на Кубу, похитив собственную дочь Алексис, он вновь взялся за дело в Уичите с помощью нефтяного магната Дона Перселла. Однако после банкротства Хаббард потерял права на использование слова «Дианетика», поэтому ему пришлось начать все сначала и придумать название «Саентология». На этот раз он не собирался довольствоваться просьбами о том, чтобы его последователи вспоминали ощущения, пережитые в материнской утробе. Подталкиваемый некоторыми приверженцами с буйным воображением Хаббард теперь побуждал их идти дальше и «вспоминать» свои прошлые жизни.
Кадр из фильма "Мастер" |
Именно против этого возражали Ван-Вогт и прочие ранние приверженцы Дианетики. Если они каким-то образом могли оставить свой скептицизм на достаточно долгий срок, чтобы вспомнить время, когда они были яйцеклеткой, спермой или зиготой и переживали трудные времена в материнской утробе, пойти еще дальше и вернуться в прошлую жизнь было для них уже чересчур. Этот момент был отражен в фильме «Мастер» Пола Томаса Андерсона, вышедшем в 2012 году, где Хаббард, роль которого играет Филип Сеймур Хоффман, наталкивается на сопротивление своих последователей — вроде женщины, роль которой играет Лора Дерн. Это уже не было «наукой», даже видимостью науки, теперь это было чистой фантазией, как признается герой Хоффмана (ой). То же было и в реальности: некоторые ранние приверженцы Дианетики, убежденные, что Хаббард действительно что-то знал, прежде чем сорвался с катушек, остались верны первоначальной идее аудирования «пренатальных» инграмм, и вот, в 1963 году Ван-Вогт все еще честно пытается это делать со своей маленькой группой сторонников в Лос-Анджелесе. Но даже инспекторы FDA увидели, что он не достиг больших успехов.
Битва FDA с Саентологией в судах по поводу медицинских заявлений Хаббарда относительно Е-метра тянулась много лет после обысков 1963 года. Инспекторы по-прежнему искали компромат, когда в 1970 году решили проверить, насколько правдивы слухи, будто в 1948 году Хаббард похвалился, что создать религию — единственный способ заработать миллион долларов. Одним из мест, где он при множестве свидетелей сказал это, было собрание Восточной ассоциации научной фантастики в г. Ньюарк, штат Нью-Джерси, в ноябре 1948 года. Летом 1970 года инспектор FDA Чарльз Эверлайн решил разыскать этих свидетелей, в том числе известного коллекционера научной фантастики Сэма Московица.
Сэм Московиц
Докладная записка о беседе — 30 августа 1970 года
Между: г-ном Сэмюэлом Московицем, Роузвилл-авеню, д. 361, г. Ньюарк, штат Нью-Джерси (тел. № 201-HU-5-3295)
И: г-ном Чарльзом Эверлайном, следователем, CMB, NYK-21
По предварительной договоренности я посетил г-на Московица у него дома, чтобы обсудить информацию о ранней истории г-на Л. Рона Хаббарда, которой он, по некоторым сведениям, располагал. Г-н Московиц сообщил г-ну Баду Лофтусу, что он впервые услышал на одном собрании, как г-н Хаббард сказал, что единственный способ заработать миллион долларов — создать собственную религии.
Г-н Московиц заявил, что собрание, о котором шла речь, состоялось в помещении Slovak Circle Hall на Моррис-авеню в г. Ньюарк, штат Нью-Джерси, 7 ноября 1948 года. То, что собрание проходило с участием г-на Хаббарда подтверждено двумя свидетельствами. На 6-й странице любительского журнала Fantasy Times от 15 декабря 1948 года говорится, что 7 ноября Общество провело встречу, спикером на которой был г-н Л. Рон Хаббард. На с. 54 журнала Fantasy Annual за 1948 год опубликованы краткие итоги ежемесячных собраний Восточного общества научной фантастики. Здесь же говорится, что г-н Хаббард выступал на ноябрьском заседании. Г-н Алекс Ошерофф, в то время бывший казначеем общества, сообщил г-ну Московицу, что существует протокол заседания 7 ноября 1948 года. Этот протокол показывает, что г-н Хаббард, отвечая на вопросы присутствующих, упомянул свою книгу «Экскалибур». Именно в этот момент он произнес слова о создании собственной религии. На собрании присутствовало 23 человека. Среди них были г-н Московиц, г-н Ошерофф, г-н Алан Ховард, г-н Мартин Гринберг и г-н Освальд Трэйн. Г-ну Московицу неизвестны нынешние адреса г-на Ховарда и г-на Гринберга. Г-н Трэйн — издатель, проживающий по адресу Уэст-Уингохокинг-стрит, д. 1129, г. Филадельфия, штат Пенсильвания (тел. № DA 4-7738).
После собрания некоторые его участники, в том числе г-н Хаббард, отправились в ресторан Hickory Grill, а затем домой к г-ну Московицу. В этом доме г-н Трэйн был загипнотизирован Хаббардом в попытке излечить г-на Трэйна от заикания. Г-н Московиц предложил заплатить Хаббарду 100 долларов, если тот сможет исцелить или хотя бы облегчить дефект речи, которым страдал г-н Трэйн. Г-н Хаббард не преуспел.
Г-н Хаббард не посещал никакие другие собрания общества, и г-н Московиц не присутствовал ни на каких других собраниях, на которых г-н Хаббард мог говорить о создании собственной религии.
Далее мы поговорили о различных других людях, которые могли знать г-на Хаббарда в период с 1946 по 1955 год. Во время этих бесед г-н Московиц назвал следующие имена и адреса:
1. Г-н Джон Кэмпбелл
Орчард-роуд, д. 1457
Маунтинсайд, штат Нью-Джерси
(Тел. № AD 3-3420)Г-н Кэмпбелл был издателем журнала Amazing Science Fiction и одним из первых нанял г-на Хаббарда в качестве писателя. В настоящее время он является сотрудником Analog Science Fiction. Он может располагать сведениями о жизни и деятельности г-на Хаббарда с 1938 по 1952 год.
2. Г-н A. Э. Ван-Вогт
Хоторн-авеню, д. 7089
Лос-Анджелес, штат Калифорния
(Тел. № 463-7377)Г-н Ван-Вогт — писатель, увлекшийся «Дианетикой». Он создал Лос-анджелесский дианетический центр где-то в июне или июле 1950 года. С тех пор он разочаровался в г-не Хаббарде.
3. Господин Артур Кокс — текущий адрес неизвестен. Г-н Кокс — друг г-на Ван-Вогта, он написал статью о Ван-Вогте, которая была опубликована в журнале Science Fiction Advertiser. Вторая из двух статей была опубликована в июльском номере за 1952 год. Редактором этого буклета был г-н Эдвард Людвиг. Во второй статье г-н Кокс упоминает различные письма Хаббарда Ван-Вогту, в которых речь идет об «Экскалибуре» и «Дианетике». Статья также упоминает, что Хаббард в 1948 году несколько раз присутствовал на собраниях Лос-Анджелесского общества научной фантастики. Протоколы этих собраний были опубликованы в 5, 6 и 7 выпусках журнала Shangri-la . Главный интерес представляет протокол собрания от 15 апреля 1948 года, опубликованный в Shangri-la №6 на с. 9. Копия этой страницы приложена к отчету.
4. Форрест Акерман — агент Л. Рона Хаббарда, по прежнему живущий где-то в Калифорнии, но его нынешний адрес неизвестен.
5. Г-н Уильям Блэкберд — г-н Блэкберд написал статью, озаглавленную «Мелкий Прометей: некоторые замечания о сочинениях Л. Рона Хаббарда» (Pip-squeak Prometheus Some Remarks on the Writings of L. Ron Hubbard). Эта статья впервые появилась в 1948 году в местном журнале, а впоследствии с некоторыми изменениями была перепечатана в октябрьском номере журнала Inside за 1952 год, начиная с 23 страницы. У г-на Московица есть копия этой статьи. Это интересный анализ творчества Хаббарда как писателя, и в ней упоминается Е-метр.
Кроме того, в распоряжении г-на Московица есть экземпляр книги под названием «Самоанализ в Саентологии» (Self Analysis in Scientology), права принадлежат Л. Рону Хаббарду; второе издание, 1953 год. Я не помню, чтобы видел эту книгу на раннем этапе расследования деятельности Саентологии. Кроме того, в ноябрьском выпуске журнала Amazing Science Fiction за 1970 год есть статья под названием «Дианетика» — личное свидетельство Барри Мольцберга.
Г-н Московиц заявил, что, когда г-н Хаббард занялся «Дианетикой», а потом — «Саентологией», он не следил за его деятельностью, поскольку она не имела отношения к научной фантастике. У него есть досье на «Дианетику» и еще одно — на «Саентологию». Большую часть информации в этих досье составляют вырезки из журналов и газет. Большинство этих статей — позитивные и негативные личные впечатления автора о «Дианетике» и «Саентологии». Они мало что добавляют, если вообще что-то добавляют к уже имеющимся сведениям.
Г-н Московиц заявил, что продолжит просматривать свой архив и попытается найти данные о еще одной встрече, на которой, по его мнению, Хаббард сделал такое же заявление о создании собственной религии. Если он найдет отчет об этом собрании, то свяжется со мной. Похоже, г-н Московиц полезен, главным образом, в качестве историка, в чьем распоряжении есть все статьи о движениях и контактах г-на Хаббарда.
— Чарльз Эверлайн
Итак, в 1948-1949 годах, когда Хаббард писал Дианетику и, по сведениям Саентологической церкви, неудачно пытался заставить медицинские и психиатрические организации всерьез отнестись к его «рецептам» душевного здоровья, он говорил некоторым людям о том, что с целью вырваться из рутины сочинения рассказов для бульварных изданий, он в действительности хотел создать религию. Однако Дианетика, увидевшая свет 9 мая 1950 года, выдавала себя за науку. Только впоследствии, в 1953 году, после после того как в 1952 году в Саентологии появилось еще больше метафизических идей о прошлых жизнях, Хаббард, столкнувшись с недовольством правительства по поводу его медицинских заявлений, написал Хелен О'Брайан, что попытается использовать «религиозных подход». Но значит ли это, что он всегда имел это в виду, и ждал лишь удобной возможности, чтобы предложить?
О, это весело.
FDA и Саентология уладили судебную тяжбу по поводу Е-метров в 1971 году. Но мы еще раз благодарим Р. М. Сайберта за то, что в прошлом году ему достало прозорливости, чтобы попросить у FDA досье.